Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроматизм и альтерация






 

 

Хроматизм (от греч. - цвет, краска) – полутоновое изменение диатонических ступеней. Хроматизмом называется введение в мажор или минор звуков, не входящих в их семиступенную диатонику (Способин).

Различают внутритональный (внутриладовый) хроматизм (вспомогательного и проходящего типа) и модулирующий.

Выразительность хроматизма зависит от темпа.

В быстром темпе она полностью соответствует смысловому значению термина: цвет краска; его роль звукоизобразительная («Шествие гномов» Грига, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Песня за прялкой» Мендельсона).

Медленный темп связывает хроматизм с интонационной стороной музыки, с речевыми интонациями. Вводнотоновость – это концентрация экспрессии. С пылкой страстью, с переполняющим чувством любви звучат слова Пушкина «Мой голос для тебя…» в прочтении Рубинштейна в романсе «Ночь». В мелодической линии романса хроматические звуки исключительно восходящего тяготения. И совершенно иная эмоциональная сфера, обусловленная семантикой нисходящего хроматического движения в низком регистре – хор Crucifixus (распят) с темой вариаций на basso ostinato. В мессе h moll Баха – это кульминация трагического.

 

 

Альтерация от лат. altero – изменяю. В теории музыки альтерация – узкое понятие: - это обострение существующих в ладу тяготений путем замены целотоновых на полутоновые. Альтерация – частный случай хроматизма: устои, - I. III. V- неизменны; альтерируются лишь II и IV ступени.

Целенаправленное обострение тяготений при альтерации приводит к предельной ладовой напряженности, наивысшей эмоциональной экспрессии. При этом восходящая альтерация – это экспрессия озарения, восполнения. Напротив того, нисходящая – это экспрессия скованности, болезненности, утомления.

Следствие альтерации – образование множества хроматических интервалов (в курсе теории музыки мы не говорим об альтерации в гармонии). Особое значение из них имеют вводнотоновые (в м2 тяготении к устоям) интервалы: обратимые ум3-ув6, ум6-ув3, дв ум5-дв.ув4 дв.ум8-дв.ув1 и др. К хроматическим относят и характерные ум7-ув2, ум4-ув5. С давних времен (и до наших дней) альтерация являлась средством создания трагических образов, образов мучительных раздумий, предельного напряжения сил. Скорбно-лирический колорит фуги g moll предопределен ум7 в исходном тематическом зерне темы. Сосредоточенная, сурового величия фуга cis moll Баха (ХТК I) открывается лаконичной темой (всего 5 звуков), в основе которой распетая ум4, - «выражение страдания, муки» (Ю.Холопов. Гармония. Теор. курс. М., 2003, с.282), - тема «креста». Возможно, эта тема произошла от «В-А-С-Н». Бах не мог не знать свое «звучащее» имя, эту «щемящую», «зависающую» в неразрешимом вопросе интонацию распетой ув1, и опять же, с проекцией креста:

 

С

(ВАСН) В Н

А

 

Лишь однажды использовал композитор свою тему, - в «Искусстве фуги», - в своем последнем оставшемся незавершенном сочинении. В XX веке столь же, вероятно, не случайно совпадение характера «звучания» инициалов и творческого портрета композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Д.Д.Ш. в немецком буквенном выражении – это D – D – eS-C-H, - неразрешенная ум4, поникающая, хрупкая скорбно-вопрошающая интонация.

Альтерация – типичное средство внутриконфликтных тем, тем драматических, тем с сопоставлением двух контрастных образно-эмоциональных состояний:

неумолимая действительность - - личностное,

общественное - - - - - - - - - - - - - - индивидуальное,

жесткое, давящее - - - - - - - - - - - хрупкое, ранимое,

типичное, множественное - - - - - единичное, неповторимое,

бесчувственное - - - - - - - - - - - - одухотворенное,

механистическое, неумолимое - - душевное, трепетное.

Такова тема c moll фантазии Моцарта, где в первом тематическом образовании ув2, ум3, ум7. Такова тема вступления 5-й симф. Шостаковича.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.