Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республиканская форма правления






Форма правления имеет основополагающее значение для характеристики конституционно-правовой системы любого государства. Под формой правления понимается элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего, главы государства), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов. В зависимости от порядка замещения должности главы государства, формы правления делятся на монархию и республику. Главным признаком монархии является наследственный принцип передачи власти главе государства. Признаками республиканской формы правления являются выборность и сменяемость органов власти, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти. В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является государством с республиканской формой правления. Республиканский конституционный строй является важнейшим элементом демократического развития Российской Федерации и её субъектов.

Республиканская форма правления основана на принципе суверенитета многонационального народа. Народный суверенитет в Российской Федерации находит свое высшее признание в непосредственном участии народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя республиканскую форму правления, не определяет при этом вид или характер республики: парламентский, президентский или смешанный. В связи с этим среди ученых отсутствует единая точка зрения по данному вопросу. В конце 1990-х годов профессор Миланского университета (Италия) М. Ганино приводил существующую в западной правовой науке точку зрения, что в российской форме правления есть 50 % элементов, которые принадлежат французской модели, 30 % - модели США, 20 % происходят из имперской традиции. Высказывая свое мнение, М. Ганино отмечал, что российская форма правления «не связана с западными моделями, она является самостоятельной и самобытной моделью, потому что предполагает новые формы государственной структуры и совсем новые формы разделения властей»[43].

Анализ положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства позволяет сделать вывод, что в России существует смешанная республика. Подобную позицию высказывают и большинство российских правоведов. Профессоры М.И. Кукушкин и А.Н. Кокотов отмечают, что анализ положений российской Конституции позволяет сделать вывод о наличии в России смешанной республики[44]. Сочетанием парламентской и президентской республик характеризуют российскую форму правления и другие авторы[45]. Смешанный характер российской республики, - наиболее ярко проявляется в процедуре формирования высших органов государственной власти. В назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимает участие глава государства и парламент. В соответствии со ст. 111 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Вмести с тем Государственная Дума имеет право выразить Правительству недоверие, а Президент наделен полномочием распустить нижнюю палату Российского парламента.

Другой важной чертой смешанной республики называют дуализм исполнительной власти, заключающийся в существовании одновременно главы государства, наделенного некоторыми полномочиями исполнительной власти, и председателя правительства. В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Президент России руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.

Необходимо отметить, что сложившаяся политическая практика Российского государства и усиление роли Президента России в социально-политической жизни страны являются подтверждением фактического признания президентского характера организации государственной власти. Сегодня Российская Федерация в рамках смешанной республики развивается по модели президентской республики и такое состояние государственного механизма признается обществом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.