Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы В Законодательном процессе на федеральном Уровне






К сожалению, в настоящее время в нашей стране накопился ряд проблемных вопросов в законодательном процессе. Возможно, их мог бы решить федеральный закон «О законодательной деятельности в РФ», но в Российской Федерации он отсутствует.

 

Во-первых, согласно п.1 ст.104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Во многих демократических государствах мира в число субъектов права законодательной инициативы входят группы избирателей. В. Д. Карпович подчеркивает, что можно лишь сожалеть о том, что в Российской Федерации избиратели таким правом не обладают. (Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура. - 2002.- с.457)

Во-вторых, не всегда законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся в Госдуму при наличии заключении Правительства Российской Федерации. Это закрепляет с п. 3 ст.104. Но из текста Конституции вытекает, что эта обязанность лежит на инициаторе законопроекта, ибо без такого заключения нельзя вносить законопроект в Думу. Действующий Регламент Государственной Думы это подтверждает, так как заключение Правительства является одним из обязательных документов, прилагаемых к соответствующим законопроектам при их внесении в Думу. Поэтому необходимо придать заключению Правительства обязывающий характер, чтобы при отрицательном заключении законопроект не рассматривался и не принимался Государственной Думой[40].

В-третьих, ч.3 ст.105 Конституции РФ устанавливает срок в соответствии, с которым, принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Этот срок начинает течь со следующего дня после принятия Думой федерального закона. Но в Конституции отсутствует официальное толкование о том, какие дни имеются в виду - рабочие или календарные, исключается ли из этого срока каникулярное время[41].

В-четвертых, Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

 

В-пятых, нужно обратить внимание и на то, что на практике возникают случаи, когда законодательные акты принимаются с нарушением конституционных процедур. Так, например, как Федеральное собрание, так и президент периодически пропускали 14-дневный срок, предусмотренный п.4 ст.105, п.2 ст.107, п.2 ст.108 Конституции РФ. Кроме того, в практике палат Федерального Собрания бывали случаи неоднократного голосования по повторно рассматриваемому федеральному закону, если сразу требуемое квалифицированное большинство получить не удается. Возникает логичный вопрос, как быть с законодательными актами, которые приняты с нарушением установленных процедур? Как быть, если при рассмотрении Федерального закона на заседании Государственной Думы не присутствовало необходимое число депутатов и не был соблюден принцип личного голосования депутатов? А это является нарушением их же Регламента Кудрявцев Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Фонд " Правовая культура", 1996.


В-шестых, требует разрешения и вопрос о том, какие действия предпринять Президенту РФ в случае, если законодательный акт является неконституционным?

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 6 апреля 1998 г. указал на то, что Президент РФ должен подписать Закон, при этом может обратиться в Конституционный суд РФ. Данная позиция Конституционного суда РФ является спорной. Президент вправе вернуть в палаты Федерального Собрания без подписания и обнародования такой закон, если не считает его принятым в смысле части 1 статьи 107 Конституции. Это право принадлежит Президенту как гаранту Конституции[42].
В-седьмых, в Российской Федерации отсутствует специальный закон «О законодательной деятельности в РФ». Именно поэтому возникают различные проблемы в законодательном процессе РФ. Так отдельные акты, содержащие нормы, направленные на регулирование законодательного процесса противоречат Конституции РФ. В частности ст. 106 Конституции РФ закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;

 

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

п. 5 ст. 16 Закона «О международных договорах» также предусматривает такую процедуру внесения международного договора на ратификацию - в порядке законодательной инициативы. В соответствии с ней, субъекты права законодательной инициативы могут представлять в Государственную Думу законопроекты о ратификации договоров, которые не вступили в силу, но, согласно Закону от 15 июля 1995 г., подлежат ратификации. После этого Государственная Дума направляет законопроект Президенту для внесения по нему предложений.

