Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водоснабжение и канализация






*5.2. В магазинах следует предусматривать: хозяйственно-питьевой водопровод холодной и горячей воды, бытовую канализацию, водостоки, внутренний противопожарный водопровод, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.08.02-89* и требованиями настоящего раздела.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

*5.3. В магазинах необходимо предусматривать установку водосчетчиков холодной и горячей воды.

Водомерные узлы следует устанавливать на вводах трубопроводов в магазины.

В магазинах, встроенно-пристроенных и встроенных в жилые дома и пристроенным к ним, а также здания иного назначения, при наличии общих вводов водопровода холодной и горячей воды следует устанавливать дополнительные водосчетчики на каждом из ответвлений трубопроводов.

*5.4. Системы канализации магазинов, встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилые здания или здания иного назначения, следует, как правило, предусматривать отдельными от систем канализации этих зданий.

*5.5. Установка санитарно-технических приборов в подземных и цокольных этажах магазинов должна выполняться согласно п.17.27 СНиП 2.04.01-85*.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

*5.6. В ИТП отдельно стоящих магазинов (при недостатке напоров в городской водопроводной сети) следует предусматривать установку хозяйственных и противопожарных насосов.

*5.7. Для холодильных агрегатов в продовольственных магазинах, как правило, следует предусматривать воздушное охлаждение. При невозможности его устройства необходимо предусматривать систему оборотного водоснабжения. Расходы воды оборотного водоснабжения на подпитку системы следует согласовывать с соответствующими службами МГП " Мосводоканал".

*5.8. В помещениях для хранения уборочного инвентаря следует предусматривать раковины, трапы, а также краны холодной и горячей воды.

Помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже следует оборудовать раковинами и моечными ванными.

Подсобные помещения предприятий питания для персонала магазинов и для посетителей следует оборудовать согласно нормативным требованиям к предприятиям общественного питания.

*5.9. В универмагах торговой площадью 8500 м2 и более, а также в продовольственных магазинах торговой площадью 1000 м2 и более в торговых залах следует предусматривать трапы и поливочные краны для мокрой уборки полов.

*5.10. Шлюз при камере пищевых отходов следует оборудовать раковиной и мойкой для мытья бачков.

5.11. В торговых залах магазинов " Рыба", а также " Природа" с зоотоварами по заданию на проектирование допускается проектировать аквариумы.

*5.12. При наличии систем автоматического пожаротушения следует учитывать требования СНиП 2.04.09-84.

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

*5.13. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию магазинов следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.05-91*, СНиП 2.08.02-89* и требованиями настоящего раздела.

*5.14. Для торговых залов площадью 400 м2 и более, а также для разгрузочных помещений следует предусматривать отдельные ветви систем водяного отопления.

*5.15. Дежурное отопление в торговых залах магазинов должно быть рассчитано на температуру воздуха плюс 10 С°.

*5.16. В магазине следует предусматривать учет расхода теплоносителя.

*5.17. Систему отопления магазина, встроенного или встроенно-пристроенного в жилое здание, не допускается объединять с системой отопления жилой части здания.

*5.18. При размещении в здании нескольких магазинов для каждого из них следует проектировать отдельные ветви систем водяного отопления и вентиляции, а также предусматривать автономный учет расхода теплоносителей.

*5.19. Воздушно-тепловую завесу у входа в торговый зал магазина следует проектировать:

при количестве, проходящих через вход в течение одного часа более 250 человек;

при наличии рабочих мест, расположенных смежно со входом или против входа, вне зависимости от количества человек, проходящих через вход в течение одного часа.

В других случаях по заданию на проектирование допускается предусматривать воздушно-тепловую завесу у входа (как правило, электрическую) или установку у входа тепловентилятора, обеспечивающего частичное отопление помещения.

*5.20. Воздушно-тепловые завесы ворот разгрузочных помещений следует проектировать в продовольственных магазинах торговой площадью 1500 м2 и более, а также в непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более.

*5.21. Расчетную температуру и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать согласно приложению 14.

*5.22. В продовольственных и непродовольственных магазинах торговой площадью до 400 м2 допускается проектировать вентиляции с естественным побуждением.

*5.23. В помещениях магазинов торговой площадью 400 м2 и более, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован.

*5.24. При расчете систем вентиляции и кондиционирования количество людей, находящихся в торговых залах, следует определять исходя из площади торгового зала на одного человека (или по технологическому заданию):

2 - для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;

2 - для других непродовольственных магазинов, а также для продовольственных магазинов.

5.25. При ориентации на юг, восток и юго-восток остекленных проемов торговых залов и служебных помещений магазинов допускается предусматривать установку оконных или комнатных кондиционеров.

