Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительного падежа множественного числа






В современном языке существуют варианты падежных окончаний некоторых имён существительных. В данном случае важно выявить нормативные литературные падежные формы таких существительных, отделив их от разговорных и просторечных вариантов.

Наибольшее количество вариантов форм слов возникает при образовании родительного падежа множественного числа существительных, оканчивающихся на твёрдый согласный. Необходимо запомнить следующие закономерности.

1. При вариантном образовании форм Р.п. мн.ч. нулевое окончание имеют существительные мужского рода:

а) названия парных предметов или предметов, обычно состоящих из двух или нескольких частей: пара ботинок, брюк, погон, сапог, манжет, лампас, шорт, шпор, эполет и др., искл.: пара носк ов;

б) названия некоторых национальностей, основа которых заканчивается на –н или –р (жить среди англичан, алан, башкир, мадьяр, татар и др.);

в) названия воинских групп и родов войск: отряд партизан, солдат, гардемарин, гренадер, гусар, кадет (Но: съезд партии кадет ов – поскольку слово имеет значение не воинской группы, а общественного объединения) и др.. Искл: минёр ов, мичман ов, сапёр ов, казак ов;

г) названия единиц измерения, обычно употребляющихся с числительными: несколько алтын, ампер, бит, гаусс, герц, вольт, микон и т.д.. Искл.: гектар ов, кулон ов, ньютон ов.

В следующих случаях существуют два нормативных варианта образования форм слов: короткие варианты – показатель устной речи (килограмм), полные – письменной (килограммов). При употреблении таких слов следует придерживаться общеязыковой тенденции к использованию более коротких форм: микрон – микронов, ом – омов, рентген – рентгенов, грамм – граммов, килограмм – килограммов, карат – каратов.

Образование форм Р.п. мн.ч. иных разрядов существительных каким-либо другим закономерностям не подчиняются, существует только традиция их употребления.

2. С окончанием -ОВ употребляются существительные мужского рода: апельсин ов, банан ов, мандарин ов, помидор ов, рельс ов, персик ов и нек. др.

3. Существительные женского рода употребляются:

а) с нулевым окончанием: несколько басен, барж, вафель, кочерёг, свадеб, нянь, простынь, туфель и нек. др.;

б) с окончанием -ЕЙ: дол ей, кегл ей, пригоршн ей, свеч ей, тёт ей и т. д.

4. Существительные среднего рода употребляются:

а) с нулевым окончанием: нет блюдец, полотенец, яблок, плеч, зеркалец (зеркальцев – устаревший вариант ), одеялец (одеяльцев – устаревший вариант ), щупалец и нек. др.;

б) с окончанием -ЕЙ: колен ей.

5. Существительные, употребляемые только во множественном числе:

а) с нулевым окончанием: нет брызг, каникул, крестин, нападок, потёмок, сумерек и нек. др.;

б) с полным окончанием: будн ей, лохмоть ев, ясл ей и др.

 

Упр.49. От следующих существительных образуйте нормативные формы Р. п. мн. ч.

Кеды, апельсины, киловатты, баклажаны, буряты, башкиры, блюдца, аршины, ботинки, будни, валенки, рентгены, вафли, граммы, драгуны, гектары, катакомбы, грузины, дебаты, киргизы, ботфорты, мандарины, носки, боты, простыни, полотенца, шаровары, сапоги, серьги, осетины, солдаты, сумерки, румыны, туфли, чулки, юноши, штиблеты, ясли, лезгины, бюллетени, вандалы.

 

Упр.50. Определите, какой вариант употребления существительного в родительном падеже является правильным. Объясните свой выбор.

1. Всем хорошо известен фильм «Эскадрон (гусар, гусаров) летучих». 2. На нашем курсе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3. При катании на роликовых коньках без (гольф, гольфов) могут возникнуть неприятные ощущения. 4. В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 5. Было куплено несколько банок (консерв, консервов). 6. В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатление строевого офицера. 7. На блюде лежало несколько (лимон, лимонов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов). 8. Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 9. Если взять пятьсот (грамм, граммов) (шампиньон, шампиньонов), слегка поджарить и добавить (шпрот, шпротов), то получится чудесное лёгкое блюдо.10. В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 11. В компьютере храниться несколько (бит, битов) информации. 12. Поставлен новый электросчетчик на десять (ампер, амперов). 15. Мы приобрели десяток (свеч, свечей). 14. Игра не стоит (свечей, свеч). 15. Когда мы слушаем музыку, то всего несколько лишних (децибел, децибелов) могут испортить впечатление от неё. 16. Известный режиссер Эмир Кустурица снял замечательный фильм «Время (цыган, цыганов)». 17. Без (шахмат, шахматов) невозможно представить дальнейший путь цивилизации. 18. Еда из фаст-фудов содержит в несколько раз больше (калорий, калориев), чем ежедневно необходимо человеку.

 

Упр.51. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Абрикосы, апельсины, армяне, баклажаны, блюдца, болгары, грузины, западни, килограммы, лохмотья, мандарины, носки, оладьи, очки, партизаны, платья, плечи, полотенца, погоны, помидоры, простыни, рельсы, ружья, сапоги, свадьбы, солдаты, сплетни, таджики, туфли, цапли, чулки, яблоки, яблони, якуты, ясли.

 

Упр.52: Проверьте себя, насколько правильно Вы образуете литературные формы родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Кочерги, ньютоны, носки, ботинки, пальто, гектары, полотенца, гольфы, амперы, туфли, серьги, манжеты, буряты, бронхи, греки, консервы, блюдца, макароны, микроны, мокасины, томаты, шахматы, татары, сапоги, сумерки, колени, плечи, бюллетени, доли, граммы.

 

2.1.3.2. Вариантные образования форм имён существительных родительного падежа единственного числа,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.