Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость организации от внешней среды.






В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Поэтому влияние внешней среды на организацию также может рассматриваться как некая внутренняя переменная.

Внешняя среда - элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, но не относятся" к ее внутренним переменным.

Т.е. сами составляющие внешней среды к внутренним переменным не относятся, но изменения внутри организации, вызванные ими, могут рассматриваться как внутренние переменные. Характеристики внешней среды: сложность, динамизм, неопределенность.

Сложность внешней среды в большом количестве факторов влияния: технических, социальных (нормы, ценности и пр.), организационных (структуры, хозяйственные связи), экономических, правовых. В характере воздействия. По этому критерию внешняя среда подразделяется на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия - поставщики, потребители и конкуренты, а также организации, прямо влияющие на деятельность организации. К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на нее опосредственно и которые учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, уровень безработицы, уровень инфляции и т.п.

Динамизм внешней среды заключается в постоянном изменении внешней среды, неравномерности этих изменений. Неопределенность внешней среды - в ограниченности информации о ней, низкой степени достоверности этой информации.

 

 

4Менеджмент изменений в реализации стратегии Сопротивление изменениям со стороны работников организации может определяться одним или несколькими из следующих факторов. Во-первых, у тех, кого изменения могут коснуться, отсутствует четкое понимание деталей. Возможно, им не объяснили причины изменений или они не знают, как это изменения коснутся лично их. Этот барьер может быть сравнительно легко преодолен руководством, которое должно принять необходимые меры для заполнения информационных пробелов. Во-вторых, у подчиненных нет доверия к руководству. В-третьих, инерция подчиненных может быть вызвана страхом либо за свое положение, пост, либо за свой социальный статус. Тех, кого данные изменения касаются, могут опасаться того, что эти изменения отрицательно повлияют на их место и статус в организации. В какой-то степени инерцию можно объяснить неуверенностью в будущем. Реакция на неопределенность в будущем может быть различной: одни демонстрируют более негативное отношение, чем другие. Трехступенчатая модель изменений К. Левина К. Левин (Lewin, 1947) предложил при рассмотрении организационных изменений использовать трехступенчатую модель, которая включает: I. «Размораживание» предполагает принятие мер, которые позволили бы работникам отказаться от существующей практики или корпоративных культурных норм при подготовке к изменениям2. Движение к новому уровню уже предполагает необходимые изменения. Количество времени, выделяемого на эту фазу, может варьировать. Структурные изменения обычно осуществляются достаточно быстро. На изменение внутренних систем (таких, как системы качества или новые информационные системы) уходит меньше времени, изменение корпоративной культуры происходит в течение нескольких лет. 3. «Застывание» («замораживание», «блокирование») необходимо для того, чтобы зафиксировать изменения и не допустить, чтобы организация вернулась на старые позиции. Наиболее часто «цементирования» требуют" именно культурные изменения, а не какие-либо другие, и на этой стадии со стороны менеджмента требуется определенная решительность.   8. Необходимость инноваций в современном обществе.Многие страны мира стали строить экономику и связывать дальнейшее своё развитие именно с новыми открытиями и изобретениями. Инновационные процессы стали определяющими в развитии любой страны.Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Во многих странах малый бизнес получает значительную правовую и фи­нансовую поддержку со стороны государства, способствует развитию конкуренции. Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.Смысл рыночного механизма — движение методом проб и ошибок к общему равновесию цен, балансу произведенных и требуемых количеств продукта. Иначе говоря, речь идет о процессе, в ходе которого решаются три основных вопроса любой экономики: что, как и для кого произво­дить? При ценовой конкуренции основным способом соперничества относится снижение цен производителем на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей (более низкие издержки производства, на издержки влияют техника и организация производства, управление з/п, расходы на страхование). Неценовая конкуренция - фирмы стараются предложить потребителю, при прочих равных условиях товары и услуги более высокого качества, расширить их ассортимент и увеличить диапазон обслуживания, предоставить больше гарантий. Т.е. КОГДА ИСЧЕРПАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ТОВАРА, НЕОБХОДИМО ПРЕДЛОЖИТЬ РЫНКУ ЧТО-ЛИБО НОВОЕ! Это и есть необходимость инноваций в современном обществе.   12.Характеристика функции – «планирование» (стратегическое планирование). Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами планирования руководствуются при составлении планов: -Полнота планирования – при планировании должны учитываться все событии и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.