Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 2 страница






'Русск. перев.: Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции /Перев. Б. Столпнера и П. Юшкевича. СПб., 1912.

 

яние экзистенциальной философии; в 1923 г. защитился под руководством Ясперса (тема исследования: " Платон и так называемые пифагорейцы. Глава из истории немецкого духа" — " Plato und die sogenannten Pythagoreer. Ein Kapitel aus der Geschichte des griechischen Geistes", Halle a. d. S. 1923; в 1927 г. стал внештатным профессором в Гейдельберге, а в 1928 г. — ординарным профессором в Марбурге; в 1939 г. эмигрировал в США, где преподавал в различных университетах. О его оценке философии Ясперса см.: Frank E., " Wissen, Wollen, Glauben. Gesammelte Aufs& #228; tze zur Philosophiegeschichte und Existentialphilosophie", Z& #252; rich und Stuttgart 1955, S. 269–288.

87. Ebbinghaus /., " Kantinterpretation und Kantkritik" // Deutsche Vierteljahresschrift f& #252; r Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, Bd. II, H. l, 1924, S. 80-115.

Эббингауз Юлиус (Ebbinghaus, Julius; 1885–1981) — философ; с 1921 г. — приват-доцент, а с 1926 г. — профессор во Фрайбурге; впоследствии профессор в Ростоке и Марбурге. Первоначально был гегельянцем, а затем — строгим кантианцем.

88. Вебер Марианна (Weber, Marianne; 1870–1954) — жена Макса Вебе-ра, " жизнеописание" которого она написала в 1920-е гг. (" Мах Weber. Ein Lebensbild", T& #252; bingen 1926). С1898 г. участвовала в женском движении, а в 1919–1923 гг. была первым председателем Союза немецких женских обществ; в рамках этой деятельности написала ряд трудов; " Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung. Eine Einf& #252; hrung", T& #252; bingen 1907, считается наиболее важным из них. Марианна Вебер близко дружила с семьей Ясперс.

89. Гете. Фауст, ч. I, Пролог на небесах, 329. Перев. Н. Холодковского

90. Хайдеггер Фриц (Heidegger, Fritz; 1894–1980) — младший брат Хай-деггера, жил в Мескирхе (банковский служащий), расшифровал многие рукописи Хайдеггера и сам проявлял большой интерес к фило-

 

софии и теологии; веселый, остроумный человек (см.: Ein GeburtagsbrTef des Bruders // Martin Heidegger — zum 80. Geburtstag von seiner Heimatstadt Mebkirch", Frankfurt a. M. 1969, S. 58–63. 91. Судя по дневниковым записям хижины, он находился в Тодтнауберге до 6 октября.

92. Относится к сообщению Ясперса, которое в архивах Хайдеггера не обнаружено.

93. Афру Гайгер.

94. Классические филологи Марбурга: Эрнст Маас (Ernst Maab), Теодор Бирт (Theodor Birt), Эрнст Ломмач (Ernst Lommatzsch), Пауль Фридлендер (Paul Friedl& #228; nder).

95. В архивах Хайдеггера не найдено (возможно, более раннее письмо).

96. В зимнем семестре 1925/26 г. Ясперс читал лекции " Философия религии (в т. ч. психология религии)".

97. Семинары для старших студентов были посвящены Гегелю (" Логика"), для начинающих — " Критике чистого разума" Канта.

98. В архиве Хайдеггера отсутствует.

99. Фотографию.

 

100. В архиве Хайдеггера отсутствует.

101. Общество поддержки немецкой науки (Notgemeinschaft der deutschen Wissenschaft) было создано в 1920 г. по инициативе Фридриха Шмидт-Отга (Friedrich Schmidt-Ott), в то время министра по делам культов Пруссии, и лауреата Нобелевской премии Фрица Хабера (Fritz Haber) в целях поддержки наук, в особенности молодых научных кадров. Членами его были пять немецких академий и все университеты, входящие в Объединение высших учебных заведений. После Второй мировой войны Общество и ученый совет были преобразованы в Немецкое научно-исследовательское объединение (Deutsche Forschungsgemeinschaft), федеральное правительство и земли совместно занимались финансированием исследований.

