Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Московский городской психолого-педагогический университет






ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет «Психология образования»

Одобрено УМС факультета

«Психология образования»

(протокол №__ от «____»________201__ г.)

Председатель_________ _____________

 

 

Кузнецова Оксана Викторовна

«Психологическое сопровождение профильного обучения»

Учебно-методический комплекс

для направления 050400.62 «психолого-педагогическое образование»

Степень (квалификация) – бакалавр

Психолого-педагогического образования

 

Согласовано:

 

Москва, 2011

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

Методические рекомендации по дисциплине

«Психологическое сопровождение профильного обучения»

для организации самостоятельной работы студента

 

очной (очно-заочной) формы обучения в бакалавриате

 

Автор и составитель пособия – кандидат психолог. наук Кузнецова Оксана Викторовна

 

Общий объём самостоятельной работы студента по дисциплине 72 часа

 

Планирование самостоятельной работы студента

 

Раздел 1. Профильная школа как пространство самоопределения учащихся. – 8 ч.

После изучения данного раздела планируется семинар - 4 ч.

Вопросы и задания, ключевые положения, рекомендации и литература приводятся по каждой теме отдельно.

Подготовку к семинарским занятиям рекомендовано начинать с изучения «Концепции профильного обучения».

В подготовку к семинарским занятиям входит изучение лекционного материала, а также просмотр электронной презентации (№ 1).

При подготовке к семинарскому занятию 1 необходимо ознакомиться с темами проектных работ (см. стр. 28 данного методического пособия) и определить наиболее интересную тему. Работа над проектами предполагается в течение всего курса (с консультациями у преподавателя во время семинарских занятий).

Тема 1.1. Профильное обучение учащихся: цели, задачи, основные проблемы и перспективы развития. – 2 ч. (после названия темы указаны часы, отведённые для самостоятельного изучения материала и подготовки к семинарским занятиям).

Вопросы и задания:

1. Назовите цели и задачи профильного обучения.

2. Раскройте основные проблемы профильной школы.

3. Расскажите о перспективах профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательной школы.

Следует обратить внимание:

Перемены, происходящие в современном мире, ставят перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у школьников готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям развивающегося общества, а также интересам, склонностям и способностям учащихся. В настоящее время в нашей стране и за рубежом разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения учащихся. Один из таких подходов – предпрофильная подготовка, начинающаяся в средней школе, и профильное обучение в старших классах.

Создание в школе особого пространства профессионального и личностного самоопределения выступает как необходимое условие подготовки подростка к жизни. Введение в общеобразовательной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения способствует решению этой задачи.

Ключевые положения:

ü В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусмотрено введение профильного обучения и поставлена задача создания системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

ü В настоящее время профильное обучение призвано обеспечить становление института ранней профессионализации, способствующего формированию профессионально компетентной и мобильной личности, что отвечает потребностям общества в высококвалифицированных кадрах. Это влечет за собой необходимость организации квалифицированной помощи молодым людям в профессиональном самоопределении.

ü В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» отмечается, что профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения. За счёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса оно позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования. Также в «Концепции…» вводится понятие профильной школы институциональной формы реализации профильного обучения.

ü Основные цели профильного обучения:

1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного образования;

2) создание условий для существенной дифференциации содержания образования с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

3) установление равного доступа к полноценному образованию всем категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможности вхождения подростков в мир современных профессий, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.

ü Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности.

ü Задачи предпрофильной подготовки (согласно «Концепции профильного обучения») включают в себя:

1) развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

2) формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;

3) выявление интересов, склонностей и способностей школьников; формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

4) оказание психолого-педагогической помощи при приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

Литература:

1. * Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

2. Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, формы, структуры учебного плана// www. omczo.org

3. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал " Эйдос". - 2003.

4. Сайт Департамента образования г. Москвы www.еducom.ru.2

* - отмечена основная литература по дисциплине

Тема 1.2. Нормативная документация профильного обучения. – 2 ч.

Вопросы и задания:

1. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие введение профильного обучения и предпрофильной подготовки.

2. Кратко раскройте содержание Концепции профильного обучения как основного документа профильной школы.

3. Назовите возможные профили обучения (по Концепции ….) Какова оптимальная структура профилей?

Следует обратить внимание:

· Существует ряд нормативных документов, регламентирующих введение в общеобразовательной школе профильного обучения и предпрофильной подготовки (нормативная документация представлена в Хрестоматии, раздел 1 - см. тексты « Перечень нормативных документов по профильному обучению» и «Нормативно-правовая база профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов»).

Ключевые положения:

ü Концепция профильного обучения – основной документ профильной школы.

ü Основные положения Концепция профильного обучения:

1) Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода в современном образовании.

2) Профильное обучение не должно копировать профессиональное. Профильная школа должна совмещать в себе две функции: общеобразовательную и профессионально-ориентирующую.

3) Концепцией профильного обучения предложено одиннадцать профилей образования: физико-математический, естественно-научный (специализация в области физики и химии), естественно-научный (специализация в области биологии и географии), социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический и оборонно-спортивный.

4) Оптимальная структура профилей может быть основана на объединении двух-трёх взаимосвязанных предметов: 1. Физико-математический профиль. 2. Гуманитарный профиль (языки, литература, история). 3. Естественно-научный (химия, биология).

Литература:

1. * Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

2. Перечень нормативных документов по профильному обучению/ Хрестоматия…

3. Нормативно-правовая база профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов/ Хрестоматия…

4. Сайт Департамента образования г. Москвы www.еducom.ru.2

5. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru

Тема 1.3. Модели профильной школы. – 2 ч.

Вопросы и задания:

1. Перечислите возможные модели профильного обучения.

2. Что собой представляет сетевая модель организации профильного обучения?

3. Расскажите о внутришкольных моделях профильного обучения. Как связаны возможности (ресурсы) школы и различные модели профильного обучения? Раскройте преимущества и недостатки различных моделей профильного обучения. Проанализируйте несколько сайтов школ г. Москвы (с целью выявления различных моделей профильного обучения), например, сайты ГОУ СОШ №292, 981, 996; ГОУ ЦО № 1434, 1685 г. Москвы.

Следует обратить внимание:

Существуют различные модели профильного обучения. В школе могут быть один или несколько профильных классов (однопрофильная или многопрофильная школа). Школа, в целом, может быть и не ориентирована на определённые профили, но при этом учащимся необходимо предоставить возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий за счёт введения ряда элективных предметов, т.е. предметов по выбору.

Ключевые положения:

ü Реализация профильного обучения может осуществляться по нескольким моделям.

ü Модель внутришкольной профилизации предполагает введение одного профиля обучения (однопрофильная школа) или нескольких профилей (многопрофильная школа).

ü Модель сетевой организации базируется на привлечении ресурсов других образовательных учреждений.

ü В качестве ресурсного центра профильного обучения (предпрофильной подготовки) может выступать одна из школ или методический центр.

Литература:

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. –М., 2002.

2. Сайт Департамента образования г. Москвы www.еducom.ru.2

3. Сайты различных школ г. Москвы.

4. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru

Тема 1.4. Предпрофильная подготовка. – 2 ч.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение предпрофильной подготовке.

2. Расскажите об элективных курсах.

3. Раскройте роль школьного психолога в организации предпрофильной подготовки.

Следует обратить внимание:

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать возможные психологические трудности учащихся на этапе принятия ответственного решения, связанного с выбором профиля обучения и построением индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые положения:

ü Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующая их самоопределению по завершению основного образования.

ü К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9 (в некоторых образовательных учреждениях 7-8 кл.) в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, а также направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

ü На этапе предпрофильной подготовки с целью расширения и углубления знаний учащихся вводятся предметные курсы.

ü Также рекомендована организация ориентационных курсов – занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Как правило, эти курсы представляют собой краткосрочные учебные модули.

Литература:

1. *Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

2. Сайт Департамента образования г. Москвы www.еducom.ru.2

3. Сайты различных школ г. Москвы.

4. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru

Раздел 2. Профильное обучение – исторический экскурс. – 8 ч .

После изучения данного раздела планируется семинар - 6 ч.

Вопросы и задания, ключевые положения, рекомендации и литература приводятся по каждой теме отдельно.

В подготовку к семинарским занятиям входит изучение лекционного материала, а также просмотр электронной презентации (№ 2).

Тема 2.1. Профильное обучение в России. – 4 ч.

Вопросы и задания:

1. Когда впервые в России была предпринята попытка осуществления дифференциации обучения? С каким событием она связана?

2. Почему после 1936 г. на длительное время были прекращены разработки в области дифференциации образования?

3. Перечислите основные этапы развития отечественного профильного (дифференцированного обучения).

 

Следует обратить внимание:

В российской школе существует богатый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 году.

Соответствующим указом была предусмотрена организация семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Ключевые положения:

Этапы развития профильного (дифференцированного) образования в России:

1. Согласно реформе образования, осуществлявшейся в 1915-1916 гг. под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева, 4-7-й классы гимназии были разделены на три группы: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

2. В 1918 году на первом Всероссийском съезде работников просвещения было разработано «Положение о единой трудовой школе», предусматривающее профилизацию обучения в старших классах. Выделялись следующие направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

3. В 1934 г. ЦК ВКП (б) и Советом Народных комиссаров СССР было принято постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», которое предусматривало единый учебный план и единые учебные программы. Известное постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.) фактически остановило дальнейшие научные изыскания в данной области.

4. В 1957 г. АПН СССР выступила инициатором эксперимента, согласно которому предполагалось провести дифференциацию образования по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

5. В 1966 г. были введены факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углублённым изучением отдельных предметов.

6. В конце 80-х – начале 90-х появились новые виды общеобразовательных учреждений: гимназии и лицеи, ориентированные, прежде всего, на углублённое изучение определённых образовательных областей с целью дальнейшего обучения в ВУЗе.