-Точность планирования – при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.-Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.-Непрерывность планирования – это непрерывный процесс.-Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем. Существуют три уровня управления: 1.Стратегическое планирование(высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочный перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Стратегическое планирование - это набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке мер, направленных на достижение организацией своих целей. Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Особенности стратегического плана: разрабатывается с точки зрения перспектив всей компании; основывается на обширных исследованиях и фактических данных; придает фирме индивидуальность и позволяет привлекать определенные категории работников; является целостным в течении определенного промежутка времени и в тоже время гибким (то есть содержит возможность модификации и переориентации). Стратегия ограниченного роста. Характеризуется установлением целей от достигнутого. Применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. (Наиболее часто выбираемая стратегия). Стратегия роста. Осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним. Внутренний – путем расширения ассортимента товаров, услуг и пр. Внешний – путем объединения с другими фирмами и т.п. (эта стратегия также выбирается достаточно часто). Стратегия сокращения (еще называется стратегией последнего средства). Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого 14.Управление инновационным проектом. В развитых странах управление проектом – бурно развивающая область менеджмента. И Профессиональное овладение этой деятельностью является необходимым условием для обеспечения успешного функционирования компании, связанной с бизнесом в сфере высоких технологий. На успех проекта влияют две группы факторов. Внешние факторы (плохо управляемые) – финансирование, налоги, законодательство, рынок. Внутренние (хорошо управляемые) - способ представления, степень доведенности проекта, организация работ. Чем именно управлять менеджеру проекта: 1.Управление предметной областью проекта 2.Управление качеством3.Управление временем 4.Управление стоимостью5.Управление рисками.6.Управление персоналом.7.Управление контрактами и обеспечением ресурсами.Рассматривая управление проектом, как процесс достижения определенной цели, выделяются этапы проекта: 1.Инициация проекта.2.Планирование (планирование целей, операций, сроков, ресурсов, стоимости, качества, организации, назначение персонала, критериев рисков). Исполнение (исполнение плана проекта, учет исполнения, распределение информации, подтверждение качества, подготовка предложений. выбор поставщиков, контроль контрактов. развитие команды проекта).3.Анализ (оценка исполнения, анализ сроков, анализ стоимости, подтверждение целей, анализ качества. анализ ресурсов).4.Управление изменениями (общее управление изменениями, управление ресурсами, управление целями. управление качеством, управление контрактами, управление рисками).Таким образом, квалификация менеджера, руководителя проекта становится важнейшим фактором минимизации рисков. От менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.   18. Принципы разработки инвестиционной стратегии Инвестиционная деятельность должна осуществляться с учетом определенной перспективы. Формирование направлений этой деятельности с учётом перспективы представляет собой процесс разработки инвестиционной стратегии. Процесс разработки инвестиционной стратегии получает более конкретное определение путём формирования инвестиционного портфеля компании. В отличие от инвестиционной стратегии формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках текущих финансовых возможностей компаний. В свою очередь, процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает своё наиболее детальное завершение в оперативном управлении реализацией отдельных инвестиционных проектов. Формирование инвестиционной стратегии базируется на прогнозировании инвестиционного климата и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Сложность этого процесса заключается в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компании. Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчинённый характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Формирование инвестиционной стратегии состоит из этапов: Определение периода формирования инвестиционной стратегии; Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности; Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности(Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов); Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации; Оценка разработанной инвестиционной стратегии   22. Основные этапы разработки управленческих решений.В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Традиционная модель разработки У.Р.(5 этапов): 1.Выявление проблемы и постановка целей –определение цели решения и определениякритериев оценки результатов решения 2.Сбор всесторонней информации, выявление ограничений – изучение существа вопроса, изучение условий для эфф-го решения 3.Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта – разработка и оценка альтернативного варианта по заданным критериям 4.