102. Майер Генрих (Maier, Heinrich; 1867–1933) — философ, профессор Берлинского университета. Представитель критического реализма, исследователь Аристотеля.

103. Виндельбанд Вольфганг (Windelband, Wolfgang; 1886–1945) — историк, профессор; в ту пору в ранге министериальрата был референтом по университетским кадрам в министерстве науки, искусства и народного образования Пруссии.

104. " Бытие и время" (" Sein und Zeit") было опубликовано в VIII т. ежегодника " Jahrbuch f& #252; r Philosophie und ph& #228; nomenologische Forschung" (Halle a. d. S. 1927, S. l— 438) и посвящено Эдмунду Гуссерлю. Теперь в GA Bd. 2, вместе с пометками Хайдеггера из так называемого " экземпляра из хижины" (hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1977; T& #252; bingen, 16.1986). На подаренном Гуссерлю экземпляре — цитата из Лессинга: " Величайшая ясность всегда была для меня наивысшей красотой".

105. Огто Вальтер Ф. (Otto, Walter F.; 1874–1958) — философ и филолог-

 

классик; профессор в Вене, Франкфурте-на-Майне и Тюбингене. Работы: " Die G& #246; tter Griechenlands", Bonn 1929, и др.

106. Йегер Вернер (Jaeger, Werner, 1888–1961) — историк философии и филолог-классик; профессор в Берлине и Гарварде. Основные работы: " Aristoteles", Berlin 1923; " Paideia — Die Formung des griechischen Menschen", Berlin u. Leipzig 1934–1947, 3 Bde*, и др.

107. На Шеффелышрассе жил Генрих Риккерт.

108. Речь идет о книге " Schellings Philosophie", изданной в Берлине.

109. Шеллинг Фр., " Философские исследования о сущности человеческой свободы".

110. В архиве Ясперса не сохранилось.

111. Вайс Елена (Wei& #223;, Helene) — ученица Хайдеггера, работала над Аристотелем; с приходом к власти нацистов покинула Германию. Диссертация: " Причинность и случай в философии Аристотеля" — " Kausalit& #228; t und Zufall in der Philosophie des Aristoteles", Basel 1942. В предисловии благодарит Хайдеггера за предоставленную возможность знакомства с его неопубликованными работами.

112. Кристеллер Пауль Оскар (Kristeller, Paul Oskar; род. 1905) — ученик Хайдеггера и Ясперса, философ; хотел защититься под руководством Хайдеггера, в 1933 г., покинув Германию, переехал в Италию (там выпустил работу о Фичино), а в 1939 г. — в США; профессор Колумбийского университета. Основные интересы: античность, Возрождение и ранний период нового времени.

113. Ни рукописи, ни машинописного экземпляра прочитанной в 1926 г. лекции " О сущности истины" (" Vom Wesen der Wahrheit") в архиве Хайдеггера не найдено. Вероятно, Хайдеггер подготовил ее на основе своей лекции зимнего семестра 1925/26 г. " Логика. Вопрос об ис-

'Русск. перев.: " Пайдейа", М, 1998.

 

тине" (" Logik. Die Frage der Wahrfieit", GA Bd. 21, hrsg. von W. Biemel, Frankfurt a. M. 1976), а свои заметки впоследствии уничтожил. Прочитанную в 1926 г. лекцию не следует пугать с лекцией 1930 г., полностью переработанной, но имеющей то же заглавие (Frankfurt a.M. 1943, а также в: GA Bd. 9; Wegmarken. Hrsg. von F.-W. Henmann, Frankfurt a. M. 1976)…

114. В архиве Хайдеггера не найдено.

115. По сообщению Кристеллера (1988), в то время он из-за финансовых соображений вынужден был подготовить диссертацию как можно быстрее, но затем вернулся к Хайдеггеру (1931), который в качестве темы для защиты одобрил платонизм Марсилио Фичино. В 1932 г. для ее написания Кристеллер получил стипендию Общества поддержки немецкой науки.

116. Имеется в виду печатание работы " Бытие и время".

117. Беккер Карл Генрих (Becker, Carl Heinrich) — министр по делам культов Пруссии, см. прим. 47 к письму [13].

118. В Сильваплану (ср.: Husserl-Chronik, Denk- und Lebensweg Edmund Husserls von K. Schuhmann, Den Haag 1977, S. 308).

119. Летом Энно Э. Ясперса (Jaspers, Enno E.; 1889–1931), брата Карла Ясперса, пришлось на время поместить в приют св. Георгия для душевно- и нервнобольных в Эллене (Бремен).

120. Штёрринг Густав (St& #246; rring, Gustav; 1860–1946) — философ и психолог, с 1896 г. — приват-доцент в Лейпциге, в 1902–1911 гг. — ординарный профессор философии в Цюрихе, затем в Страсбурге, а в

 

1914–1927 гг. в Бонне. Как психолог-экспериментатор, Штёрринг был учеником Вильгельма Вундга (Wilhelm Wundt). Работы о процессах мышления, чувствах, а также систематическое изучение душевной жизни в норме и патологии послужили основой реалистической теории познания, с позиций которой он критиковал фрайбургскую (баденскую) школу неокантианства. Его философские работы, вплоть до самых поздних, находились под влиянием психологии.

121. Венчер Макс (Wentscher, Мах; 1862–1942) — с 1897 г. приват-доцент в Бонне, с 1904 г. — внештатный профессор в Кенигсберге, в 1907 г. в Бонне, там же с 1918 г. — ординарный профессор. В 1933 г. отправлен в отставку. Его работы, сосредоточенные главным образом на этических проблемах, находились, в частности, под влиянием Рудольфа Германа Лотце (Rudolf Hermann Lotze).

122. Ротхаккер Эрих (Rothacker, Erich; 1888–1965) — с 1924 г. профессор философии в Гейдельберге, с 1928 г. — в Бонне. Его работы посвящены главным образом логике и систематике гуманитарных наук. О его гейдельбергском периоде см.: Rothacker K, " Heitere Erinnerungen", Frankfurt a. M. / Bonn 1963, S. 57 ff.

123. Карл Генрих Беккер.

124. В архиве Хайдеггера не найдено.

125. Гегель, Предисловие к " Феноменологии духа": " Знакомое вообще именно потому, что оно знакомо (bekannt), оказывается не познанным (erkannt). Это наиболее распространенное самозаблуждение, как и заблуждение других, предполагающих в познании нечто как знакомое и удовлетворяющихся этим; при всей этой болтовне такое знание, не знающее, что с ним происходит, не двигается с места" (WW. И, 25).

126. Риккерта.

11—3600 321

 

127. В архиве Хайдеггера не найдены.

128. Виндельбанд Вильгельм (Windelband, Wilhelm; 1848–1915) — философ, представитель фрайбургской (баденской) школы неокантианства, историк философии. Работы: Geschichte der abendl& #228; ndischen Philosophie im Altertum, 1888*; Geschichte der neueren Philosophie, Leipzig 1878–1880, 2 Bde**; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie (1892). T& #252; bingen, 15, — 1957; Geschichte und Naturwissenschaft, Rektoratsrede (1894). Stra& #223; burg, 3, -1904; & #220; ber Willensfreiheit (1910). T& #252; bingen, 4.1923***; Platon. 1900, 7, —1923" "; Pr& #228; ludien. Aufe& #228; tze und reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 2 Bde. 1884*" ".

129. Подразумевается " Философия" Ясперса (" Philosophie").

130. Дриш Ханс (Driesch/Hans; 1867–1941) — философ, профессор в Лейпциге. Представитель виталистической философии (" Philosophie des Organischen", Leipzig 1909, 2 Bde).

131. Пихлер Ханс (Pichler, Hans; 1882–1958) — философ, профессор в Грайфсвальде, занимал критическую по отношению к неокантианству позицию; выступал за обновление онтологии.

