Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наши сходства и различия






 

Задачи занятия: продолжение работы по формированию интереса к занятиям и сплочению группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на «хорошую» и «плохую».

Упражнение – разминка «Построение круга»

Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая‑ нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс‑ диагностики групповой сплоченности (с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время ее построения.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение. Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли: дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

 

Упражнение «Поиск сходства»

Описание упражнения. Вариант 1. Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перебрасывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом – общность интересов в какой‑ то области, совпадение интересов по какому‑ либо вопросу и т. п.

Вариант 2. Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой‑ либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают. Если ведущий хочет оживить обстановку, можно не просто вставать, а подпрыгивать с одновременным хлопком в ладони или совершать какое‑ либо подобное заметное движение. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно предлагать в качестве признаков какие‑ либо эмоциональные состояния (например: «Встаньте все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»).

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Психогеометрический тест

Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве под спокойную, размеренную музыку. Ведущий, сам передвигаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по различным траекториям: кому‑ то по кругу, кому‑ то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому‑ то по незамкнутой траектории – зигзагом. По ходу рассказа ведущий показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для того, чтобы опробовать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.

В принципе, после этого можно сразу перейти к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. Однако более эффективно использовать описанное выше упражнение не как самостоятельную диагностическую процедуру, а как прелюдию к проведению психогеометрического теста в его традиционном варианте. Участникам демонстрируются пять геометрических фигур (см. рис. 2) и дается инструкция:

 

Рис. 2

«Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту в отношении которой вы можете сказать: “Это – я! ” Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под № 1. Из оставшихся четырех фигур опять выберите самую близкую вам и запишите ее название под № 2. И так пронумеруйте все 5 фигур. Пожалуйста, постарайтесь обойтись без долгих раздумий!»

Далее ведущий, руководствуясь приведенной ниже табл. 5, рассказывает о психологических характеристиках людей, предпочитающих различные геометрические фигуры. Участникам объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1 и 2. Что касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, – это отвергаемые психологические свойства. Скорее всего, будет довольно сложно общаться с людьми, обладающими ими.

Таблица 5

 

 

Данный тест основан на результатах серьезных психологических исследований и несет определенную психологическую информацию об индивидуально‑ психологических свойствах испытуемых. Но эта информация имеет вероятностный характер (как, впрочем, и результаты любого другого психологического теста) – нельзя утверждать со 100 %‑ ной точностью, что каждая из предложенных характеристик обязательно будет проявляться у каждого из испытуемых. «Чужая душа – потемки», однако этот тест при всей внешней простоте и, возможно, нелогичности способен «попасть в точку» примерно в 80 % случаев.

Следует обратить внимание подростков на тот факт, что в колонках «положительные свойства» и «отрицательные свойства» речь иногда идет об очень сходных психологических характеристиках, просто выраженных разными словами (твердый в решениях – упрямый, щедрый – расточительный и т. д.). Действительно, по сути эти психологические характеристики очень близки, а вот проявятся ли они как положительные или как отрицательные – зависит от формы и условий их проявления. А еще от отношения к ним окружающих и самого человека.

В психологическом консультировании широко используется прием «переклеивания ярлыков»: психологическое свойство, которое человек называет как негативное, просят назвать такими словами, чтобы оно предстало позитивным, и наоборот, – что позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения. Такое упражнение представляется нам уместным в контексте данного занятия. Например, подростков можно попросить попробовать «переклеить ярлыки», связанные с такими качествами: послушный, прилежный, скупой, решительный, бесстрашный и т. д. При обсуждении обратить внимание на то, что каждое свойство характера может выступать и как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.

Упражнение «На льдине»

Описание упражнения. Участники делятся на команды по 5–7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15–20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по четверти от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2–3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.

Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Техника, помимо активизации участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.

Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Запоминание позы»

Описание упражнения. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую‑ то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».

Психологический смысл упражнения. Развитие наблюдательности по отношению к другим людям и отчасти тренировка памяти. В контексте данного занятия упражнение позволяет переключить внимание участников с абстрактных фигур и психологических характеристик на окружающих людей.

Обсуждение. Какие характеристики позы было легче запоминать? Какие изменения в первую очередь бросались в глаза?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.