Организация выполнения принятого решения (оформление приказа, распоряжения; разработка плана и срока реализаций решения; назначение ответственных лиц; инструктаж исполнителей) 5.Контроль выполнения решения (предупреждение отклонений, срывов; обработка экспертных оценок; возможность принятия нового решения)   26. Методы анализа используемые при стратегическом выборе Анализ разрыва - наиболее простой метод стратегического анализа. Его цель - определить наличие разрыва между целями фирмы и ее возможностями и предложить способы его заполнения. При использовании этого метода определяют наиболее существенные интересы фирмы(например, увеличение количества продаж), выясняют реальные возможности фирмы по достижению этих интересов на данный момент и в перспективе, устанавливают величину разрыва между показателями стратегического плана и реальными возможностями, а затем разрабатывают план мероприятий по ее заполнению. Анализ динамики издержек и кривая опыта. Эта модель связывает определение стратегии с достижением преимущества в издержках и предполагает, что при удвоении объема производства затраты на производство единицы продукции снижаются на 20- 30 %.На снижение затрат влияют следующие факторы: при росте сбыта снижается доля постоянных затрат, постоянное повторение процессов труда ведет к экономии живого труда, возможность применения прогрессивных технологий, при закупке крупных партий сырья возможны скидки от поставщиков.В соответствии с этой моделью основным направлением стратегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, так как в этом случае появляется возможность увеличения масштаба производства, снижения издержек на единицу продукции и получения высоких прибылей. Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства. Главный недостаток модели- учитывает в основном только внутренние проблемы организации и недостаточное внимание уделяется внешней среде(в первую очередь потребностям покупателей). Анализ динамики рынка. В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла товара (услуг).Жизненный цикл товара(услуг) включает четыре фазы. Первая фаза - внедрение на рынок. Вторая фаза - рост. Основные цели: - расширять и развивать рынок в условиях возрастающего спроса; - максимизировать уровень охвата рынка; - создать и поддержать приверженность марке. Для реализации этих целей необходимо путем добавления новых свойств улучшить товар, увеличить количество сбытовых сетей, снизить цену.чтобы привлечь новые группы покупателей, создать новый образ марки. Третья фаза- зрелости. Основная стратегическая цель - сохранение и по возможности расширение своей доли на рынке Четвертая фаза - спад. Основная стратегическая цель - постепенное снятие с производства данной продукции и переориентация покупателей на новый продукт фирмы. На этой фазе целесообразно использовать следующие стратегии: снижение издержек на рекламу и упаковку, предоставление больших скидок оптовикам, снижение производственных издержек. Цель модели жизненного цикла - правильно определить стратегию бизнеса для каждого этапа существования товара на рынке.   29. Понятие стратегии. «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.» «Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.» Существует четыре основных типа стратегий: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсификационного роста, сокращения Существуют четыре различные группы правил: правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием; правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса; правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией; правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами. Уровни стратегии в организации: «Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами. Второй уровень – сферы бизнеса – уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала. Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д. Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.   34. Типы структур организации и их характеристика. Известны три базовые структуры управления; Линейная: Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-начальник, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя. В этом случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том. что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Функциональная: осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейною управления. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п. Общая задача управления делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Линейно-функциональная: При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Так же существуют следующие структуры: Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Дивизиональная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам, или по группам обслуживаемых потребителей Матричная структура состоит из постоянных органов и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается на крупных и многопрофильных предприятиях.     39.Порядок разработки инновационной стратегии. Разработка стратегии начинается с выбора целей и заканчивается выбором конкретной стратегической альтернативы. Не является исключением и разработка инновационной стратегии. Но здесь одним из основных критериев является размер организации. Если организация представляет собой крупную компанию, корпорацию, то её инновационная стратегия является, частью общей стратегии корпорации и подчинена более высоким целям всей организации. Если же организация небольшая, то инновационная стратегия становится её единственной стратегией. Для реализации любой стратегии необходимо создать адекватную систему управления. 