Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК Ш 141.12-4 2 страница






 

 

Аккомодация (или коартикуляция, т.е. совместная артикуляция) — фонетически процесс, комбинаторное изменение звуков, частичное приспособление артикуляций смежных гласного и согласного (рекурсия одного накладывается на экскурсию другого).

Примеры аккомодации: а) изменение ряда артикуляции и подъема языка у гласного звука под влиянием соседних мягких согласных: [ т’˙ ó ткъ ] – [ тó ˙ л’къ ] – [ т’˙ ó ˙ т’ъ ]; б) приобретение огубленности согласным в положении перед лабиализованным гласным: [ р˚ от ], [ м’˚ ó т ], [ к˚ ý л’ ].

Акцентология — раздел языкознания, изучающий вопросы акцентных средств язык (природы, типов, функции ударений).

Аллитерация — повтор однородных согласных звуков в речевой цепи: Неподра ж аемо л ж ёт ж изнь (М.Цветаева); Люблю г р озу в начале мая, Когда весенний пе р вый г р ом, Как бы р езвяся и иг р ая г р охочет в небе голубом (Ф.Тютчев). Существенно при восприятии и потому наиболее часто используется в художественной речи.

Аллофон — звуковой вариант фонемы, напр.: звук [L] — вариант фонем < а> и < о> (выступает в первом предударном слоге), звук [ь] — вариант фонем < э> и < а> (выступает во второй слабой позиции после мягких согласных).

Артикуляция (от лат. аrticulatio — расчленяю, членораздельно произношу) — работа органов речевого аппарата, направленная на произнесение звуков в процессе речи. Состоит из приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).

Ассимиляция (от лат.assimilatio — уподобление, сходство) — фонетический процесс, уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении в пределах фонетического слова, речевого такта, заключающееся в приспособлении звучания одного согласного к звучанию другого (предшествующего или последующего).

Типы ассимиляции:

1) Регрессивная — изменение предшествующего звука под влиянием последующего. Прогрессивная — изменение последующего звука под влиянием предшествующего. Ассимиляция в русской литературной речи является по своему направлению преимущественно регрессивной. Изменение свойств первого звука в сочетании объясняется активным действием произносительных органов, начинающих работу для образования второго звука уже во время произнесения первого, т.е. экскурсия последующего звука накладывается на рекурсию предшествующего.

Примеры регрессивной ассимиляции по глухости: [ ф п’иэр’ó т ], [ nL m Ç кн’и гъj ]; по звонкости: [ г Ç дó му ], [ з дá т’ ]; по мягкости: [ бá н’ т’ик ], но [ бá нт ]; [ рLк’э  т’ н’ицъ ], но[ рLк’э тныj ]; по твердости: [ п’э рм ск’иj ], но[ п’э р’м’ ]. Примеры прогрессивной ассимиляции по мягкости: [ гó р’к’о ] (диалектное).

2) Контактная — изменения под влиянием рядом стоящего звука. Дистантная — изменения под влиянием звука, отделенного другими звуками. Примеры контактной ассимиляции: [ рLк’э  т’ н’ицъ ], но[ рLк’э тныj ]. Примеры дистантной ассимиляции: [ мукулатý ра ], но макулатура.

3) Полная — уподобление одного звука другому по всем признакам. Частичная — уподобление одного звука другому не по всем признакам. Примеры полной ассимиляции: [ път’т’иэнý т’ ], но [ пъдвLз’и т’ ]. Примеры частичной ассимиляции: [ фLнá р ныj ], но[ фLнá р’ ] (по твердости).

Примеры: веснушчатый [ в’иэснý ’ьтыj ] — ассимиляция прогрессивная контактная полная; Ванькя [ вá н’к’ъ ] — ассимиляция прогрессивная контактная частичная.

Ассонанс — повтор однородных гласных звуков в речевой цепи: Мело, мело по вс е й земл е во вс е пред е лы (Б.Пастернак). Существенно при восприятии и потому наиболее часто используется в художественной речи.

Гаплология — фонетический процесс, опущение одного из двух одинаковых соседних слогов как следствие диссимиляции, напр.: минера ло гия вместо минера лоло гия, траги ко медия вместо траги коко медия.

Гиперфонема — слабая фонема, не приводимая однозначно в данных морфемах к одной из возможных фонем, напр.: в словах сапоги [ съпLг’и ], сапожный [ сLпó жныj’ ] звуки [L], [ъ] не бывают под ударением в других однокоренных словах, эти звуки могут быть в равной мере представителями сразу двух фонем — < о> и < а> (с < > поги).

Гласные — класс звуков, которые: 1) создаются воздухом, свободно проходящим в ротовой полости при отсутствии преграды в надгортанных полостях, 2) состоят главным образом из тона (голоса), образуемого в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок, и 3) выполняют слогообразующую функцию.

Классификация гласных звуков строится на следующих признаках:

· степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд). Различают гласные переднего [и], [э], среднего [ы], [а] и заднего ряда [у], [о];

· степень подъема языка по вертикали (по отношению к небу). Различают гласные верхнего [и], [ы], [у], среднего [э], [о] и нижнего подъема [а];

· участие или неучастие в артикуляции губ — лабиализация. Различают лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) гласные звуки. Лабиализованные гласные — [о] и [у].

Данная классификация не отражает всего богатства гласных звуков (см. Приложение 2).

Основная функциональная особенность гласных — образование вершины слога.

Грамматические чередования (внутренняя флексия) —изменения звукового состава, образующие разные грамматические формы слова и выражающие разные грамматические значения, напр.: собратьсобирать, отослатьотсылать.

Диакритический знак — дополнительный надстрочный или подстрочный графический элемент, используемый для указания на особенности произношения звука, напр.: апостроф, обозначающий мягкость согласного ([м ], [с ] и под.), грá вис, обозначающий слабое, побочное ударение (п е дуниверситé т), лига, обозначающая слитные согласные ([дƒ з]) и др. Используются также при оформлении букв, напр.: знак краткости в букве Й («И краткий»), точки над буквой Ё в русском письме.

Диереза — фонетический процесс; объясняемое удобством произношения выпадение звука или слога, следствие ассимиляции или диссимиляции, напр.: ме [сн] ный из мес т ный, чу [ст] во из чу в ство, шесят (прост.) из ше стьде сят.

Диссимиляция (расподобление) — фонетический процесс, замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным артикуляционно с тем, который остался без изменения, напр.: феврарь (ист.)– февраль (лит.), велблюд (ист.)– верблюд (лит.); бонба (прост.)– бомба (лит.); пинжак (прост.)– пиджак (лит.).

Длительность звука — 1. Время звучания данного звука (абсолютная длительность звука). 2. Соотношение между временем звучания звуков в одной речевой цепи (относительная длительность звука).

Единицы фонетики — звуковые элементы языка. Фонетисты (и авторы учебников) выделяют сегментные и суперсегментные единицы, но при этом расходятся в классификации звуковых средств по данным группам:

1) сегментные единицы фонетики (отрезки звучащей речи) — звук, слог, фонетическое слово, такт (фонетическая синтагма), фонетическая фраза, период; суперсегментные, или просодические, единицы фонетики (средства образования сегментов, единицы, как бы накладывающиеся на сегментные) — слоговость / неслоговость звука, ударение, интонация[1];

2) сегментная единица, или фонетический сегмент (минимальная, нечленимая единица), — звук; суперсегментные единицы фонетики (крупные, комбинированные, строятся из сегментов) — слог, такт (фонетическое слово), фраза. Последние образуются при помощи суперсегментных средств — ударения и интонации[2].

Звук речи — минимальная неделимая незначимая единица речи, воспроизводимая органами речевого аппарата за одну артикуляцию и воспринимаемая органами слуха человека; точка в артикуляционном и акустическом пространстве (см. Артикуляция).

Звуковое членение речи — членение потока звуков на отдельные единицы, организуемые фонетическими средствами. В русском языке фонетическими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Звуковой повтор — повтор одинаковых звуковых сочетаний в речевой цепи: Уж ас ст уж и уж в них [в занавесах] заронён (Б.Пастернак). Существенно при восприятии и потому наиболее часто используется в художественной речи.