132. Манке Дитрих (Mahnke, Dietrich; 1884–1958) — философ, профессор в Марбурге; занимался философией Лейбница (" Unendliche Sph& #228; re und Allmittelpunkt — Beitr& #228; ge zur Genealogie der mathematischen Mystik", Halle a. d. Saale 1937)****".

* Русск. перев.: История древней философии. СПб., 1902–1905. Т. 1–2.

" Русск. перев.: История новой философии. 1893. Т. 2; " От Канта до Ницше", СПб., 1913, М., 1997.

**" Русск. перев.: О свободе воли. М., 1905.

" **Русск. перев.: Платон. СПб., 1909, Киев, 1997; " Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия". М., 1910.

***** Русск. перев.: Прелюдии. СПб., 1904; Дух и история. Избранные работы. М., 1996.

****** Манке также являлся в свое время учеником Гуссерля, занимал административные посты в министерстве образования.

 

133. Бехер Эрих (Becher, Erich; 1882–1929) — философ и психолог, профессор в Мюнстере и Мюнхене; представитель витализма. Основной труд: " Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften", M& #252; nchen u. Leipzig 1921.

134. Великий герцог Фридрих I Баденский (1826–1907) — в 1852 г. стал принцем-регентом, а в 1856 г. — Великим герцогом. Одним из первых заговорил о немецком национальном единстве под эгидой Пруссии; в политике придерживался либеральных позиций; инициатор реформ выборной системы в Бадене (1904).

135. Фишер Куно (Fischer, Kuno; 1824–1907) — философ, в 1850 г. защищался по философии в Гейдельберге; с 1856 г. — профессор философии в Йене, с 1872 г. — снова в Гейдельберге, где преподавал до самой смерти. Начинал как гегельянец, однако своими трудами о Канте дал толчок новой рецепции философии Канта; один из крупнейших историков философии второй половины XDC в., снискавший известность прежде всего блестящим стилем изложения; основной труд: " Geschichte der neueren Philosophie", 10 Bde — " История новой философии".

136. Хайдеггер читал курс лекций " Основные проблемы феноменологии" (" Die Grundprobleme der Ph& #228; nomenologie"; теперь в: GA Bd. 24. Hrsg. von Fr.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 2, 1989), а также вел семинар для старших студентов " Онтология Аристотеля и логика Гегеля" — " Die Ontologie des Aristoteles und Hegels Logik".

137. В летнем семестре 1927 г. Ясперс вел семинар по " Феноменологии духа" Гегеля.

138. Розенкранц Иоганн Карл Фридрих (Rosenkranz, Johann Caii Friedrich; 1805–1879) — философ, с 1831 г. — профессор в Галле, а с 1833 г. — в

11* 323

 

Кенигсберге, один из наиболее видных представителей правого крыла гегельянства. Хайдеггер запрашивал следующие работы: Die Modificationen der Logik, abgeleitet aus dem Begriff des Denkens. Studien Te& #252; 3, Leipzig 1846; Wissenschaft der logischen Idee, K& #246; nigsberg 1858–1859, 2 Bde. 139. 400 лет со дня основания Марбургского университета.

140. От издательства " Макс Нимайер" Ясперс получил " Бытие и время".

141. Относится либо к рождественскому письму, которое не сохранилось (ср. письмо [39] Хайдеггера Ясперсу от 26.12.1926), либо к визиту Хайдеггера в Гейдельберг (1.1.1927). В обоих случаях речь, по всей видимости, шла о " Бытии и времени", которое Ясперс к тому времени знал по чистой корректуре.

142. Rosenkranz K., Erl& #228; uterungen zu Hegel's Encyclop& #228; die der philosophischen Wissenschaften//Philosophische Bibliothek, Bd. 34, Berlin 1870.

143. Эрдман Иоганн Эдуард (Erdmann, Johann Eduard; 1805–1892) — с 1836 г. профессор в Галле, крупный историк философии (" Versuch einer wissenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie", 3 Bde, Leipzig 1834–1853); принадлежал к последователям Гегеля правой ориентации. Ясперс намекает на работу: " Grundri& #223; der Logik und Metaphysik. F& #252; nf Vorlesungen", Halle a. d. S. 1841.

