Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мидир - примиритель (миротворец)






 

Жарашдыргъан - сууаплы, Талашдыргъан — жууаплы.

Примиряющий будет благословен, Сеющий вражду будет в ответе.

Къанлыны сёзю — бичакъ,

Слово кровника — нож,

Мидирни сёзю — минчакъ.

Слово примирителя — четки.

Мидирлеге къайырылма,

На примирителей не злись,

Эл адетден айырылма.

Народный обычай не отвергай.

Айта билген — сууутур,

Умеющий сказать — остудит,

Айта билмеген — къозутур.

Неумеющий — распалит.

Мидир келсе — сабырлыкъ келир,

Ишин этсе — мамырлыкъ келир.

С примирителем приходит спокойствие,

Если ли справится с задачей - приходит мир.

 

Акъылы келишмеген Ачыкъ сёзню дау су нар, Терслигине ийилмеген Мидирлени жау сунар. Терсакъылны арбазына Мидир болуп барма.

 

Несговорчивый человек Открытую речь считает обвинением, Не признающий свою вину, В примирителях видит врагов.

Не иди примирителем, Во двор самодура.

 

Примирители (мидирле) не представляли собой специальную группу людей. Это был обычно князь, к словам которого прислушивались или сельчане, пользующиеся доверием и уважением, умные, рассудительные, влиятельные. Во многом благодаря этому институту кровная вражда у карачаево-балкарцев уже в средневековье сошла на нет. Даже в нарт-ском эпосе вина за убийство не рассматривается как вина всего рода, а только самого убийцы. Идеальный герой эпоса, могучий и бесстрашный Карашауай вообще отказывается от мести за своих сводных братьев, поскольку виновниками вражды были они сами. Основной же причиной отмирания у карачаево-балкарцев кровной мести, неизбежного следствия родового строя, было раннее возникновение тюркских государств - Ски-фии-Гуннии-Хазарии, Великой Болгарии, Алании, Золотой Орды; как известно, государство и родовой строй несовместимы.

Но кровная месть продолжала существовать у карачаево-балкарцев в более легкой форме, т. е. виновным признавался не весь род, а только сам убийца, и только с ним и следовало расправиться. Г.-Ю. Клапрот писал (в 1808 году) о карачаевцах: «Если кого-нибудь убьют, его родственники принимают все меры к отомщению за его кровь путем смерти убийцы, что, по их мнению, является единственным средством успокоить душу покойного и свою совесть. Иногда, однако, князь старается примирить обе стороны и приглашает всех родственников с одной и другой стороны; закалывают быка или овцу, которых и съедают, причем выпивают много пива. Дело заканчивается тогда обычно примирением». И далее: «Если же убийство было совершено не преднамеренно, то хотя его и рассматривают как преступление, но примирения легче достигнуть и оно почти всегда удается».

Но дело не только в вендетте. Причин для вражды между людьми всегда было предостаточно. Стабилизации жизни общества, его сплоченности и служили примирители.

Разумеется, к исполнению этой миссии они приступали после обращения одной из сторон, но могли и отказаться, если полагали, что дело безнадежно. Примирение, достигнутое благодаря мидирам, считалось их большой заслугой, благодеянием. Не выслушать их, ссориться с ними означало уронить свое достоинство в глазах народа, расценивалось как тупоумие и самодурство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.