Звукопись — форма звуковой организации речи (в первую очередь, художественной), при которой звуковое строение фразы ассоциативно соотносится с воспроизводимой картиной, ситуацией действительности, способствует созданию художественного образа: Полночною порою в болотной глу ш и Чуть слы ш но бес ш умно ш ур ш ат камы ш и (К.Бальмонт).

Интонационные конструкции — типизированный интонационный контур (рисунок), реализуемый в части фразы — синтагме, речевом такте.

В русском языке выделяют несколько основных интонационных конструкций (ИК). Каждая из них имеет центр — слог, на который падает основное ударение и на котором происходит изменение ритмико-мелодического рисунка, предцентровую и постцентровую части. Основными различительными признаками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона предцентровой и постцентровой части.

Интонационные конструкции обычно схематически изображаются линиями движения тона.

ИК — 1 ¯ ¯ \__ Уроки начались.

ИК — 2 — — ­__ Когда уроки начались?

ИК — 3 — / __ Уроки начинаются?

ИК — 4 — \ —— А уроки?

ИК — 5 — / ¯ ¯ ¯ \ __ Какой у нее урок!

ИК — 6 __ / ¯ ¯ Сколько задач решили!

Интонация (от лат. intono — громко произношу) — суперсегментное средство образования и оформления фонетических единиц; ритмико-мелодическая сторона речи, элементами которой являются:

· мелодика речи (повышение и понижение тона, напр., при произнесении вопросительного и повествовательного предложения);

· ритм речи;

· интенсивность речи;

· темп речи;

· тембр речи;

· фразовые и логические ударения.

Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоций, напр.: Брат приехал. Брат приехал? Брат приехал!

Исторические чередования —чередования звуков, не обусловленные фонетической позицией звуков, отражающие уже утраченные в языке фонетические законы, процессы и т.п., в том числе распространившиеся позже по аналогии на новые морфемы, напр.: смехсмешной, где [х] // [ш]; рукаручной, где[к] // [ч’]; маркамарочный, где [к] // [ч’] по аналогии.

Имеют также другие названия: 1) морфологические, т.к. сопровождают образование тех или иных грамматических форм, но грамматических значений не выражают; 2) традиционные, т.к. сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка.

Источники звуков речи —генераторы звуков в произносительном аппарате человека.

Существует три типа источников звуков речи: 1) голосовой: воздушный поток модулирует в гортани при колебании голосовых связок; 2) шумовые: а) турбулентный: звук возникает из-за завихрений в сужениях речеобразующего аппарата; б) импульсный: звук возникает из-за изменения давления при резком раскрытии смычки при артикуляции. Возможны различные комбинации источников звуков речи, напр.: при образовании звонких аффрикат задействуются все три источника.

Клитики — слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, с которыми они составляют одно фонетическое слово. В русском языке клитиками обычно являются служебные слова, примыкающие к знаменательным.

Различают проклитики — безударные слова, стоящие перед ударным [ нL Ç ý л’ицъ], [ быт’ Ç мó жыэт], и энклитики — безударные слова, стоящие после ударного [скΛ жы Ç къ ], [н’э Ç был ].

Количественное ударение — свойственное языку словесное ударение, при котором слоговость звука обеспечивается большей долготой звука. Характерно, напр., для новогреческого языка.

Лабиализация — классификационный признак гласных, а также дополнительный (дистрибутивный) признак стоящих перед такими гласными согласных; произношение звуков, при котором губы вытягиваются вперед и округляются, увеличивая резонатор.

В русском языке лабиализованными являются гласные [о], [у] и все согласные в положении перед ними.

Логическое ударение — произвольное выделение одного из элементов высказывания для увеличения его смысловой значимости; сильное ударение, свободно перемещаемое говорящим с одного компонента на другой в целях изменения смысла высказывания, напр.:

Я пойду в библиотеку (а не ты).

Я пойду в библиотеку (хотя это сложно).

Я пойду в библиотеку (а не в кино).