144. Fischer K., System der Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre, Heidelberg 1852.

145. Подразумевается опубликованное З мая извещение о смерти, где сообщалось, что Йоханна Хайдеггер, урожд. Кемпф, скончалась " после долгой мучительной болезни".

146. Ср. прим. 139 к письму [43].

147. Ср. прим. 108 к письму [32].

148. Гертруда Ясперс предприняла эту поездку вместе с Марианной Ве-бер.

149. Майер Давид (Mayer, David; 1834–1929) — коммерсант; овдовев, жил в Пренцлау.

150. Майер Додо (Mayer, Dodo), в замужестве Зингер (Singer) — дочь брата Гертруды Ясперс, Артура Майера (Arthur Mayer).

151. Работа над " Философией".

152. Ср. более позднее высказывание Ясперса из его " Философской автобиографии" (а. а. О., S. 98 ff.): " Появление работы Хайдеггера «Бытие и время» (1927), хоть я тогда не разглядел этого по-настоящему, не привело к углублению наших отношений, но сделало их скорее более поверхностными. Я реагировал, как и за несколько лет до того на его критику моей «Психологии мировоззрений», не особенно заинтересованно. Уже в 1922 году Хайдеггер читал мне отдельные страницы из своей рукописи. Для меня это было непонятно. Я настаивал на естественном способе выражения. Временами Хайдеггер позднее говорил: он, мол, уже продвинулся намного вперед, наброски тех лет уже серьезно переделаны, что-нибудь получится. О содержании вышедшей в 1927 году книги я прежде ничего не знал. И вот я увидел работу, которая с первых же страниц производила впечатление интенсивностью исследования, конструктивностью понятий, меткостью и новизной языка, часто многое проясняющего. Однако, несмотря на блеск мощного анализа, она не казалась мне полезной для того, к чему стремился в философии я. Я радовался успеху человека, с которым был близок, но читать эту работу мне не хотелось, я то и дело застревал, потому что стиль, содержание и образ мысли

? 25

 

были мне чужды. Я не воспринял книгу и как нечто, против чего должна быть направлена моя мысль, с чем я должен спорить. В отличие от бесед с Хайдеггером, она не давала мне никакого импульса.

Хайдеггер был, наверное, разочарован. Я, как старший, целиком занятый своей философской работой, не удосужился основательно прочитать и дать критику [его текста], как он, еще молодым человеком, сделал это по отношению к моей «Психологии мировоззрений», выявляя на этой критике свое мышление. Вот почему Хайдеггер, в свою очередь, не испытывал настоящего интереса ко всем моим более поздним публикациям".

153. Семинар.

154. Относится к тогдашней структуре " Философии".

155. На зимний семестр 1927/28 г. была определена тема: " Метафизика. (Ее история и современная истина)" — " Metaphysik. (Ihre Geschichte und gegenw& #228; rtige Wahrheit)".

156. GA Bd. 25: Ph& #228; nomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft. Hrsg. von Ingtraud G& #246; rland, Frankfurt a. M. 27, — 1987.

157. Назначение на должность ординарного профессора кафедры философии в Марбурге Хайдеггер получил 19.10.1927. Факультет не согласился с отклонением кандидатуры прусским министерством по делам культов и повторно выдвинул Хайдеггера.

158. Saldi «Maria, " Hegels Shakespeare-Interpretation", Berlin 1927. (Издано Ясперсом в серии: Philosophische Forschungen. H. 5.)

 

159. Зальдитг Мария (Saldi«, Maria; род. 1899) — в 1920–1924 гг. изучала философию в университетах Фрайбурга, Вюрцбурга, Мюнхена и Гей-дельберга, в 1924–1926 гг. — филологию и социологию в США. Защитилась в 1927 г. у Ясперса, написав работу о гегелевской интерпретации Шекспира. В 1927–1929 гг. — преподавательская деятельность в США. С 1930 г. — преподавание в различных средних школах Германии. — М. Зальдитт была близким другом семьи Ясперс, особенно во времена национал-социализма.

160. Подразумевается текст " Философии".

161. Манке Дитрих (Mahnke, Dietrich), рец. на: Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd. 7 // Literarische Berichte aus dem Gebiete der Philosophie. Das umfassende Literaturblatt f& #252; r Wissenschaft und allgemeines Geistesleben. Hrsg. von A Hoffinann-Enurt, H. 15/16, Erfurt 1928, S. 34–39. (Множественное число у Ясперса, вероятно, подразумевает, что в 7-м томе собраны различные произведения Дильтея и все они обсуждаются Манке.)

162. Завершая свой обзор, Манке говорит, что " недавно разработанная Мартином Хайдеггером «герменевтическая феноменология»" " неожиданным образом" подтверждает чрезвычайную актуальность и перспективную значимость систематических работ Дильтея. Благодаря синтезу Дильтея и Гуссерля станет возможно " более полно реализовать интенции «Феноменологии духа» Гегеля и благодаря имманентной интерпретации психологических и духовно-исторических данностей дать систематическую онтологию истинной, исторически живой действительности…" (S. 38 ff).

163. Грасси Эрнесто (Grassi, Ernesto; род. 1902 г.) — философ культуры; с 1937 г. — профессор философии во Фрайбурге-им-Брайсгау, с 1938 г. — в Берлине, с 1948 г. — в Мюнхене, где руководил семинаром по фи-

 

лософии и духовной истории гуманизма. Основные темы его исторических исследований: античность, Возрождение. Грасси был также издателем нескольких научных серий.

164. GA Bd. 26: Metaphysische Anfangsgr& #252; nde der Logik. Hrsg. von Klaus Held, Frankfurt a.M. 1978.

165. Вебер Альфред (Weber, Alfred; 1868–1958) — социолог, профессор в Гейдельберге; создатель социологии культуры. Основные работы: Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Leiden 1935; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, M& #252; nchen 1951.

166. Зингер Курт (Singer, Kurt; 1885–1962) — в те годы приват-доцент по национальной экономии и социологии в Гамбурге; в годы Третьего рейха эмигрировал в Японию и Австралию.

167. Singer K., Das Geld als Zeichen, 1920.

168. Кнапп Георг Фридрих (Knapp, Georg Friedrich; 1842–1926) — экономист, приверженец новой исторической школы в экономике, профессор в Лейпциге (1867–1879) и Страсбурге (1874–1919).

169. Wirtschaftsdienst. Kriegswirtschaftliche Mitteilungen & #252; ber das Ausland. Hrsg. von der Zentralstelle des Hamburgischen Kolonialinstituts, 1916–1943.

170. Singer K., Platon der Grunder, M& #252; nchen 1927.

171. ЭккардтХанс Феликс фон (Eckardt, Hans Felix von; 1890–1957) — с 1927 г. профессор в Гейдельберге; в 1933 г. уволен, в 1946 г. возобновил работу в качестве профессора социологии.

172. Зальц Артур (Salz, Arthur; 1881–1963) — с 1917 г. профессор национальной экономии, истории экономики и социологии в Гейдельберге; в 1933 г. уволен, затем эмигрировал в Англию.

 

173. Гундольф Фрвдрих (Gundolf, Friedrich; 1880–1931) — поэт и литературовед, с 1920 г. профессор новой немецкой литературы в Гейдель-берге. Был тесно дружен с Ясперсом.

174. Gmndrib der Sozial& #246; konomik. Bearbeitet von S. Altmann, Th. Brinkmann, K. B& #252; cher u. a., T& #252; bingen 1914 ff.

175. Ричль Ханс (Ritschi, Hans; род. 1897) — специалист в области финансов, в 1928 г. профессор в Базеле, с 1942 г. — в различных университетах Германии.

176. В протестантской теологии конца XDC в. говорили о так называемом ричлеанстве — богословском направлении, основателем которого был Альбрехт Ричль (Albrecht Ritschi; 1822–1889) и к которому примкнул также его сын Огто (1860–1944).

177. " Вопросами территориального размещения" (" Standortsfragen") в экономических науках называют вопросы об условиях, обеспечивающих оптимальное территориальное размещение производства.

178. Ленц Фридрих (Lenz, Friedrich; 1885–1968) — экономист; в 1921–1933 гг. профессор политической экономии в Гисене; в 1933 г. уволен, после эмиграции — профессор в Берлине (1946–1948).

179. Семинар по " Критике чистого разума" Канта.

180. Вирхов Рудольф (Virchow, Rudolf; 1821–1902) — патолог; в 1849 г. профессор в Вюрцбурге, с 1856 г. — в Берлине; основоположник клеточной патологии. Видный историк медицины и один из зачинателей современной антропологии; как политик был соучредителем прогрессистской партии, а также членом прусской палаты депутатов и германского рейхстага.

181. Швёрер Виктор (Schwoerer, Viktor, 1865–1943) — д.ю.н., тайный обер-реггирунгсрат; руководитель отделения по делам высшей школы в баденском министерстве просвещения.

182. Литт Теодор (Litt, Theodor; 1880–1962) — философ и педагог; профессор в Бонне и Лейпциге. Работы: Individuum und Gemeinschaft,

 

Leipzig u. Berlin 1919; Mensch und Welt. Grundlinien einer Philosophie des Geistes, M& #252; nchen 1948; Hegel. Versuch einer kritischen Erneuerung, Heidelberg 1953.

183. Фрайтаг-Лёрингхоф Бруно фон (Freytag-L& #246; ringhoff, Bruno von; род. 1912 г.) — философ, профессор в Тюбингене. Основная область интересов: логика Аристотеля. Основные работы: Die ontologischen Grundlagen der Mathematik, Halle a. d. Saale 1937; Logik. Ihr System und ihr Verh& #228; ltnis zur Logistik, Stuttgart 1955 u. 1967, 2 Bde.

184. Бехер Эрих, см. прим. к письму [41].

185. Ротхаккер Эрих (Rothacker, Erich; 1888–1965) — философ и психолог, профессор в Бонне. Область интересов: гуманитарные науки. Ра-боты: Einleitung in die Geisteswissenschaften, T& #252; bingen 1920; Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, M& #252; nchen u. Berlin 1927 (первая публикация в: Handbuch der Philosophie. Abt 2. Hrsg. von A. Baeumler u. M. Schr& #246; ter, M& #252; nchen 1926); Geschichtsphilosophie, M& #252; nchen u. Berlin 1934; Die Schichten der Pers& #246; nlichkeit, Leipzig 1938.

186. Дюроф Адольф (Dyroff, Adolf; 1866–1943) — в 1903–1934 гг. профессор философии и педагогики в Бонне. Представитель критического реализма.

57 187. Ср. письмо [36] Ясперса Хайдеггеру от 27.10.1926.

188. Швёрер.

189. Рихтер.

190. Деканом был проф. д-р Пауль Якобсталь (Paul Jacobsthal).

 

191. Берг Бенгт (Berg, Bengt; 1885–1964) — шведский писатель и орнитолог.

192. Беккер Оскар (Becker, Oskar, 1889–1964) — с 1928 г. внештатный профессор философии во Фрайбурге, с 1931 г. ординарный профессор в Бонне. Работы главным образом по логике и философии математики.

193. Боймлер Альфред (Baeumler, Alfred; 1887–1968) — философ, профессор в Дрездене и Берлине. Отождествлял себе с национал-социализмом. Работы: Das Irrationalit& #228; tsproblem in der & #196; sthetik und Logik des 18. Jahrhunderts bis zur Kritik der Urteilskraft, Halle a. d. S. 1923.

194. Штенцель Юлиус (Stenzel, Julius; 1883–1936) — философ, профессор в Киле. Основная тема исследований — философия античности. Работы: Studien zur Entwicklung der platonischen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles, Leipzig u. Berlin 1931; Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles, Leipzig 1924.