1носит случайный характер возникновения большинства нововведений. 2на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инно­вациях весь персонал. (руководитель, заказчик).3Основным условием для внедрения инноваций является наличие эф­фективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований по­купателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Покупа­телям нужен не новый товар, а новые выгоды! Необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, * интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии); * материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ре­сурс площадей); * финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые); * кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях) * инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки); От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стра­теги. Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобре­тать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно.Предприятие должно выбрать из 2-+х основных видов стратегического поведения: Наступательное или Оборонительное   42.Формирование портфеля проектов. Портфель инноваций – это комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственных разработок, подлежащих внедрению в организацию. Этот перечень новшеств подлежит продаже. Управление научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках постоянно меняющихся условий. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить работу по проекту.(Могут измениться требования потребителей и спрос) Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Три основных фактора, которые изначально должны учитываться при проведении НИОКР: -затраты (на всем ЖЦТ нового изделия), -возможные пути дальнейшего развития -время. В современных условиях разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях. Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно. Количество проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, зависит от размеров проектов, которые измеряются через общий объем ресурсов, необходимых для разработки и затрат на реализацию одного проекта. Портфель, состоящий, в основном, из крупных проектов, является более рискованным, по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. Преимуществом небольших проектов является то, что их легче адаптировать друг к другу с точки зрения соответствия наличным ресурсам. Но они будут иметь скромный потенциал по объему продаж (и потенциалу прибыли). Рассматривая те или иные проекты на предмет из возможного включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия перераспределения затрат на проекты. 1.Анализ спроса на научно-техническую продукцию 2.Анализ потребности в выпускаемой и (или) реализуемом новшестве или новой услуге. 3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия. Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Поэтому анализ спроса и создание информационной базы для его проведения специфичен в каждом конкретном случае.   45. Коммерциализация инноваций. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ — 1) широкое использование коммерческих начал в экономике, расширение количества коммерческих организаций; 2) подчинение деятельности целям извлечения прибыли. ИННОВАЦИИ — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. Процесс коммерциализации осуществляется на четвертом этане от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта. Требуются большие инвестиции. Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. Однако, любая новация сама может стать объектом купли - продажи, что превращается во внешний стимул занятий инновационной деятельностью. Процесс введения новации (новшества) на рынок принято называть процессом коммерциализации. Отметим, что речь идет о новшестве, т.е. о новой идеи, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод (иначе говоря, в инновацию). Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-технических, технологических, проектных, конструкторских работ, реализуемый по договорным ценам. Новация превращается в научно-техническую продукцию тогда, когда становится объектом рыночных отношений. Однако, как рыночный продукт научно-техническая продукция имеет свои специфические особенности: Первая особенность в том, что этот продукт имеет разные формы. Вторая особенность связана с тем, что при потреблении не исчезает, поэтому возможна многократная реализация. Третья особенность в том, что новация -такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний Наконец, в четвертых, специфика новации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата. Принято рассматривать три вида рынков: рынок новаций (новшеств), рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций). Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции.     49.Способы влияния на подчиненных. Руководство – это процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Это оказание влияния на подчиненных, побуждать к работе на достижение поставленных целей организации. Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого (идея, просьба, пожелание, угроза, шантаж, приказ). Власть – это возможность влияния на других лиц. Лидерство – это способ оказания влияния на отдельных личностей, группы, направляя их усилия на достижение поставленных целей. 5 Форм Власти: 1. На принуждении (через страх, что вызывает образы насилия) 2.На Вознаграждении 3. На традициях 4.Власть примера (через Харизму - сила личностных качеств или способностей лидера), т.е. обмен энергией, внушительная внешность, ораторские способности, восхищение своей личностью, уверенная достойная манера держаться 5.Через Компетентность     53. Стратегия диверсификации. Диверсификация – это проникновение фирмы на рынки других отраслей. Стратегия дифференциации (внедрение новой технологии). Стратегия дифференциации становится привлекательной, когда потребности покупателей уже не удовлетворяются стандартными товарами. Сущность стратегии дифференциации состоит в способности фирмы обеспечить уникальность и более высокую ценность товара (услуги) для покупателя по сравнению с конкурентами. Условия достижения дифференциации: разработка характеристик особенностей товаров, которые бы снижали затраты покупателя; сокращать затраты труда покупателя на обучение при использовании товара; сократить затраты покупателя на хранение (поставка точно в срок); сократить затраты по обслуживанию клиентов; создание имиджа компании. Всё это требует внедрения новых технологий Диверсификация производства зависит от сферы бизнеса и управления предприятием. Она требует высокой степени гибкости в подходах ее реализации. Каждый случай диверсификации требует соответственного подхода и анализа и одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Некоторые из них: 1. Адаптация. – Весь персонал и оборудование должны использоваться для достижения большего разнообразия товаров/услуг 2. Экспансия (расширение) - повышение производительности за счет увеличения количества оборудования и количества организаций – увеличение ассортимента. 3. Поглощение – Фирма занятая в определенной сфере деятельности поглощается путем покупки либо за наличные или акции, или то и другое. 4. Слияние – Объединение компаний приблизительно одинаковых размеров и рода деятельности. 5. Присоединение – какая-либо заинтересованная компания принимает непосредственное участие или осуществляет контроль 6. Инвестиции – весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, тех.авыков, патентов, чтобы компания могла извлечь из этого определенные преимущества 7. Содействие – оказание поддержки поставщику или покупателю в проведении диверсификации или в расширении их деятельности. Эти методы часто сочетаются друг с другом.   56. Источники конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества – это уникальные материальные средства, которыми владеет фирма, а также стратегически важные для данного предприятия направления его деятельности (производство, сбыт, научно-исследовательские разработки) позволяющие противодействовать конкуренции. 1. Действия, направленные на сильные стороны конкурентов: -снижение цены на аналогичный товар; -аналогичная рекламная кампания;; -выпуск товаров с новыми характеристиками, которые вытеснят конкурента; -снижение издержек. 2. Действия, направленные на слабые стороны конкурентов: -концентрация на географические регионы; -привлечь качеством продукции; -лучшее обслуживание, реклама. 3. Партизанное наступление: -на удаленных районах; -привлечение покупателей, которые еще не определили продавца; -организация выигрышей; -разовое снижение цен; -заключение договоров с лучшими поставщиками сырья; -создание у потребителя сильного психологического имиджа фирмы; -создание дисконтных карт, кредит.   60. Рынок новшеств На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным законодательством. Научно-техническая продукция появляется в результате работы исследовательских организаций и отдельных ученых. В связи со спецификой научно-технической продукции имеют и свои особенности те аспекты рыночных отношений, которые относятся к области правового регулирования инновационной деятельности. Рынок новшеств формируют научные организации, учебные заведения, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные физические лица, занимающиеся изобретательской деятельностью. Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать катализатором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР. Участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах: • развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР; • проведение исследований на кооперативных началах с другими организациями; • оформление заказов на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ сторонней организации; • приобретение лицензий на право производства товаров или услуг; •покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности; • приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства. При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.   63.Подготовка и разработка управленческого решения Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Цель управленческого решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Основными критериями, отличающими управленческие решения от других, являются: 1. Цел 2. Последствия. З.Разделение труда 4.