Место образования согласного — классификационный признак согласного; место в ротовой полости, где воздушная струя встречает преграду. Зависит от того, какой активный орган речевого аппарата совершает основную работу и с каким пассивным органом он сближается или смыкается.

Метатеза — фонетический процесс, перестановка звуков или слогов в пределах слова вследствие ассимиляции или диссимиляции, напр.: тубаретка (прост.) из табуретка, тарелка из талерка (ср. польское talerz), Фрол из Флор, ладонь из долонь (ср. длань).

Морфонема — единица, объединяющая фонемы, исторически чередующиеся в данном месте данной морфемы. Основной вариант морфонемы определяется по исторической первичности, напр.: в корне -друг - ([ дрý к ], [ дрý гъ ], [ дружó к ], [ друз’já ]) чередуются фонемы < г> // < ж> // < з’>. Основной вариант морфонемы — < г>.

Морфонология — раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем и использование фонологических различий в морфологических целях. Предметом морфонологии считается исследование: 1) звукового состава морфем, 2) преобразований морфем при процессах формо- и словообразования, 3) фонологических явлений, возникающих на стыках морфем (чередований, наложения морфов, усечения морфем, интерфиксации).

Музыкальное ударение — свойственное языку ударение, при котором слоговость звука обеспечивается движением (изменением высоты) голосового тона. Характерно, напр., для китайского, японского языков.

Нейтрализация фонем — неразличение дифференциальных признаков фонем, т.е. совпадение их в одном аллофоне, напр.: в словах вода [ вLдá ] и трава [ тр L вá ] в звуке [L] нейтрализуются фонемы < о> и < а>.

Неподвижное ударение — словесное ударение, которое при изменении формы слова сохраняется на одном и том же слоге.

Неслоговой (неслогообразующий) звук — звук, который участвует в создании слога, но не образует его, напр.: в слове думать три неслоговых звука — [ д ], [ м ], [ т’ ], слоги образуют гласные [ ý ], [ ъ ] (дý -мат’).

Оглушение — чередование звонкого согласного с соответствующим парным глухим в позициях абсолютного конца слова и перед глухим, напр.: ду б ы, но ду [ п ]; гла з а, но гла [ с ] ки.

Озвончение — чередование глухого согласного с соответствующим парным звонким в позиции перед звонким, напр.: с варить, но[ з ] дать; о т пустить, но о [ д ] гадать.

Орфоэпические нормы — правила акцентологии (постановки ударения), произношения звуков, сочетаний звуков, некоторых грамматических форм и заимствованных слов.

Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и epos — речь) — 1. Совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением его значимых единиц. 2. Раздел языкознания, изучающий функционирование орфоэпических норм и вырабатывающий произносительные рекомендации — орфоэпические правила.

Основное (главное) ударение — словесное ударение, выполняющее свою непосредственную функцию объединения ряда слогов в одно фонетическое слово.

Основной вариант (представитель) фонемы — звук, реализующий фонему в абсолютно сильной позиции; доминанта.

Палатализация —классификационный признак согласных, заключающийся в том, что к основной артикуляции согласных добавляется подъем средней части спинки языка к твердому небу. Это ведет к сужению ротового резонатора, резко повышает характерный тон и шум и акустически воспринимается как мягкость звука.

Палатализованный согласный — мягкий согласный, к основной артикуляции которого присоединяется палатализация, напр.: [л’], [д’], [ш’] и др.

Палатальный согласный — согласный [j], для которого палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией.

Побочное (второстепенное) ударение —дополнительное, слабое словесное ударение, стоящее ближе к началу слова, облегчающее артикуляцию. Обычно встречается в многосложных словах: стa рославя нский, пе дуниверситé т, спо рткó мплекс.

Подвижное ударение — словесное ударение, которое может переходить при изменении формы слова с одного слога на другой (с одной части слова на другую), напр.: доскá, но дó ски.

Подъем языка — классификационный признак гласных звуков, обусловленный движением языка в ротовом резонаторе по вертикали, т.е. по отношению к верхнему нёбу.

