Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антологии, хрестоматии, сборники манифестов






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

для студентов IV курса

филологического отделения

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА:

Е ГОДЫ

 

Первый семестр

 

 

Составитель: д.ф.н., доцент О.А. Дашевская

 

 

Томск – 2009

 

 

Предлагаемая программа предназначена для студентов-филологов. Она выступает частью общей программы кафедры по курсу «История русской литературы XX века». Литература 1920 – 1950-х годов рассматривается как продол­жение художественных исканий начала века и завершение культурного развития первой половины XX столетия. Вместе с тем изучаемый период обладает достаточной целостностью и завершенностью, что обусловлено, во-первых, значением становления нового типа государства для путей развития русской культу­ры; во-вторых, единством социокультурной ситуации 1930– 1950-х годов.

В распределении материала соблюдается хронологический и типологический принципы. Историко-литературный процесс дан через динамику эстетических картин мира. В программе учтена внутренняя эволюция – этапы развития литературы 1917 – середины 1950-х годов. Монографически изу­чается творчество художников, определивших развитие соз­нания XX века, некоторые отобранные «имена» и «тексты» явля­ются знаковыми или наиболее характерными для изучаемой эпохи.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920 – 1950-х ГОДОВ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

 

Проблема целостности изучаемого периода и его внутрен­няя динамика. Два этапа развития литературы XX века. Ли­тература 1917 — сер. 1950-х как завершение исканий литера­туры первой половины XX столетия.

Социокультурная ситуация, определившая общие черты литературы 1917—1950-х годов: 1) Октябрь как «Абсолютное Событие» (В. Мусатов), обусловившее ключевую мифологе­му литературы (как предмет исследования или точка отсче­та); 2) развитие литературы в экстремальных условиях (не­виданная глубина, объем и темп социальных изменений); 3) воздействие внекулътурных факторов на развитие литера­туры, идеологическое давление; 4) влияние на литературу западных философских течений начала века (фрейдизма, неопозитивизма, «философии жизни», структурализма, феноменологии и др.); востребованность идей русской космической философии (В. Соловьев, Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

Эстетические картины мира. Для литературы изучаемого периода характерны неклассические принципы миромоделирования, которые, с одной стороны, обусловлены ее тесной связью с эпохой серебряного века (продолжается творчество А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, М. Пришвина и др.); с другой стороны, формируется литература социалистического выбора (термин Е. Скороспеловой), определившая ведущее место в литературном процессе. Мифотворчество и жизнестроительство остаются характерными чертами литературы, они связаны с модернистскими мифами и идеомифологией, порожденной социальным утопизмом 1930— 1950-х годов. Основные эстетические картины мира выделяются по следующим основаниям: а) философские основы, определяющие мировоззренческие и аксиологические координаты; б) концепция человека; в) проблемно-тематический комплекс; г)жанрово-стилевые особенности и поэтика. Выделяются следующие модели мира в литературе 1920 – 1950-х годов: 1) неокрестьянская поэзия; 2) литература онтологического проектирования; 3) литература социального проектирования (нормативная эстетика); 4) литература экзистенциального (трагедийного) мироощущения (модернистские парадигмы); 5) авангард 2-й половины 1920-х годов (группа «Обэриу»), 6) реалистическая эстетика.

Этапы развития литературы 1917 – середины 1950-х годов. Смена социокультурных ситуаций.

Литература 1920-х годов. Мировоззренческое и эс­тетическое самоопределение в новой исторической реальнос­ти. Размежевание писателей. Традиционная культура и мас­совое культурное движение. Ленинская концепция пролетар­ской культуры как культуры масс. Эстетический плюрализм 20-х годов: новации и экспериментаторство как поиски нового художественного языка для отражения новой реальности. Литературные группировки 20-х годов («Литературная Се­ча»): Леф, «Серапионовы братья», Перевал, РАПП. Принципы размежевания: мировоззренческие позиции (отношение к новому строю), эстетические стратегии (жизнепознание или жизнепреображение), отношение к культурной традиции.

Литература 1930-х годов. Усиление идеологического дик­тата (Постановление 1932 года). Первый съезд писателей (1934)—открытое провозглашение идеологизации культуры и утверждение нормативной эстетики. Монологизм и авторитар­ный склад официальной литературы. Развитие монументаль­ных форм, эпических жанров, «авторитетного» стиля. Идеа­лизация действительности, понимание человека как средства для переделки мира (коллективистская концепция личности). Варианты «противостояния» официальной идеологической культуре: с одной стороны, уход к философской и натурфилософской проблематике, включение человека в природно-космическое целое, поиск универсальных связей человека с миро­зданием; с другой – обозначение трагического конфликта личности и общества, природы и цивилизации, поиск духов­ных опор существования (в духовном мире личности, в культуре), уход в метафизику. Образование двух потоков литературы: официальной и «потаенной».

Литература периода Великой Отечественной войны (1941 —1945). Формирование в экстремальной ситуации нового мироощущения: самим местом в истории человек становится не только защитником советского строя, но нации как этноса, что рождает чувство органического единства личности и об­щества. Возрождение эпических ценностей (ценностей рода) и ценностей человека, что влечет развитие как эпических и героико-романтических жанров, так и лирических (значение реалистической аналитической тенденции).

Литература послевоенного десятилетия. Противоречивость общественного развития: обретение личностью духовной само­стоятельности в условиях войны, формирование индивидуаль­ной точки зрения на мир, с одной стороны, и усиление идео­логического диктата, возвращение к нормам жизни 1930-х годов, с другой. Господство в литературном процессе норматив­ной эстетики. Мифологизация реальности, иллюстративность литературы. Значение реалистических тенденций; трансформация модернистской эстетики.

Литература:

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006.

