Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рейтинг






Название данного жанра происходит от английского «rating», что переводится как «оценка», «классификация». Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публика­ций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, высту­пает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных мето­дов — аналогии и сравнения. Явления, относительно которых со­ставляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятель­ности — экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализирован­ных, так и в общественно-политических изданиях. Их можно встре­тить на страницах газет и журналов, в теле- и радиопередачах. По­пулярность такого жанра объясняется тем, что аудитория СМИ хочет знать приоритеты, существующие на сегодняшний день в той или иной важной для них сфере. Избирателям, например, важно знать, какой политический деятель лидирует, какой является аут­сайдером политической жизни. Вкладчикам важно знать, какие банки наиболее надежны, какие могут «рухнуть». Любители музы­ки стремятся узнать, скажем, какая музыкальная группа пользует­ся наибольшей популярностью у населения. И т.д.

Рейтинг — понятие, появившееся на страницах отечественных периодических изданий в период перестройки, в начале 90-х гг. Но это отнюдь не значит, что российская пресса не публиковала раньше нечто подобное современному рейтингу. В советской прессе ему предшествовали, например, публикации, посвященные социали­стическому соревнованию. Те же, к примеру, сельскохозяйствен­ные сводки, распределявшие места, занятые, скажем, в соревно­ваниях по севу зерновых культур, постоянно присутствовавшие на страницах многих районных и областных газет, были по сути дела ничем иным, как рейтингами.

Другое дело, что рейтинг в настоящее время «проник» в самые разные сферы, в том числе и туда, где говорить о каких-то сравне­ниях публично было просто невозможно, в частности — в полити­ку и пр. Сейчас рейтинги подобного рода практически не сходят с полос изданий.

 

Из публикации «Самая стильная — " старая гвардия"» (АиФ. № 19. 1998)
XI церемония вручения «Ники» и другие, менее пре­стижные, но не менее прият­ные шоу дали возможность звездам «прогулять» свои ве­черние туалеты, а нам обсу­дить их умение одеваться. Церемонию вручения «Ники» с полным правом можно назвать самым «серым» телезрелищем месяца. Плачев­ное состояние нашего кинема­тографа отразилось и на шоу. Создается впечатление, что всех приглашенных предупре­дили, что церемония все-таки состоится, буквально в после­дний момент и они надели то, что висело в шкафу и могло быть названо «выходным ко­стюмом». Кстати, мужчины, которые в этот вечер собра­лись в зале или поднимались на сцену, выглядели более эле­гантными, чем их дамы. «Старая гвардия» — акте­ры поколения 30-50-х годов — в умении выглядеть дали сто очков вперед всем современ­ным красавцам и секс-симво­лам. Пара Зельдин-Ладынина стала самой элегантной парой месяца. Он — в безукоризнен­ном смокинге с красной бабоч­кой (один из немногих, ре­шивших надеть яркий аксес­суар), с ухоженными волосами и усами. Она — с маникюром и идеальным макияжем, от­личной укладкой, в длинной юбке, на каблуках. Великолепно смотрелась и вышедшая вручать «Нику» в одной из номинаций поэтесса Белла Ахмадулина - малень­кое черное болеро и узенькие брючки, аккуратно причесанная головка, точеная фигурка делали ее похожей на изящ­ную статуэтку эбонитового дерева. И звание «Самая эле­гантная женщина месяца» принадлежит ей по праву. Ну а оперную приму Галину Виш­невскую, гостью «Субботнего вечера» у Урмаса Отта, мож­но назвать просто — «Короле­ва месяца». Прямая спина, прическа — волосок к волос­ку, красивые жесты, элегант­ное платье (которое, по ее при­знанию, она сама себе никогда не покупает - все это подарки Ростроповича). Дмитрий Дибров дебюти­ровал в роли нового ведущего «Старого телевизора». Он про­делал обратный путь от клас­сического ведущего, чей кос­тюм был продуман от галсту­ка до ботинок, к «неформалу». Сперва он освободился от гал­стука, затем — от костюма, по­том заимел милые кудряшки (с которыми ранее безжалост­но боролся), свитерочек и ру­башку в сеточку (на молнии — авангард!). На этом пути он заметно посвежел, но подрас­терял свой имидж, свой истин­но мужской шарм. Михаил Шуфутинский, сражавшийся на «Музыкаль­ном ринге» с блистательной Лаймой, победил в номинации «Самый неудачный концертный костюм». Для звезды того уровня, на который претенду­ет господин Шуфутинский, одевается он слишком «деше­во». Не в смысле цены, а в смысле безвкусицы. Ярко-желтый костюм и черная про­зрачная рубашка стареющему мужчине ни сексуальности, ни элегантности, ни шарма како­го-то нечеловеческого не дали. Бывает, что элегантность из плюса превращается в ми­нус, как в случае с Артуром Крупениным, который теперь ведет новое ток-шоу «Один дома». Он стал «Самым слад­ким мужчиной апреля». И ко­стюм всегда дорогой, и платок шелковый всегда на шее, и платочек-паше в кармашке ему в тон, и прическа — шик, и гамма продумана до малей­ших оттенков. Но все вместе это вызывает чувства, что все это — напоказ, чтобы все им полюбовались любимым. Вот Ален Делон прилетел в Красноярск: пальто внакидку, без галстука, волосы на ветру растрепаны, но смотришь на него и понимаешь — какой мужчина! А ведь он оттуда же, из «старой киногвардии», только французской. Звезд оценивали Юлия Шигарева, стилисты Московского клуба визажи­стов Наталия Черкасова, Лариса Выборнова.
Представленный выше рейтинг условно можно назвать «простым», поскольку он не требует особо тщательных измерений, использования математических методов и т.д., в отличие рейтингов «сложных», в осно­ве которых часто лежат серьезные научные исследования, на которые и опираются эксперты, осуществляющие классификацию (оценку) инте­ресующих их явлений. Такие рейтинги могут включать в себя как каче­ственные, так и статистические показатели и быть достаточно сложны­ми для восприятия обычного читателя (да и рассчитываются такие пуб­ликации на ту часть аудитории, которая обладает специальной подготовкой в той сфере, к которой относится рейтинг).

 

Рейтинги в периодической печати различаются и по своему объему. Они могут быть размером в десять-двадцать строк, а могут занимать и целую газетную полосу или даже больше (см., напри­мер, публикацию «Горячая осень. Итоги» под рубрикой «Рейтинг предвыборных PR-мероприятий» в журнале «Компания» за 27 де­кабря 1999 г.). Надо заметить, что рейтинг стал очень важным сред­ством манипулирования массовым сознанием в предвыборной борь­бе. Показывая, как растет рейтинг того или иного претендента на место в Госдуму или президентское кресло, СМИ тем самым подталкивают психологически неустойчивых или политически не оп­ределившихся избирателей к поддержке данного претендента, к голосованию за него.

Естественно, что подобное воздействие публикация рейтингов оказывает и в других сферах (например, любители спорта хотят увидеть того спортсмена, который является в данный момент ли­дером. Любители музыки под воздействием рейтинга больше поку­пают музыкальных дисков певца, объявленного лучшим в этом сезоне и т.д. и т.п.). То есть рейтинг в известной мере выступает как рекламный текст. Но отождествлять рейтинг с рекламой было бы неправильно. Ведь рейтинг в отличие от рекламы не пытается не­пременно навязать аудитории свой товар. Рейтинг печатается один раз, а реклама может появляться на одном и том же месте (напри­мер, в газете) ежедневно или в течение длительного промежутка времени. Реклама пропагандирует товар, пока он производится, а рейтинги (например, разных политических деятелей) могут быст­ро изменяться (кто был на первом месте, может оказаться на пос­леднем и т.д.).

На чем основывается отнесение рейтинга к аналитическим жанрам? Во-первых, на том, что «ранжировка» явлений, осуще­ствляемая в ходе составления рейтинга, представляет собой не что иное, как их сравнительный анализ. В ходе этого анализа исследу­ются разные стороны явлений, прогнозируется их развитие и т.д. В результате появляется материал, обладающий своеобразными и четкими характеристиками, о которых мы уже говорили выше.

Составление рейтингов — дело ответственное. Поэтому зани­маются ими в первую очередь люди, которые обладают специаль­ными знаниями, необходимым объемом оперативной информа­ции в соответствующей сфере деятельности и постоянно следят за ходом дел в ней. Серьезные рейтинги, как правило, составляются не отдельными специалистами, а экспертными группами или со­ответствующими центрами и институтами.

 

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ (часть II)

 

Рецензия

Статья

Журналистское расследование

Обозрение

Обзор СМИ

Прогноз

Версия

Эксперимент

Письмо

Исповедь

Рекомендация (совет)

Аналитический пресс-релиз

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.