Позиционные изменения звуков — фонетические изменения, возникающие вследствие некоторых фонетических процессов, а именно в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Виды позиционных изменений звуков: аккомодация (см.), ассимиляция (см.), диссимиляция (см.). К позиционным изменениям звуков можно относить также редукцию (см.).

Позиционные чередования звуков — регулярная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная действующими в языке фонетическими законами (см., напр.: Редукция).

Позиция фонетическая — положение звуков по отношению друг к другу, создающее условия для действия различных фонетических процессов: позиционных изменений, чередований, мены, выпадения и т.п. звуков (см. Фонетические процессы).

Позиция фонологическая (фонематическая) — положение фонемы по отношению к другой фонеме или к месту ударения в фонетическом слове; ее фонетическое окружение, создающее для нее определенные произносительные условия, определяющие ее звуковую реализацию, напр.: в слове [ сá т ] фонема < а> представлена звуком [а], не зависит от соседних звуков; в слове [ сLды  ] она реализована звуком [L], выступающим в первой предударной слабой позиции; в слове [ съдLвó т ] — звуком [ъ], представляющим данную фонему во второй слабой, предударной позиции. Выделяют сильные и слабые фонологические позиции.

Сильными являются позиции, благоприятные для выполнения фонемой смыслоразличительной функции. Абсолютно сильными называют позиции, благоприятные для выполнения фонемой смыслоразличительной функции по всем основным дифференцирующим признакам, напр.: для согласных это позиция различения по твердости / мягкости и по глухости / звонкости — перед гласным. Ср.: [ б ы л ] – [ б’ и л ] – [ п ы л ] – [ п’ и л ].

Слабыми являются позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой смыслоразличительной функции; это позиции нейтрализации (см. Нейтрализация фонем). Абсолютно слабыми называют позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой смыслоразличительной функции по всем основным дифференцирующим признакам, напр.: для согласных это позиция неразличения и по твердости / мягкости, и по глухости / звонкости — перед шумным согласным. Ср.: [ скá с къ ] – [ скLзá т’ ], [L д’ д’иэжý р’ит’ ] – [LтвLр’и т’ ].

Позиции гласных фонем. Сильной позицией для гласных является положение под ударением, безударная позиция является слабой. Дополнительно различают первую (в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова) и вторую (все остальные) слабые позиции.

Позиции глухих и звонких согласных фонем. Сильными позициями по глухости / звонкости, в которых члены пар глухих / звонких фонем различаются по этому признаку, являются следующие положения:

· перед всеми гласными звуками, напр.: [ п ] ал –[ б ] ал;

· перед сонорными согласными, напр.: во [ с’ ] миво [ з’ ] ми;

· перед [в], [в’] (с последующим гласным), напр.: [ т ] ворец –[ д ] ворец.

Другие позиции по глухости / звонкости являются слабыми. В них произносятся или только глухие согласные или только звонкие, напр.: ре [ т ] кий, ко [ з’ ] ба.

Позиции твердых и мягких согласных фонем. Сильными позициями по твердости / мягкости, в которых члены пар согласных различаются по этому признаку, являются следующие положения:

· в абсолютном конце слова, напр.: бра [ т ] – бра [ т’ ], бы [ л ]– бы [ л’ ];

· перед гласными, кроме < э>, напр.: [ л ] ук –[ л’ ] ук;

· для переднеязычных — положение перед заднеязычными и твердыми губными, напр.: ба [ н ] каба [ н’ ] ка, то [ р ] бабо [ р’ ] ба;

· для фонем < л> – < л’> положение перед любым согласным, кроме [j], напр.: во [ л ] наво [ л’ ] на, по [ л ] затьпо [ л’ ] за.

Остальные позиции согласных, парных по твердости / мягкости, являются слабыми, напр.: пе [ с’ ] ня — пе [ с ] нопение.

Постоянное (устойчивое, фиксированное) ударение — словесное ударение, закрепленное за определенным слогом в словах данного языка. Характерно, напр., для французского языка, где ударение всегда падает на последний слог.

Поэтическая фонетика — раздел фонетики, изучающий роль звукового строя в реализации поэтической (эстетической) функции художественного текста.