Антология документов и материалов за 1917 – 1932 год. В тисках идеологии. М., 1992.

Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 1920-х годов. Хрестоматия. М., 2001.

Бунин И. Окаянные дни*.

Горький М. Несвоевременные мысли.

Бердяев И. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

СЛОМ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

1920-х ГОДОВ: ТРАДИЦИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И ПОИСКИ НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ

 

Пестрота литературы первой половины 20-х годов: миро­воззренческая полярность и эстетическая разнородность Изображение социального переворота как величайшей траге­дии (М. Волошин «Неопалимая купина»), как эсхатологии и утопии (А. Белый «Христос воскрес», А. Блок «Двенадцать»).

Революция как космогонический процесс в прозе А. Мальшкина («Падение Даира»), А. Веселого («Россия, кровью умытая», «Реки огненные»), «Партизанских повестях» Вс. Иванова, «Мистерии-буфф» В. Маяковского.

Мифический модус русской литературы. Основные мифопоэтические модели: эсхатологические мифы и о герое-искупителе (пролетариате), миф о золотом веке, о героях-прервопредках. Героический миф о героях гражданской войны в романтической поэзии первой половины 20-х годов. Открытие человека «новой породы» – «железных» людей в балладах Н. Тихонова (сб. «Орда» и «Брага»). Утверждение безграничных возможностей челове­ка. Духовный максимализм молодого поколения в поэзии Э. Багрицкого и М. Светлова (Рабфаковка, Гренада). Эстетизация сильной и свобод­ной личности, существующей в экстремальной ситуации и го­товой к самопожертвованию.

Роман Б. Пильняка «Голый год» как переходное явление, свидетельство «распада» формы и смены этической парадигмы. Фрагментарность сюжета как отражение «текучести» реальности. Импрессионистичность романа: эскизность структуры, отсутствие единой точки зрения на события (идеологического центра), фиксация впе­чатлений от происходящего. Идея коллективной творческой памяти и соборного созидании культуры. Изображение рево­люции как природно-биологического обновления бытия, оп­равдание жестокости природными законами (идея естествен­ного отбора). Поэтизации мужичьего бунта и скифского на­чала, отрицание христианства. Концепция физического и нравственного вырождения дворянства и потребность «оздо­ровления» нации. Поэтика ранней прозы в романе: наличие непримиримого столкновения двух миров, физиологизм и апсихологизм в изображении человека, орнаментальный стиль (приближенность к поэтической речи, неупорядоченность язы­ковой стихни, преобладание сказовых форм).

«Конармия» И. Бабеля – рождение срединного типа куль­туры. Проблема насилия и гуманизма в цикле рассказов. Драма «разорванного сознании» (Лютов).

Роман К. Федина «Города и годы». Ориентация на клас­сическую традицию. Реалистические принципы изображения человека и элементы модернистской поэтики (экспрессионизм). Проблема невостребованности мыслящей личности в эпоху исторического разлома. Революция как исторически необходимое, прогрес­сивное преобразование мира; насилие и жестокость как ее закон. Трагическая судьба человека гуманистического созна­ния. Новый человек Курт Ван. Прагматизм власти и практи­цизм народа (история Федора Лепендина). Человек массы как новый субъект истории. Двойственность авторской позиции.

Проблема стихии и необходимости ее ограничении в по­вести А. Серафимовича «Железный поток». Оформление прин­ципов нормативной культуры: роман А. Фадеева «Разгром» как канонический текст. Ориентация на традиции русской классики в прозе 2-ой половины 20-х годов и узость их понимания.

Модернистская поэтика в романе Ю. Олеши «Зависть». Моделирование условной реальности. Герои как типы созна­ния и как социально-психологические тенденции эпохи. Дуа­листическая концепция мира: система героев-двойников. По­этическое (творческое) мировосприятие и прагматические идеалы нового строя (Николай Кавалеров и Андрей Бабичев). Коллизия «машинных» идеалов и «заговора чувств», «отцов» и «детей». Мотив духовно-телесного совершенства человека и артистического существования. Исследование феномена куль­турного сознания и его противоречивости: гипертрофия духов­ного (фантазии) как порождение низменных (разрушитель­ных) инстинктов.

 

Литература:

Грекалова Н. Ю. Борис Пильняк: Антиномии мира и твор­чество // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994.

Голубков М. Утраченные альтернативы. М., 1992. Ч. 2. Альтернативные эстетические системы.

Белая Г. Дон Кихоты революции – опыт побед и поражений. М.: РГГУ, 2004.

Скороспелова Е. Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003. Гл.3 (1).

Кузнецов М. Романы К. Федина. М., 1990.

Беликов А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М., 1997. С. 5—249.

Шайтанов И. Метафоры Бориса Пильняка, или история в лунном свете // Пильняк Б. Повести и рассказы. 1915– 1929. М., 1991.

 

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ. ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭСТЕТИКА

 

Мифологическая картина мира в поэзии Н. Клюева и С. Есенина. «Избяной «космос» Н. Клюева (Цикл «Избяные песни», «Земля и железо»). Идеализация крестьянского уклада. Языческая и христианская образность.

Творческий путь С. Есенина. (1895—1825). Единство по­этической системы: «Ключи Марии» как теоретический ком­ментарий к поэзии. Архаическая модель мира. Эволюция творчества. Ранняя лирика (кн. «Радуница», «Голубень»). Идея «узловой завязи» человека с природой. Понятие «органическо­го образа». Природный мир в лирике. Анималистические обра­зы. Национальный космос в поэзии («В хате»). «Древесные» образы. Крестьянская утопия в поэмах революционных лет («Иноння», «Иорданская голубица», «Преображение»), Эво­люция лирического героя. Драматизм исторического самооп­ределения на рубеже 20-х годов. