Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика работы в разных группах






 

Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.

Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному желанию. Для ведущего это оптимальный вариант. Чтобы участники добровольно пришли в тренинговую группу, должны быть решены такие задачи, как информирование потенциальных клиентов о возможности посещения тренинга и их мотивирование на выбор в пользу реализации данной возможности. При этом, с одной стороны, имеет смысл опираться на пользу, которую могут принести тренинговые занятия; с другой – важно обратить внимание и на тот факт, что занятия сами по себе интересны.

Нужно предоставить подросткам информацию о возможности посещения тренинга, заинтересовать их этим, убедить, что тренинг способен им помочь. Это можно сделать несколькими способами.

♦ В непосредственном контакте с подростками. Психолог рассказывает о своей работе, проводит демонстрационные занятия и т. д. Чтобы эта работа была успешной, необходимо обладать навыками самопрезентации.

♦ Через работающих с подростками учителей. Такой способ эффективен при выполнении двух условий – учителя пользуются авторитетом в глазах подростков и сами уверены в эффективности тренинговой работы. Однако условие добровольности участия полностью сохраняется только в том случае, если учителя ограничиваются ненавязчивым информированием, не переходя к настоятельным рекомендациям. Понятно, что для этого психологу необходимо провести предварительную работу с учителями.

♦ Через печатные информационные материалы (объявления, короткие информационные буклеты и т. п.). Чтобы оказать желаемый эффект, подобные информационные материалы должны быть краткими, запоминающимися, апеллирующими к актуальным для подростков темам.

Следует учитывать, что профессия психолога зачастую окружена в сознании подростков не всегда адекватными стереотипами, снижающими эффективность вышеописанной работы. Так, по нашим данным, около половины подростков воспринимают психолога как врача‑ психиатра и считают, что к нему обращаются только для лечения психических заболеваний. Пока подросток придерживается такого убеждения, он вряд ли добровольно пойдет на тренинг, проводимый специалистом‑ психологом (занимающиеся проведением тренингов педагоги и социальные работники находятся в этом плане в более выигрышной позиции). Сначала необходимо изменить эти убеждения и дать подросткам понять, что психолог работает как раз преимущественно со здоровыми людьми.

«Добровольно‑ принудительное» участие: по настоянию учителей, родителей и т. п. С такими подростками работать сложнее, поскольку они менее мотивированы на работу и порой просто «отсиживают время» или вступают с ведущим в игру: «А вот попробуй сделай что‑ нибудь со мной!». Один из возможных способов завязать содержательную беседу с таким подростком – задавать вопросы не о нем самом, а о мотивах тех, кто привел его на тренинг. Можно предложить ему посидеть какое‑ то время за кругом в роли наблюдателя (если, конечно, не возражает группа), – скорее всего, он рано или поздно чем‑ нибудь заинтересуется и подключится к занятиям. Если же в течение 3–4 первых занятий подросток так и продолжает «отсиживать положенное», то, по нашему мнению, имеет смысл предложить ему освобождение от этой «обязанности» (сделать это следует в индивидуальной беседе), поскольку он будет тормозить работу группы.

Обязательное участие в тренинге. Подобная ситуация имеет место, когда, например, занятия по психологии, проводимые в тренинговой форме, входят в число учебных предметов. Обычно в таких случаях занятия четко структурированы, подразумевают более активную позицию ведущего и включают ту или иную форму оценивания работы участников. Однако злоупотреблять перечисленными особенностями нецелесообразно, так как тренинг при этом может потерять свою специфику и превратиться в традиционный учебный курс о том, что такое тренинг. Он может быть актуален для студентов‑ психологов или социальных педагогов, но для подростков он бессмыслен.

Работающий с подростками специалист нередко сталкивается с ситуацией, когда все или почти все участники тренинга уже знакомы друг с другом, так как группа сформирована в лучшем случае из представителей 1–2 параллелей, а часто и одного класса. Взаимоотношения участников, сложившиеся до начала тренинга, могут быть конфликтными, и не всегда есть шанс радикально изменить эту ситуацию за то время, которое отпущено. В подобном случае целесообразно снижение значимости работы с групповой динамикой. Продуктивнее оказывается опираться на непосредственный развивающий потенциал упражнений, а не на межличностные отношения, складывающиеся между участниками в ходе их выполнения.

