Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей.






ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон единства и борьбы противоположностей.

Вопрос о противоречиях - центральный в диалекти­ке. Учение о единстве противоположностей составляет ее " ядро", " суть". Особая значимость проблемы противоречия определяется тем, что все происходящее в мире содержит в себе противоположность. Известен, например, в Древ­нем Египте миф о борьбе Осириса и его сына Гора, оли­цетворявших добрые начала (свет), со злым богом Сетом - носителем зла и тьмы. В Древней Индии в ведийском пантеоне богов главный Индра - бог молнии, грома и раз­рушительных стихий. Его основные функции - борьба с демонами, символизирующими темные силы и хаос. В ми­фологии Китая утверждалось, что мир и все в нем сущест­вующее - результат действия и столкновения противоположных сил Инь и Ян. Инь и Ян - противоположности добра и зла, красоты и безобразия, правды и лжи, мужчи­ны и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслажде­ния и страдания, четного и нечетного, левого и правого, холода и тепла и т.д.

Сформировавшаяся еще в рамках мифологического мировоззрения идея неразрывной связи противоположно­стей была принята многими древними философами. В дальнейшем признание или отрицание объективных про­тиворечий становится одним из важнейших оснований, разделяющих диалектику и метафизику. Уже греческий мыслитель Гераклит истолковывал противоречия как дви­жущий принцип возникновения и гибели в природе: враж­дующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.

Много веков спустя идеалист-диалектик Гегель вос­произвел ту же мысль в иных словах: " Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь по­скольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно дви­жется, имеет побуждение и деятельно", " нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие". Впрочем, сформулированное Гегелем положение ка­сается у него прежде всего саморазвития понятий. Творя­щим же природу фактором в философии Гегеля выступает внешняя для материи сила - абсолютный дух.

В данной связи следует обратить внимание на то, что многие философы-метафизики стремятся вообще " изъять" противоречия из бытия. Они допускают их лишь в качестве феномена мышления, возникающего из-за на­рушений требований формальной логики.

Между тем противоречие - не только признак смутной мысли, а прежде всего определяющий элемент объективной диалектики природы и общества. Уже сама материя проти­воречива: она бесконечно многообразна в своих проявлениях и в то же время едина как объективная реальность, как суб­станция. Движение - тоже есть единство противоположно­стей: изменения и покоя, непрерывного и прерывного. Даже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом; что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Движение и есть постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия. Игнорирование объек­тивной противоречивости движения может вести к отрица­нию самого движения, о чем и свидетельствуют известные апории древнегреческого философа Зенона. Зенон в рассуж­дении " Ахиллес и черепаха" обосновывает невозможность будто бы теоретического объяснения (а тем самым и факта) движения следующим образом. Представьте: быстроногий Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит раз­деляющее их расстояние, черепаха продвинется несколько вперед. Как только Ахиллес пробежит новое расстояние, че­репаха опять-таки немного переместится вперед, и так до бесконечности. Получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху! В чем здесь ошибка? Все в том же - в игнорирова­нии объективного единства прерывности и непрерывности.

Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставля­ет ему бесконечную непрерывность времени. Он акценти­рует лишь прерывность пространственного перемещения. Без внимания остается момент непрерывности процесса. Но движение суть противоречие, единство названных противоположностей. Пространство также и непрерывно (протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою очередь, есть единство непрерывности (течения) и пре­рывности (длительности).

Всеобщий и объективный характер противоречий можно проиллюстрировать и более конкретно. В неор­ганической природе противоречия существуют в форме отношений частиц и античастиц, вещества и поля, при­тяжения и отталкивания, действия и противодействия, по­ложительного и отрицательного электрических зарядов, волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов, окислительных и восстановительных процессов, адсорбции, десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, жизни и смерти, орга­низма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межви­довыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в отношениях между производительными силами и произ­водственными отношениями, государством и обществом, частными и групповыми интересами, целеполаганием и стихийностью и т.д.

У человека как личности существуют противоречия между разумом и чувствами; между общественным опытом, усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями и намерениями человека и условиями их реализации; междуиндивидуальным и общественным сознанием; между знанием и мнением и пр.