Профессионализм. Основные этапы разработки управленческого решения: 1 Получение информации о ситуации 2. Определение целей 3. Разработка оценочной системы 4.Анализ ситуации 5.Диагностика ситуации 6. Разработка прогноза развития ситуации 7. Генерирование альтернативных вариантов решений. 8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий 9. Разработка сценариев развития ситуации 10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий 11. Коллективная экспертная оценка 12. Принятие решения 13. Разработка плана действий 14. Контроль реализации плана 15. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействии. Данная методология принятия управленческих решений относится к сфере менеджмента, т.е. к управлению самостоятельными организациями в рыночной экономике. Однако, сфера применения теории этим не ограничивается. В технике, в проектировании сложных технических систем также необходимо принятие управленческих решений. И здесь основное отличие в том, что там основное внимание уделяется формализованным процедурам.     69.Типы организационных структур управления и их характеристика. Структура управления организацией - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Линейная структура организации - Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель–начальник, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - принцип единоначалия. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.). Она является менее гибкой. Функциональная структура управления - осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Проектная –Применяется, где идет создание проекта, новаций, может адаптироваться к ситуации. Когда проект закончен, группа расформировывается. Такая структура позволяет собрать специалистов в совместную группу. Матричная –Применяется в мелких организациях. Со стороны люди не приглашаются только свои Дивизионная – (формируется по продуктовому признаку, по региональному или по потребителю).Используется в сложных структурных организациях. «Продукт1» и «Продукт2» не согласованы, идет дублирование деятельности, расход финансовых средств на одинаковую деятельность. (МГУТУ – это дивизионная, по региональному признаку) Смешанная или Тензорная структура сочетает вышеперечисленные.   70. Оценка ликвидности инвестиций Ликвидность инвестиций представляет собой их потенциальную способность в короткое время и без существенных финансовых потерь трансформироваться в денежные средства. Оценка ликвидности инвестиции по времени измеряется обычно в количестве дней, необходимых для реализации на рынке того или иного объекта инвестирования Оценка ликвидности инвестиций по уровню финансовых потерь производится во времени трансформации объекта инвестирования в денежные средства. Это может быть часть первоначально вложенного капитала в связи с реализацией объекта незавершенного строительства, продажа отдельных ценных бумаг в период низкой их котировки, налоги и пошлины при реализации объекта инвестирования, комиссионные расходы. Оценка ликвидности инвестиций по уровню финансовых потерь осуществляется путем соотнесения суммы этих потерь (затрат) и суммы инвестиций.   78. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи: 1.Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода. 2.Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности. 3.Определение региональной направленности инвестиционной деятельности. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности требует поэтапного подхода к прогнозированию инвестиционной деятельности в увязке с общей стратегией экономического развития компании. 1. Исследуется целесообразность отраслевой концентрации или диверсификации инвестиционной деятельности. Как правило, начальные этапы деятельности компании связаны с концентрацией ее на одной отрасли, наиболее хорошо знакомой инвесторам. Высокая степень риска. 2. Исследуется целесообразность различных форм отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей. Такими группами могут быть отрасли сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта и т.п. Снижение степени риска. 3. Исследуется целесообразность различных форм диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных не связанных между собой групп отраслей. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности связано с двумя основными условиями при разработке инвестиционной стратегии компании. Первым условием, определяющим необходимость такой разработки, является размер компании. Вторым условием, определяющим необходимость такой разработки, является продолжительность функционирования компании.     83.Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов. Среди объектов инвестирования главную роль в настоящее время играют реальные инвестиционные проекты. Среди реальных инвестиционных проектов наибольшую долю занимают проекты, реализуемые путем различных форм капитальных вложений. К таким инвестиционным проектам относятся новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение компаний и их структурных единиц. При подготовке инвестиционных проектов для реализации необходимо предварительно разработать бизнес-план. Бизнес-план - это стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой документ, в котором детально обосновывается концепции предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики. Предприниматель для осуществления реального инвестирования в форме капитальных вложений должен иметь четкие представления о предполагаемом бизнесе, его масштабах и формах; важнейших показателей маркетинга, производственной и финансовой деятельности; сырьевом, техническом и кадровом обеспечении проекта; объеме необходимых инвестиций и сроках их возврата; рисках, связанных с реализацией проекта и других его характеристиках. Вид бизнес-плана зависит от характера инвестиционного проекта. Для крупных инвестиционных проектов, требующих значительных капитальных затрат, а также для проектов, связанных с производством и внедрением на рынок новых, не имеющих аналогов видов продукции, товаров или услуг, разрабатывается полный вариант бизнес-плана, содержащий 40-50 страниц. Необходимость такого подробного обоснования диктуется повышенным уровнем рисков для инвестора и привлечением к анализу бизнес-плана экспертов соответствующего профиля. Для небольших инвестиционных проектов можно разработать краткий вариант бизнес-плана объемом 10-15 страниц, который в дальнейшем по требованию инвестора или кредитора может быть уточнен и дополнен. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой: 1.Краткая характеристика инвестиционного проекта (резюме); 2.Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект; 3. Характеристика продукта (услуг); 4. Размещение объекта; 5. Анализ рынка; 6. Планируемый объем и структура производства продукта (оказываемых услуг); 7. Обеспеченность выпуска продукта (услуг) основными факторами производства; 8.Стратегия маркетинга; 9.Управление реализацией инвестиционного проекта; 10.Оценка рисков и формы их страхования; 11.Финансовый план; 12.Стратегия финансирования инвестиционного проекта.   88. Характеристика ситуационного подхода в менеджменте. Можно отметить, что одним из главных результатов работы школ менеджмента явилась разработка определенных подходов (поведенческого, административного, количественного). Кроме них существуют и другие подходы. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы. Логическим продолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода, который также соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. Этот подход позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации. Основой такого подхода является прямое приложение научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Он базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырех шаговый процесс: Ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций). Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения. Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными, и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных. Увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом     95. Формы и виды средних величин, способы их вычисления и примеры практического применения. В статистике для отображения количественных закономерностей используют стат. показатели – колич. характеристики социально-экономических явлений и процессов, кот. непосредственно связаны с их внутренним содержанием. По форме выражения стат. пок-ли делятся на: абсолютные, относительные и средние величины. Средние величины, как правило, используются в тех случаях, когда возникает необходимость в обобщении. Это объясняется тем, что средняя величина отражает то общее, что присуще всем д. (элементам) исследуемой совокупности. А также в средней величине в силу закона больших чисел взаимопогашаются отклонения значений признака, обусловленные действием случайных факторов, и учитываются изменения, вызванные действиями основных факторов. Средняя величина – это обобщенная колич. характеристика признака в конкретных условиях места и времени. В статистике выделяют 2 класса средних величин: 1) Степенные средние – имеют в формуле расчета показатель степени и в зависимости от его значения делятся на: - арифметические, - гармонические, - геометрические, - квадратические, - кубические. Любая степенная средняя имеет 2 формы: а) простая форма (используется для не сгруппированных данных), б) взвешенная форма (используется для сгруппированных данных). Самым распространенным видом степенной средней явл. средняя арифметическая. Простая: . Взвешенная: , где х – значение признака, n- кол-во изучаемых единиц, f- вес или частота, кот. показывает сколько раз значение признака х встречается в изучаемой совокупности. Остальные средние имеют более ограниченную сферу применения, например: ср. геометрическая (применяется для вычисления средних значений в рядах динамики), ср. квадратическая (используется для вычисления ср. значения показателей, измеряемых в квадратных единицах, например ср. площадь). 