Как правило, в работе с подростками тренинговую группу целесообразно формировать из участников, близких по возрасту. С учетом того, что девушки‑ подростки опережают юношей в темпах развития, средний возраст юношей в группе может превышать на 1–1, 5 года возраст девушек. В то же время в некоторых случаях рекомендуется включать в подростковую группу несколько участников, существенно отличающихся по возрасту: как младших подростков, так и студентов и хотя бы 1–2 еще более взрослых участников, что дает возможность «иметь определенный градиент возрастно‑ специфических образцов поведения» (Лидере, 2001, с. 55). Имеются данные, что группы, включающие сходных участников (гомогенные), оказываются более успешными в задачах совершенствования навыков, а включающие резко различающихся участников (гетерогенные) демонстрируют более качественное выполнение интеллектуальных и творческих заданий (Жуков и др., 2004, с. 128). На наш взгляд, при работе с подростками следует осторожно подходить к включению в группу небольшого числа резко отличающихся по возрасту или по другим характеристикам участников. Возможно, такая ситуация хороша для группы в целом (это источник нового опыта, расширение возможностей для межличностного взаимодействия), однако она, как правило, дискомфортна для тех участников, которые резко отличаются от остальных. Особенно внимательно следует относиться к ситуации, когда в группе есть участник гораздо моложе остальных – для подростков это первый кандидат на роль «козла отпущения».

В «обычных» группах тренинга общения, как правило, нецелесообразно присутствие подростков с ярко выраженными акцентуациями характера (особенно с истероидной), с погранично‑ низким уровнем интеллекта, с серьезными нарушениями поведения и острыми проблемными переживаниями невротического плана, требующими психотерапевтического вмешательства. Кроме того, не рекомендуется включать в тренинговые группы подростков, недавно (до полу‑ года назад) переживших психологическую травму: потерю близкого человека, развод родителей, физическое или сексуальное насилие (Рязанова, 2003, с. 5). В большинстве случаев таких подростков целесообразно направлять в специализированные группы. В любом случае включению таких подростков в какую бы то ни было группу должна предшествовать индивидуальная консультация.

Количество участников тренинговой группы обычно составляет 7‑ 16 человек. Многие специалисты считают оптимальным объем из 12 участников, так как это число позволяет разбить группу на равные подгруппы в 6, 4, 3 или 2 человека. Если тренинг подразумевает активную работу с личностной проблематикой, то число участников целесообразно уменьшить (как правило, до 8), если же акцент делается на развитии умений – возможно значительное расширение группы. Оптимальный же ее размер также зависит от длительности тренинга, как отмечает Ю. М. Жуков. Для краткосрочных тренингов, особенно тех из них, в которых важна мотивация участников, оптимален диапазон в 6–9 участников, а для более продолжительных – 10–14 (Жуков и др., 2004, с. 127). Если объем группы меньше 6 человек, то участники ограничены в возможностях получения социального опыта и обратной связи от группы. Кроме того, становится менее продуктивно или совсем невозможно выполнять некоторые упражнения, подразумевающие массовое участие.

Проведение тренингов общения с подростками вполне возможно и в больших группах (18–24 человека или даже больше), однако при этом ведущего ожидают следующие трудности:

♦ Работой большой группы гораздо сложнее управлять.

♦ В большой группе трудно проводить полноценный шеринг, поскольку он продолжается неоправданно долго, в результате участники устают и теряют интерес к высказываниям друг друга.

♦ Ряд упражнений позволяет одновременно задействовать лишь ограниченное количество участников.

♦ Зачастую увеличению объема группы препятствуют характеристики помещения. Так, школьный класс в полном составе (25–30 человек) удается рассадить в свободный круг в стандартном классном помещении, лишь убрав из него часть мебели.

При работе в больших группах можно рекомендовать следующие приемы:

♦ Допустима организация работы в режиме «аквариума» – одна часть группы работает в кругу, а другая находится за кругом в роли наблюдателей. Состав этих частей регулярно меняется. Сложность подобной организации состоит в том, что для большинства подростков не очень приемлема роль пассивного наблюдателя, поэтому те из них, кто оказывается за кругом, часто отвлекаются.

♦ Работа может быть организована в подгруппах. Многие упражнения допускают расположение участников не в один, а в два‑ три круга, работающих параллельно. Иногда возможно даже устроить небольшое соревнование между кругами. Шеринг тоже можно организовать в подгруппах. Однако ведущему, работающему без ассистентов, поддерживать работу параллельно в нескольких кругах довольно сложно.

♦ Подбирать упражнения, не налагающие жестких ограничений на количество участников. Перечень таких упражнений представлен в книге С. В. Петрушина (2000).

В целом проведение тренингов в больших группах предъявляет повышенные требования к организаторским способностям ведущего и требует обоснованного подбора упражнений по количеству участников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.