 
Принцип восходящей (возрастающей) звучности — особенность построения большинства неконечных слогов в русском языке, заключающаяся в том, что начальный звук является наименее звучным, а конечный — наиболее звучным, т.е. слоговым. По этой причине большинство неконечных слогов являются открытыми, напр.: [ б’иэ-зб’э -днъ ]; [ L-прL-бá -цы-jь ].

Просодия — (в лингвистике) система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи, а также общее название для всех суперсегментных характеристик речи; фонетика суперсегментных единиц.

Протеза — фонетический процесс, возникновение в начале слова согласного звука, не оправданного этимологически и вызванного фонетическими причинами, напр.: в осьмой с протетическим звуком [в] (ср. осьминог), я гненок с протетическим звуком [j] (ср. агнец божий).

Редукция — фонетический процесс, изменение звука, состоящее в менее отчетливом выражении его качественных и количественных характеристик вследствие ослабления мускульного напряжения в органах речи при артикуляции и сокращении продолжительности звучания. Чаще говорят о редукции гласных звуков.

Количественная редукция гласных — ослабление и изменение звучания гласных в безударных слогах, при котором они теряют в долготе и силе, сохраняя свои характеристики. Количественной редукции подвергаются гласные [и], [ы], [у], напр.: лик [ л’и к ] – лицо [ л’ и цó ], лицедей [ л’ и цыэд’э j ]; дым [ ды м ] – дымок [ д ы мó к ], дымовой [ д ы мъвó j ]; луч [ лý ч’ ] – лучи [ л у ч’и ], лучевой [ л у ч’иэвó j ].

Качественная редукция гласных — ослабление и изменение звучания гласных в безударных слогах. Качественной редукции подвергаются гласные [а], [э], [о], напр.: сад [ сá т ] – сады [ с L ды ], садовод [ с ъ дLвó т ]; лес [ л’э с ] – лесной [ л’ иэ снó ј ], лесовод [ л’ ь сLвó т ]; дом [ дó м ] – домой [ д Λ мó j ], домовой [ д ъ мΛ вó j ].

Резонанс —свойство полых тел и устройств, передающих звук, избирательно усиливать интенсивность звуковых колебаний, поступающих от какого-либо источника. При образовании звуков человеческой речи в качестве резонаторов выступают носовая и ротовая полости.

Ряд (степень продвинутости языка) — классификационный признак гласных звуков, обусловленный степенью продвинутости языка вперед или отодвинутости назад. Выделяется передний, передне-средний, средний, средне-задний, задний ряд.

Свободное (разноместное) ударение — словесное ударение, которое не закреплено за определенным слогом в словах данного языка. Характерно, напр., для русского языка.

Силовое ударение — свойственное языку ударение, при котором слоговость звука обеспечивается большей силой выдоха. Характерно, напр., для русского языка.

Сильная позиция — фонологическая позиция, в которой фонема наилучшим образом выполняет функцию различения и отождествления звуковых морфем, оболочек слов и их форм.

В сильной позиции противопоставляется наибольшее количество фонем, напр.: для гласных сильной является позиция под ударением: [ мaл ], [ мoл ], [ мyл ], [ м’эл ], [ м’ил ], [ мыл ], в ней гласные фонемы реализуют все свои дифференциальные признаки.

Сильное ударение — главное, основное ударение в пределах фонетического слова (напр.: вoкру г д ó ма), фонетического такта или фразы.

Слабая позиция — фонологическая позиция, в которой выполнение функций фонемы ограничено фонетическим окружением.

В слабой позиции различается меньшее количество звуковых единиц, напр.: согласные, парные по глухости / звонкости, в абсолютном конце слова реализуются только глухими, т.к. звонкие в данной позиции «теряют» признак «звонкость», подвергаются редукции (оглушению), напр.: [ сá т ], но[ сады ], [ р’á т ], но [ р’и эды  ] (см. Редукция, Оглушение).

Слабое ударение — более слабое, чем обычное, ударение самостоятельных слов в пределах фонетического слова; слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы, напр.: че рез дорогу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.