Данная норма вторгается в сферу деятельности исполнительной власти по заключению международных договоров и представлению их на ратификацию. Изложенная процедура, таким образом, устраняет от этого Совет Федерации вопреки его конституционным полномочиям, предусмотренным в п. " г" ст. 106. И кроме того, из Конституции не вытекает обязанности исполнительной власти представлять договор, подлежащий в соответствии с законодательством ратификации, на утверждение Государственной Думы, если она не намерена участвовать в таком договоре.

Не совсем ясна позиция Государственной Думы, которая в соответствии со своей компетенцией должна принять закон или отвергнуть законопроект, а не направлять его Президенту[43].
Таким образом, еще раз подчеркнем, что необходимо принятие специального закона направленного на регулирование законодательного процесса.

 

На сегодняшний день, в законодательстве РФ существует еще одна, довольно важная проблема. Конституционное собрание-это представительный орган РФ. Он обладает полномочиями учредительной власти. Деятельность Конституционного Собрания регулируется ст 135 Конституции РФ, однако соответствующий ФКЗ " О Конституционном собрании до сих пор не принят. Хотя проекты такого закона вносились в Государственную думу ещё в 1997, 1998, 2000 и 2007 гг.

Аналогичная проблема присутствует и в высшем законодательном органе РФ. В отличии от высших органах исполнительной и судебной власти, статус и организация деятельности которых установлены соответствующими федеральными конституционными законами, ФКЗ о Федеральном Собрании не принят до настоящего времени. А этот факт препятстствует завершению строительства современной системы разделения властей.

Принятие такого специального закона, необходимо для того, чтобы определить аспекты деятельности палат Федерального Собрания, основные принципы его деятельности, состав Федерального Собрания, организацию деятельности, статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Немало важен и тот факт, что ФКЗ " О Федеральном Собрании в РФ" мог бы установить правовую основу деятельности парламентской оппозиции.
В настоящее время деятельность Федерального Собрания РФ регулируется главой 5 Конституции РФ, рядом ФЗ и подзаконных НПА. Самые значимые из них:

Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ" О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ " О статусе члена Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ " О парламентском контроле".

В действительности, проблем в законодательном процессе РФ на федеральном уровне гораздо больше, чем приведено выше.

 

Несмотря на то, что законодательный процесс в нашей стране уже сложился, важно придать ему форму закона. Для этого необходимо принять ряд специальных законов, таких как ФЗ " о законодательной деятельности", ФЗ " о законодательном процессе", ФКЗ " о Федеральном Собрании", ФКЗ " О Конституционном Собрании"

 

 


[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 516.

 

[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014 - N 31. - ст. 4398.

 

[3] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[4] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[5] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[6] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[7] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[8] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[9] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

 

[10] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[11] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[12] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[13] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[14] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[15] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[16] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[17] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

 

[18] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[19] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[20] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[21] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

[22] Конституция Российской Федерации. М., 1998.

[23] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 515.

 

[24] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[25] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[26] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[27] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[28] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[29] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[30] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

[31] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 801.

 

[32] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

 

[33] Федеральный Закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 20 июня 1994 г. - N 8. - Ст. 801.

[34] Федеральный Закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 20 июня 1994 г. - N 8. - Ст. 801..

[35] Конституция Российской Федерации. М., 1998.

[36] Экспертное заключение по проекту федерального конституционного закона № 672120-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Ре Республики Крым и города федерального значения Севастополя»// Вестник гражданского права 02 марта 2015 г. - №1. – Ст. 2006.

[37] Конституция Российской Федерации. М., 1998.

[38] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 февраля 2002 г. - №7. - Ст. 635.

[39] Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «0 порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801.

 

[40] Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации - ООО " Новая правовая культура", 2009 г.

 

[41] Кудрявцев Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Фонд " Правовая культура", 1996.

[42] Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Э.М.Аметистова // Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П " По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон " О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"

 

[43] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура. - 2002.- с.462.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.