*5.26. В торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или пахучими веществами и горючими жидкостями, допускается применять рециркуляцию воздуха, при этом наружный воздух следует подавать в объеме не менее 20 м3/ч на одного человека.

*5.27. Системы вентиляции магазинов, встроенно-пристроенных, встроенных в жилые здания, а также в здания иного назначения или пристроенных к ним не допускается объединять с системами вентиляции этих зданий.

*5.28. В помещениях кладовых следует, как правило, предусматривать естественную систему вентиляции с самостоятельными каналами.

*5.29. Допускается подсоединение системы вытяжной вентиляции кладовых к общеобменной системе механической вентиляции подсобных помещений при условии установки огнезадерживающих клапанов в соответствии со СНиП 2.04.05-91.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

*5.30. Схемы электрических сетей должны проектироваться исходя из требований, предъявляемых к надежности электроснабжения электроприемников магазинов.

По степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемники магазинов относятся к следующим категориям:

I категория - электроприемники противопожарных устройств, охранная сигнализация при торговой площади более 2000 м2;

II категория - остальные электроприемники при торговой площади более 2000 м2, а также электроприемники при торговой площади от 250 до 2000 м2;

III категория - электроприемники при торговой площади менее 250 м2.

*5.31. Расчет нагрузок для электросетей магазинов следует выполнять согласно ВСН 59-88.

*5.32. В магазине должно быть предусмотрено одно общее вводно-распределительное устройство (ВРУ) или главный распределительный щит (ГРЩ) для приема электроэнергии от городской сети и распределения ее по потребителям электроэнергии.

*5.33. ВРУ или ГРЩ следует, как правило, размещать в специально выделенных запирающихся помещениях (электрощитовых) со степенью защиты IP00.

Допускаются другие варианты размещения ВРУ и ГРЩ, при этом следует предусматривать: степень защиты ВРУ не ниже IP30; размещение устройств и щитов в доступных для обслуживания местах; установку аппаратов защиты и управления в металлических шкафах или нишах строительных конструкций с запирающимися дверцами; съемные или запирающиеся на замки (без вывода наружу) рукоятки аппаратов управления.

*5.34. Электрощитовые не допускается располагать непосредственно под помещениями с мокрыми процессами (кроме кухонь квартир). В электрощитовых следует предусматривать электрическое освещение, вентиляцию и температуру не ниже плюс 5 С°.

*5.35. Допускается в соответствии с заданием на проектирование установка непосредственно в торговых залах распределительных пунктов, щитов и щитков. При этом их, как правило, следует размещать в нишах строительных конструкций с запирающимися дверцами.

*5.36. От ВРУ и ГРЩ питающие линии холодильного оборудования, рабочего и аварийного освещения, освещения витрин, рекламы и иллюминации следует проектировать самостоятельными.

*5.37. Питание электроприемников противопожарных устройств и охранной сигнализации независимо от категории надежности электроснабжения необходимо предусматривать от разных вводов, а при одном вводе - двумя линиями от этого ввода с устройством автоматического включения резерва (АВР).

*5.38. Распределение электроэнергии к силовым распределительным щитам, пунктам и групповым щиткам сети электрического освещения следует, как правило, осуществлять по магистральной схеме.

Радиальные схемы следует, как правило, выполнять для присоединения одиночных электродвигателей, групп электроприемников общего технологического назначения и электроприемников I категории надежности.

*5.39. Силовые распределительные пункты, щиты и щитки следует располагать, как правило, на этажах, где размещены присоединенные к ним электроприемники.

*5.40. В силовых распределительных сетях по магистральной схеме следует соединять не более четырех электроприемников мощностью до 3 кВт каждый, а также не более двух мощностью до 5 кВт каждый. Единичная мощность электроприемников, питаемых по магистральной схеме, не должна различаться более чем на 25 %.

При наличии в торговом зале более двух кассовых аппаратов их питание следует осуществлять от двух линий. Количество кассовых аппаратов, питаемых одной линией, не ограничивается.

*5.41. В торговых залах магазинов необходимо устанавливать включаемые через устройство защитного отключения (УЗО) розетки с защитными шторками, предназначенные для подключения уборочных машин, а также для проверки электро- и радиотоваров.

*5.42. Управление рабочим освещением в торговых залах площадью 800 м2 и более, а также в отдельных случаях по заданию на проектирование следует проектировать, как правило, централизованным дистанционным.

*5.43. Для помещений с зонами различной естественной освещенностью управление рабочим освещением должно обеспечиваться ручным или автоматическим включением и отключением светильников группами или рядами по мере изменения естественной освещенности помещений.

*5.44. Управление освещением складских помещений для подготовки товаров к продаже следует проектировать местным для каждого помещения с возможностью централизованного дистанционного отключения. Выключатели местного управления освещением необходимо располагать вне помещений на несгораемых конструкциях и размещать в шкафах или нишах строительных конструкций.

*5.45. В торговых залах, а также над кассовыми аппаратами следует устанавливать светильники аварийного освещения.

*5.46. В магазинах следует предусматривать: городскую телефонную связь и радиотрансляцию, автоматическую пожарную сигнализацию (с учетом п. *3.43 настоящих норм), системы оповещения людей о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре согласно НПБ 104-03. Другие системы связи и информации, а также охранная сигнализация предусматривается согласно заданию на проектирование.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

*5.47. В части технического оснащения для предотвращения чрезвычайных ситуаций на крупных предприятиях розничной торговли (и торговых центрах) следует предусматривать:

систему охранного телевидения (СОТ) - в торговых залах, подсобных помещениях и помещениях для хранения и подготовки товаров к продаже, а также по периметру объекта и на прилегающей территории;

системы теле- и видеонаблюдения с круглосуточным режимом видеозаписи на встроенных и наземных автостоянках указанных объектов (срок хранения видеозаписи определяется заданием на проектирование конкретного объекта);

перед входами в торговые залы - оснащение средствами досмотровой техники (стационарные арочные или ручные металлодетекторы), включающие оборудование для обнаружения оружия, взрывчатых веществ в металлической оболочке и с металлическими наполнителями;

систему контроля и управления доступа (СКУД) - при входах (въезде) в здание, в подсобные, служебные и бытовые помещения, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, а также по заданию на проектирование - в помещения, выделяемые в составе зон ограниченного доступа;

оснащение тревожными кнопками экстренного вызова с выводом сигнала на пункты централизованной охраны подразделений, осуществляющих охрану объекта;

устройство охранной сигнализации.

Количество элементов досмотровой техники и зоны ограниченного доступа определяются заданием на проектирование в зависимости от общей площади объекта и его объемно-планировочного решения.

При возникновении чрезвычайной ситуации следует предусмотреть возможность автоматического отключения СКУД в зонах, располагаемых на путях эвакуации людей из торговых залов и служебных помещений.

На встроенных и открытых автостоянках допускается устройство автоматической системы информации с использованием электронных табло-указателей о наличии свободных мест для парковки и направлении движения к ним. Данные информационные знаки, а также знаки эвакуации из торговых залов и других помещений следует проектировать с учетом требований НПБ 104-03 и ПУЭ.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

Приложение 1
Справочное

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Универсам - магазин самоообслуживания с универсальным ассортиментом

(супермаркет) продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса

Мини-продукты - магазин с узким или ограниченным ассортиментом

(минимаркет) продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 м2

Гипермаркет - магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса (торговой площадью от 5000 м2, при использовании до 50 % от торговой площади под размещение непродовольственных товаров)

Универмаг - магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров

Торговый центр - комплекс функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий и учреждений: магазинов разных типов, а также предприятий питания, бытового и других видов обслуживания, размещаемых на одной территории или в едином объеме

Торговая площадь - сумма площадей торговых залов, а также помещений и магазина площадей для дополнительного обслуживания покупателей

Основныеэвакуацион- - проходы в торговом зале между торговым оборудованием

ные проходы или отделами (секциями), непосредственно связанные с эвакуационными выходами из зала

Коэффициент устано- - отношение площади, занятой торгово-технологическим

вочной площади оборудованием, к площади торгового зала

Крупное предприятие роз- предприятие с торговой площадью 1000 м2 и более не зависи-

ничной торговли мо от формы обслуживания покупателей и характера реализуемой продукции (продовольственные и непродовольственные товары)

Этаж цокольный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещений

Этаж подземный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем наполовину высоты помещений

Этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в средней части здания, а также в нижней (техническое подполье) или верхней (технический чердак) части здания

Встроенный магазин - магазин, все помещения которого располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем на 1, 5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м - со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений)

Встроенно-пристроенный - магазин, помещения которого располагаются в габаритах

магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1, 5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м - со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений)

Пристроенный магазин - магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания

(Измененная редакция, Изм. № 3).

