Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жыр бла жырчы - песня и певец






 

Жыры барны жолу бар.

Жырны жолу — жюрекге. Жырны жолу — Тейриге. Жыр жюрекни уятыр. Жырчы келсе, жыр келир.

Жырчы жырын унутмаз. Жырчыны сыйы тойда чыгъар.

Жырчы ат алып кетер, Жыры къанат керип жетер.

Жырчыгъа дуния эркин.

Жырчыгъа тийген — Тейрини

жауу.

Жырчы къаны тёгюлмез.

Эрни саны къырда къалыр, Аты-жаны жыр да къалыр.

 

У кого есть песня, у того есть и путь.

Путь песни - к сердцу. Путь песни — к Тейри.

Песня будит сердце (слушателя).

Когда приходит певец,

приходит и песня.

Певец свою песню не забудет.

Певец в чести на пирах.

Певец уедет, получив коня, Песня догонит его на крыльях.

Для певца мир просторен. Обидчик певца — враг Тейри.

Кровь певца не прольется.

Тело героя останется в степи, Имя и душа его останутся в песне.

 

Певец в традиционном карачаево-балкарском обществе был персоной важной. Он был человеком, ответственным за сохранение памяти о прошлых и настоящих событиях. И именно безымянным певцам мы обязаны не только появлением нартского эпоса, но и большого числа историко-героических песен, многие из которых по сути являются поэмами. К сожалению, сохранилось не более пяти десятков этих песен, от других остались только названия - «Песнь о Гекки Аттоеве», «Песнь о Бостане», «Акка и Киши» и др. Можно считать чудом, что карачаево-балкарский народ, несмотря на всю его трагическую историю, сохранил до сегодняшнего дня огромный пласт народных поэтических произведений, которые тематически можно разложить на семь больших частей:

1. Мифологическая поэзия, трудовые песни.

2. Детские потешки, считалки, колыбельные и т.д.

3. Героический эпос «Нарты».

4. Ёзден Адет.

5. Историко-героический эпос.

6. Духовные стихи и поэмы (на религиозные темы).

7. Народная лирика.

Главное требование, которое предъявлялось к песне, помимо оригинальной мелодии и художественных достоинств текста, - быть правдивой. Последующие исполнители обязаны были сохранять её в чистоте. Фактически отрицалась всякая возможность изменения оригинала, даже в лучшую сторону. Отсюда и другая особенность древних песен (как нартских, так и историко-героических) - неукоснительное соблюдение последовательности хронологической и событийной. Карачаево-балкарская старинная песня всегда старалась последовательно изложить весь ряд событий, включая и происходившие до рождения главного героя.

За сочинение талантливой, правдивой песни автор получал в награду скакуна. Певец входил в число фигур неприкосновенных, наряду с князем, святым, мудрецом, послом, народным вождем (бачама), главой Тёре, - согласно народным представлениям, их убийство предвещало большие беды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.