2) Структурные средние – отображают структуру изучаемой совокупности и делятся на моду, медиану, квартили, квинтили, децили и перцентили. Наиболее часто для отображения структуры совокупности используют моду и медиану. Мода – значение признака, которое чаще всего встречается в изучаемой совокупности. Медиана – значение признака кот. делит упорядоченную последовательность его значений на 2 равные по численности части. Мода и медиана являются дополнительными 99. Характеристика процессуальных теорий мотивации. Функция мотивации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать. Современные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации (одна из групп теории мотивации психологического и организационно-экономического направлений) – более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями. Существует три основные процессуальные теории мотивации: 1теория ожидания – основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Ожидание – оценка личностью вероятности определяемого события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение; вознаграждение - валентность.2Теория справедливости – как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Это теория о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его вознаграждением других людей, выполняющих аналитическую работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человек а возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых усилий либо уровень получаемого вознаграждения. Таким образов те сотрудники, которые считают что им не доплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее. Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.3Модель Л.Портера и Э.Лоулера - разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а так же осознания им своей роли. Вывод: результативный труд доставляет 102. Ресурсы организации и их характеристика Деятельность любой организации по осуществлению своей цели можно рассматривать как преобразование ресурсов, получаемых из внешней среды, для достижения результатов, передаваемых во внешнюю среду. Ресурсы делятся на материальные (сырье, материалы, запчасти и пр.), финансовые (наличные деньги, кредиты и т.п.), трудовые (рабочая сила) и информационные. Любая организация, независимо от вида деятельности, использует все виды ресурсов. Количество и скорость обработки информации менеджерами (как о внутренних процессах, идущих в организации, так и о внешней среде) являются определяющими в процессах управления. Именно это, в конечном счете, во многом определяет эффективность работы организации   110. Этапы и основные методы статистического исследования Статистическое исследование – это целенаправленный сбор данных об изучаемых явлениях или процессах общественной жизни. Основной формой статистического исследования является статистическое наблюдение. Стат. наблюдение - это массовый, планомерный, научно-организованный и систематический сбор данных об изучаемых явлениях. Стат. исследования осуществляются с помощью следующих статистических методов, которые можно разделить на 3 основные группы: 1) Метод массовых наблюдений (применяется на этапе сбора первичных данных, а также включает определение объекта единицы и цели наблюдения). 2) Метод статистических сводок, группировок и таблиц (применяется на этапе обработки научных данных с целью выявления типовых черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Включает в себя сводку данных группировок и представление результатов в виде таблиц или графиков.). 3) Методы анализа обобщающих показателей (дают характеристику изучаемому явлению при помощи стат. величин (абсолютных, относительных и средних) Эти методы соответствуют этапу формирования результатов, наблюдения и выводов по его совершенствованию.   116.Статистическая сущность индексов, их классификация, правила построения и формулы расчета основных экономических индексов. В экономических исследованиях часто приходится сопоставлять не только отдельные признаки, но и сложные явления, состоящие из разнородных элементов, кот. непосредственно суммировать нельзя. Изменения таких явлений в пространстве и во времени изучают с помощью индексов. Индекс – обобщающий показатель, кот. выражает соотношение величин какого-л. сложного явления в пространстве или во времени или дает сравнение фактических данных с любым эталоном. Виды индексов: 1. По содержанию изучаемых величин: а) индексы количественных показателей (явл. объемными т.к. характеризуют общий суммарный размер изучаемого явления, например, индекс издержек производства), б) индексы качественных показателей (характеризуют изменения явления в расчете на единицу, например, индекс цен, себестоимости). 2. По степени охвата изучаемых единиц: а) индивидуальный индекс (характеризует изменения каждого отдельного элемента сложного явления), б) сводный (общий) индекс (характеризует общее изменение всех элементов изучаемого явления), в) групповой или субиндекс (характеризует изменения части элементов сложного явления). Сводные (общие) индексы по методам расчета делятся на 2 группы: 1) агрегатные индексы – дробь, числитель и знаменатель которой определяется как сумма произведений двух величин, одна из кот. изменяется (индексируемая величина), а другая остается неизменной (вес индекса). Индекс цен например: , где p – индексируемая величина (цена), q- вес индекса (физический объем). 2) средние индексы – явл. производными из индивидуальных индексов. Они в свою очередь делятся на арифметические и гармонические. Сводные (общие) индексы подразделяются на несколько разновидностей: индекс цен, товарооборота, физического объема, себестоимости, затрат на производство, производительность труда, затрат времени на производство продукции ит.д. Любой индекс характеризует изменение сложного явления во времени или в пространстве в относительном выражении (в %). Для характеристики абсолютного изменения явления (т.е. в руб. например) из числителя надо вычесть знаменатель индекса.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.