Приложение 2
Обязательное

КЛАССИФИКАЦИЯ
основных типов предприятий розничной торговли (магазинов)

Общая характеристика предприятия Классификационная группа Типы магазинов с одинаковым соотношением торговых и неторговых площадей
     
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ
Магазины с универсальным ассортиментом I П " Универсам" (супермаркет), " Гипермаркет", " Гастроном", " Диетические продукты", " Продукты"
Специализированные магазины с широким ассортиментом II П " Хлеб", " Кондитерский",
III П " Рыба", " Мясо"
IV П " Овощи-фрукты"
Специализированные магазины с узким или ограниченным ассортиментом V П " Мини-продукты" (минимаркет) " Соки-джемы", " Напитки"
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ
Магазины с универсальным ассортиментом I Н " Универмаг", " Детский мир", " Дом торговли"
Специализированные магазины с широким ассортиментом II Н " Товары для новобрачных", " Товары для женщин", " Товары для мужчин". " Товары для молодежи", " Товары для детей", " Одежда", " Обувь", " Малыш", " Книжный мир", " Мир садовода", " Мир электроники"
Специализированные магазины с полным ассортиментом III Н " Хозтовары", " Бытовая химия", " Спорт и туризм", " Бытовая техника"
IV H " Мебель". " Стройматериалы"
V H " Галантерея-парфюмерия", " Фототовары", " Часы", " Ювелирные изделия", " Товары для ветеранов", Охотник"
Специализированные магазины с узким или ограниченным ассортиментом VI H " Книги", " Цветы", " Природа", " Семена"
VII H " Комиссионный", " Антикварный"

(Измененная редакция, Изм. № 2).

Приложение 3
Рекомендуемое

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ (ВИДЫ УСЛУГ)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОКУПАТЕЛЕЙ В МАГАЗИНАХ

Отдел заказов, в том числе комплектация подарочных наборов1; 3)

Предприятия питания1; 3)

Раскрой тканей и подшив штор

Мелкая переделка швейных изделий, купленных магазине

Демонстрация новых товаров1; 3)

Гравировка изделий3)

Растяжка обуви и головных уборов

Организация мест отдыха покупателей1; 3)

Организация досуга детей1; 3; 4)

Игровые автоматы1; 3)

Аптечный киоск3)

Хранение детских колясок1; 3)

Аудио-, видеозаписи, их прослушивание и просмотр1; 3)

Пункт приема заказов на изготовление кино- и фотопродукции1; 3)

Выполнение заказов на изготовление кино- и фотопродукции3)

Бюро обслуживания покупателей: 1;, 3)

доставка товаров на дом; прием на хранение вещей и продуктов; упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазина; заказ такси; справочное бюро.

Ксерокопирование; изготовление визиток, брошюровочные работы1, 3)

Пункты обмена валюты1; 3)

Туристические агентства3)

Транспортные агентства3)

Телефонные услуги, салон сотовой связи, факсимильная связь, почтовые услуги3)

Демонстрация и продажа сопутствующих товаров1)

Прием заказов на выполнение ремонтно-строительных или монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в различных отделах магазина1; 3)

Кулинарный цех по изготовлению пищевой продукции с ее реализацией2; 3)

Мелкий ремонт металлоизделий, ювелирные работы, ремонт часов3)

Парикмахерская3)

Общественные туалеты1; 3)

1) Виды услуг, допускаемые в продовольственных магазинах (с учетом приложения 11).

2) Виды услуг, допускаемые в продовольственных магазинах с реализацией продукции на площади торгового зала или предприятия питания в данных магазинах.

3) Виды услуг, допускаемые в торговых центрах.

4) Допускается не выше второго этажа.

Примечание. Все виды приведенных услуг, кроме имеющих ссылку2), допускаеются в непродовольственных магазинах (с учетом приложения 11).

(Измененная редакция, Изм. № 2, Изм. № 3).

Приложение 4
Обязательное


УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИНИМАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ГРУПП НЕТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ

Характеристика Удельные показатели в м2 минимальной площади групп неторговых помещений магазинов классификационных групп
группы I П II П III П IV П V П
помещений   на 10 к2 торговой площади 400 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 400 м2 на 10 м2 торговой площади 1000 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 1000 м2 на 10 м2 торговой площади 250 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 250 м2 на 10 м2 торговой площади 250 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 250 м2 на 10 м2 торговой площади 250 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 250 м2 на 10 м2 торговой площади 250 м2 дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади более 250 м2
                         
Приема, хранения и подготовки товаров к продаже 3, 0 2, 0 2, 8 2, 2 2, 0 1, 5 2, 5 1, 8 2, 2 1, 8 1, 8 1, 3
Подсобных 0, 9 0, 8 0, 8 0, 7 0, 7 0, 5 0, 9 0, 6 1, 0 0, 7 1, 0 0, 7
Служебно-бытовых 1, 1 0, 6 1, 1 0, 7 0, 9 0, 5 1, 0 0, 6 1, 0 0, 6 0, 8 0, 6
ИТОГО 5, 0 3, 4 4, 7 3, 6 3, 6 2, 5 4, 4 3, 0 4, 2 3, 1 3, 6 2, 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.