В творческой работе инженера противоречия обна­руживаются между различными требованиями, предъяв­ляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам техники на каждом уровне их развития.

Какой же смысл вкладывается в выражение " противоречие "?

Обычно противоречие соотносят с тождеством, рас­сматривая их нередко как несовместимые категории. Философы-метафизики не видят связи между ними, по­лагая, что вещи сами по себе суть тождество, т.е. нечто единое, сохраняющееся и непротиворечивое. Разумеется, если рассматривать предмет изолированно, вне связи с другими объектами, противоречие в явной форме может не обнаружиться. Ведь понятие противоречия касается в первую очередь характеристики отношений и лишь че­рез них - вещей и их свойств. " Противоречие - писал Гегель, - выступает только там, где есть отношение". Это может быть отношением вещи к самой себе, составляющих ее элементов друг к другу, каждого из них к целостной структуре, данной системы к иным объектам.

Возьмем, например, такое природное явление, как свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой воспринимаемый глазом человека поток электромагнит­ного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму (другими словами, рассматривать в конкретном объектив­ном отношении), то он разлагается в спектр различных цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются различия, определяемые разной длиной составляющих видимый свет электромагнитных волн.

Как не может быть абсолютно неизменных обособ­ленных и бесструктурных материальных образований, так нет и абстрактного тождества, исключающего различия, а тем самым и противоречия. Различие - это отношение несовпадения, неоднородности, изменчивости элементов самой вещи, а также свойств данной вещи и других объ­ектов. Диалектически понимаемое тождество всегда со­держит в себе различия. Различия в вещах и между ними могут быть несущественными (по степени и интенсивно­сти проявления каких-либо общих свойств) и существен­ными (по разнопорядковости свойств и разнонаправлен­ности тенденций изменения).

Существенные различия принимают форму проти­воположностей, когда имеет место отношение несовмес­тимости, взаимоисключения некоторых свойств внутри вещи или между разными объектами. Грань между разли­чиями и противоположностями подвижна, они могут пе­реходить друг в друга. В одних взаимосвязях данный предмет находится в отношении различия, в других - в отношении противоположности. Вода и бензин различны как жидкости и противоположны по свойствам в отноше­нии к огню.

Отношение противоположности элементов, объек­тов реальности, их сторон и свойств выражает присущую всем явлениям действительности противоречивость. Про­тиворечие - самая глубокая по содержанию и важнейшая категория материалистической диалектики, ее опреде­ляющего закона. Понятием противоречия фиксируются не просто существующие объективно отношения различия и взаимоисключения противоположностей, но и момент необходимой взаимообусловленности отрицающих друг друга сторон. Противоречие - это единство взаимоисклю­чающих друг друга противоположностей. Здесь уместно напомнить отмеченное ранее разделение отношений на три вида: относительной изолированности, постоянной взаимозависимости, дискретного действия. При изолиро­ванности (относительной обособленности) предмета он рассматривается как себе тождественный объект, как от­ношение абстрактной противоположности другим пред­метам. Натрий и хлор - противоположные по химическим свойствам элементы. Они и в природе существуют раз­дельно, входя в состав различных соединений. Лишь в хлориде натрия (поваренной соли) эти химические про­тивоположности образуют единство, вступая в отношение противоречия.

Противоречие, значит, существует лишь как отноше­ние взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимопроникновения противоположностей. Таковы, например, отношения противоположностей в микромире: сочетание в единстве взаимоисключающих свойств элементарного и сложного, действительного и виртуального (возможного), положительного и отрицательного, корпускулярного и вол­нового и др. Отношение противоположностей приобретает повое качество в случае их непосредственного действия друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, на­пряженность, " борьба" противоположностей. Примеры та­кого рода противоречий: взаимодействие электронов и нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в химических реакциях, взаимоотношение хищников и жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататор­ском обществе и т.п. Именно во взаимодействии проти­воположностей таится движущая сила противоречий.