Литература:

1. *Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

2. Из истории профильного образования в России. По материалам МИОО. https://www.mioo.ru/

3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//
Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

4. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования www.isiorao.ru

5. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru

Тема 2.2. Профильное обучение в зарубежных странах. – 4 ч.

Вопросы и задания:

1. Перечислите направления дифференциации в англоязычных странах, во Франции, в Германии.

2. Раскройте специфику профильного обучения в США.

3. Как обычно называются профильные образовательные учреждения во Франции, в Германии, в США?

Следует обратить внимание:

В большинстве европейских стран (Франция, Голландия, Англия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания и др.) к седьмому году обучения в школе ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждый учащийся может продолжить образование по двум вариантам: «академическому», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональному», в котором обучение ведётся по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

В США профильное обучение осуществляется на протяжении последних двух-трёх лет обучения в школе. Существует три варианта профиля: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг в данных профилях происходит за счёт расширения спектра различных учебных курсов по выбору.

Ключевые положения:

Анализируя зарубежный опыт, можно выделить следующие общие черты организации обучения на старшей ступени школьного образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. В англоязычных странах – это академический и неакадемический профили, во Франции – естественнонаучный, филологический, социально-экономический, а в Германии – это «язык – литература-искусство», «социальные науки», «математика – точные науки – технология».

4. Обычно старшая профильная школа выделяется как самостоятельное учебное заведение: лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая школа» – в США.

Литература:

1. *Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

2. Организация профильного обучения в системе общего среднего образования в зарубежных странах (аналитический обзор )/по материалам Института стратегических исследований в образовании Российской академии образованияМатериалы Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования// www. isiorao.ru

3. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования www.isiorao.ru

Раздел 3. Личностное и профессиональное самоопределение подростков в условиях профильной школы. – 30 ч.

 

 

После изучения данного раздела планируется семинар - 8 ч.

Вопросы и задания, ключевые положения, рекомендации и литература приводятся по каждой теме отдельно.

В подготовку к семинарским занятиям входит изучение лекционного материала, а также просмотр электронной презентации (№ 3).

Тема 3.1. Самоопределение как жизненная задача личности. Проектирование жизненного пути во временной перспективе. – 8 ч.

Вопросы и задания:

1. Раскройте значение понятие самоопределение. В чём заключается личностное и профессиональное самоопределение? Как это понятие трактуется в философии, социологии, психологии, педагогике?

2. Назовите составляющие психологической готовности к самоопределению.

3. Как вы понимаете сходство и различие понятий жизненная перспектива, личностная перспектива, психологическая перспектива.

4. Найдите высказывания философов, мыслителей, писателей, поэтов по теме самоопределение, личностный выбор, принятие решения (не менее 10 цитат, обязательно с указанием автора).Задание д.б. выполнено в печатном виде и в эл. форме.

Следует обратить внимание:

Тема самоопределения, осуществления выбора, принятия решения получила оформление уже в ранних философских учениях, начиная с Аристотеля. К изучению условий, необходимых для достижения свободы, обращались Р. Декарт, И. Кант, И. Фихте, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер. В трудах мыслителей-экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, К. Ясперс), эта тема занимает центральное место.

Самоопределение этопроцесс и результат выбора личностью своей позиции, выбора целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Анализ философско-психологических оснований самоопределения позволяет предположить, что жизненные стратегии личности кристаллизуются в процессе принятия решений и построения образа будущего.

Жизненная стратегия человека во многом зависит от особенностей восприятия личностью своего времени.

Выбирая профиль обучения, подростки осуществляют свой первый профессиональный выбор.

Ключевые положения:

Самоопределение (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.

В психологической литературе описано жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

Различают психологическую, личностную и жизненную перспективы (по К.А. Абульхановой–Славской). Психологическая перспектива – это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива включает в себя не только когнитивную способность предвидеть будущее, но и целостную готовность к нему в настоящем, установку на будущее. Жизненная перспектива представляет собой совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения.

Временная перспектива (по P. Zimbardo) - основной аспект в построении психологического времени, возникающего из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего.

Психологическая готовность к самоопределению (по Л.И. Божович) – основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста. Основу самоопределения составляют: сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания; внутреннее богатство личности; развитие нравственных установок; многообразие чувств и переживаний; становление временной перспективы, ценностных ориентаций, жизненных смыслов.

Готовность (способность) к личностному и профессиональному самоопределению является главным новообразованием ранней юности (по И.В. Дубровиной).

И отечественные, и зарубежные психологи отмечают, что задача самоопределения (обретения идентичности) – одна из главных на этом возрастном этапе. Впервые задачи построения жизненной перспективы наиболее интенсивно начинают актуализироваться в подростковом возрасте при выборе профиля обучения.

Литература:

1. *Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения/Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора психологических наук. - М.: ПИ РАО, 1996. – 60 с.

2. *Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006 – 320 с. (с.158-232).

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. —

М.: ТЦ Сфера, при учас­тии «Юрайт», 2003.- С. 280-327.

4. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2010.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.