195. Богословы, работавшие в то время в Марбурге: Рудольф Бультман, Ханс фон Зоден (Hans von Soden), Фридрих Хайлер (Friedrich Heiler), Вальтер Баумгартнер (Walter Baumgartner), Генрих Хермелинк (Heinrich Hermelink).

196. В архиве Хайдеггера не найдено; скорее всего, не было отправлено.

197. Макс Шелер скончался 19 мая 1928 г. во Франкфурте-на-Майне, вскоре после назначения в тамошний университет. Ясперс должен был читать лекции вместо него.

198. Вернер Рихтер (Werner Richter) в 1921 г. был германистом в Грайфс-вальдском университете, когда туда пригласили Ясперса.

199. Йонас Ханс (Jonas, Hans; род. 1903) — учился у Гуссерля, Хайдеггера, Бультмана и Ясперса. В 1928 г. защитил под руководством Хайдеггера и Бультмана диссертацию о понятии гнозиса. Последующие

 

работы о гнозисе (Gnosis und sp& #228; tantiker Geist, 2 Bde, G& #246; ttingen 1934–1954) опубликовал уже в эмиграции, которая привела его в 1933 г. в Англию, в 1935 г. в Палестину, в 1949 г. в Канаду, в 1955 г. в США, где он преподавал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). В конце 1980-х годов приобрел мировую известность книгой " Принцип ответственности" (" Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik f& #252; r die technologische Zivilisation", Frankfurt a. M. 1979).

200. Можно только догадываться, почему Ясперс " в спешке" отослал это краткое, а не уже написанное более пространное письмо. Вероятно, он не считал ситуацию вполне уместной для замечаний о Шелере.

201. Д-р Юстус Шварц (Justus Schwarz) — ученик Хайдеггера.

202. ХаймзётХайнц (Heimsoeth, Heinz; 1886–1975) — философ, профессор в Марбурге, Кенигсберге и Кёльне. Историк философии. Опубликовал в т. ч.: Die sechs gro& #223; en Themen der abendl& #228; ndischen Metaphysik, Berlin 1922; Transzendentale Dialektik — Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Berlin 1966–1971, 4 Bde; Studien zur Philosophie Immanuel Kants. Bd. 1: Metaphysische Urspr& #252; nge und ontologische Grundlagert, K& #246; ln 1956.

203. T. e. снят из списка возможных кандидатов.

204. Подразумевается рецензия Хайдеггера на второй том " Философии символических форм" (Bd. 2: " Das mythische Denken", Berlin 1925), опубликованная в: Deutsche Literaturzeitung 1928, 21. H., Spalten 999— 1012.

205. В своей рецензии Хайдеггер говорит, что " занятие позиции" по отношению к книге Кассирера нужно осуществить " по трем аспектам"

 

(ibid.). Третий состоит в " основополагающем вопросе о конститутивной функции мифа в человеческом бытии и в совокупности сущего вообще" (ibid.). Ему должна предшествовать " сущностная интерпретация" (1008) мифа, которая " останется случайной и бесцельной до тех пор, пока не будет основана на радикальной онтологии бытия в свете проблемы бытия в целом" (1008). Используя терминологию экзистенциалов " Бытия и времени", Хайдеггер затем показывает, как следовало бы онтологически определить " место представления о мане".

206. Видимо, подразумевается невозможность онтологизации бытия.

207. Philosophische Hefte, l, Berlin 1928 (Специальный выпуск, посвященный " Бытию и времени").

208. Marcuse //., Beitr& #228; ge zu einer Ph& #228; nomenologie des historischen Materialismus// Philosophische Hefte, l, a. a. O. S. 48–68.

209. В летнем семестре 1928 г. Ясперс вел семинар по философии истории Гегеля.

210. Хайдеггер М, Бытие и время. М., 1997; § 82.

211. Ср.: Jaspers & #163;, Notizen zu Martin Heidegger, Hrsg. von H. Saner, M& #252; nchen 1978, S. 26 f; 266.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.