Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Учет мотивационных побуждений педагога психологической службой учреждения






 

Становление личности учителя-профессионала, по какому бы типу оно ни протекало, предполагает процесс перестройки мотивационной сферы: одни побуждения приобретают большую значимость, другие теряют ее, превращаясь из идеала в повседневную действительность или уходя совсем из жизни и личностной сферы человека. Направленность личности, ее преобладающие побуждения так или иначе взаимосвязаны друг с другом либо в содержательно-смысловом плане, либо через общие средства реализации. Удовлетворение одних побуждений и превращение их в незначимые актуализирует другие, что в свою очередь приводит к необходимости переключения на них ресурсов, прекратив тем самым удовлетворение побуждений другого рода. Таким образом, в процессе становления профессионализма личности соблюдается характерная для каждого периода развития и для каждого типологического склада личности мера соотношения значимого и незначимого. Учет этих изменений, несомненно, представляет интерес для психолога, так как позволяет построить прогноз дальнейшего поведения педагога.

Результаты опроса, проведенного в педагогических коллективах школ Ростовской области, показали, что во всех возрастных группах основным мотивом трудовой деятельности по-прежнему остается благоприятный социально-психологический климат в школе как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками. Однако нельзя не видетьи тех изменений, которые происходят в мотивационной структуре учителей в процессе их педагогической деятельности.

С возрастом увеличивается значимость таких факторов, как творчески работающий коллектив (10, 0% у педагогов со стажем работы до 5 лет; 16, 3% у тех, кто работает более 10 лет), стабильные отношения садминистрацией (с 8, 3 до 18, 5%, соответственно), успеваемость учащихся по предмету (с 10, 0 до 20, 9% соответственно) и большое количество труда и энергии, вложенных в работу (с 10, 0 до 30, 2%). В то же время снижается оценка профессионального уровня коллег (с 20, 0 до 4, 7%), а также уменьшается число тех педагогов, которых ничего не привлекает в школе (с 13, 3 до 7, 0%).

Иными словами, в процессе педагогической деятельности мотивационная структура претерпевает заметные изменения. Благоприятный социально-психологический климат, оставаясь ведущим элементом в этой структуре, постепенно дополняется факторами, которые делают ее (структуру) более профессиональной, превращают человека, занимающегося педагогической деятельностью, в учителя-профессионала. Однако даже по прошествии многих лет большинство учителей не ориентировано в достаточной степени на труд как на творческий процесс. По-прежнему, как и в начале своей работы в школе, доминирующими для них выступают факторы, которые играют второстепенную роль в учебном и воспитательном процессах.

Проведенный опрос позволяет уже в первом приближении сформулировать новые ориентиры для системы подготовки и переподготовки учителей. Они лежат в русле тех требований к профессионально-педагогической деятельности, что начали складываться у нас с начала 90-х гг.: существенное усиление арсенала методов индивидуальной работы; ориентация на индивидуально-личностные формы деятельности в школе; овладение методами работы в конфликтных и экстремальных ситуациях. Все эти ориентиры пронизаны повышенными требованиями к диагностическим и прогнозирующим навыкам, владению психологическим инструментом, что позволяет говорить о необходимости переакцентировки с общепедагогического «блока» подготовки (методы, формы воспитания, работа с коллективом) на психологические (диагностика, психологические методы работы с личностью, психология учения) в базовом образовании и подготовке. Но, чтобы определить направленность «воздействий», необходимо определить мотивы поведения субъекта деятельности.

Для оценки мотивации стремления к одобрению, которое проявляется в правдивости высказываний испытуемых, в опросники нередко включают так называемые шкалы стремления к одобрению, или шкалы лживости. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном, которая вполне подойдет для оценки правдивости высказываний педагога.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.