В противоречиях - импульс самоизменения, источ­ник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное. Если бы вещи представляли собой постоянное тождество самим себе, без различий и противоположностей, они были бы абсолютно неизменными. Как способ сущест­вования материи движение есть функционирующее про­тиворечие. Оно выступает как развертывающееся взаи­модействие исключающих друг друга противоположностей. В динамическом взаимодействии противоположностей они объективно играют разную роль: одна из них выполняет положительную функцию сохранения существующего про­тиворечия, другая - отрицательную, поскольку от нее исхо­дит направленное на упразднение данного противоречия действие. Сохранение специфики вещи обусловливается конкретным единством противоположностей. Борьба же противоположностей и их взаимоотрицание - побуждаю­щий к качественным изменениям фактор. В борьбе про­тивоположностей происходит их взаимодействие, т.е. осуществляется перенос между ними вещества, энергии и информации. В силу борьбы противоположностей имеет место изменение отношений между ними, а тем самым - поэтапное развертывание и углубление противоречий. В конечном счете взаимодействие противоположностей приводит к разрешению противоречия. Оно может осуще­ствляться в различных формах: переходом противополож­ностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; победой одной противоположности над другой; упразднением (исчезновением) обеих противоположно­стей при коренном преобразовании предмета. В движе­нии противоречий, таким образом, заключается коренная причина качественных изменений явлений действительно­сти, отрицания старого и возникновения нового. Тем са­мым противоречие выполняет в развитии функцию источ­ника и движущей силы.

С общефилософской позиции определяющим мо­ментом в разрешении противоречий выступает борьба противоположностей.

Абсолютность борьбы противоположностей состоит в том, что в их взаимодействии создается в объекте внутреннее " напряжение", возникает импульс к изменению и формиру­ются тенденции его развития. Единство же противополож­ностей относительно в том смысле, что с развертыванием и разрешением противоречия меняются конкретные формы их борьбы, но сама она остается непреходящей. В единстве противоположностей - основа устойчивости системы, в их борьбе - стимул ее изменения.

Иного взгляда придерживаются приверженцы вы­двинутой в XIX в. философами-позитивистами так назы­ваемой теории равновесия. С их точки зрения, в функ­ционировании объекта равновесное состояние сменяется неравновесным, а затем на смену ему снова устанавливает­ся равновесие. Равновесное состояние системы позитиви­сты считали " нормальным", а противоречия в ней - чем-то случайным и несущественным.

Примером современного варианта теории равно­весия является теория так называемого структурно-функционального анализа. Один из ее известных пред­ставителей - американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривает общество как стабильную социальную сис­тему, стремящуюся восстановить равновесие при его нару­шении под воздействием внешних или внутренних сил. Соответственно капиталистическое общество трактуется Парсонсом как единая устойчиво функционирующая соци­альная система, элементы которой взаимодействуют с раз­личной степенью гармоничности. Законом социального процесса объявляется самоподдержание состояния со­циального порядка и равновесия. С позиции такого " функционального единства" политические выступления, массовые действия трудящихся, классовая борьба расцениваются исключительно как " дисфункции", т.е. нарушение " нормальных" условий функционирования общества. Здесь, как и в общем случае теории равновесия, устойчивое со­стояние системы неправомерно изображается как отсутст­вие в ней внутренних противоречий.

Поскольку противоречие есть взаимопроникновение противоположностей, то было бы ошибкой резко " разводить" моменты их " единства" и " борьбы". Если акцентирование состояния равновесия системы означает по существу иг­норирование ее противоречий, то в еще большей мере несостоятельна и опасна безоговорочная социальная фе­тишизация борьбы противоположностей. " Война - отец всех вещей", - повторял Гитлер слова Гераклита, подводя ими философскую базу для милитаристских устремлений фашизма. Помнится и то, что ссылками на абсолютность борьбы противоположностей во времена сталинизма оп­равдывались массовые репрессии, вызванные будто бы обострением классовой борьбы по мере движения к со­циализму. Но в подобных случаях имеет место не воспро­изведение объективной диалектики противоречий, а их субъективистско-идеологическая вульгаризация, намерен­но пренебрегающая к тому же фактом качественного многообразия реальных противоположностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.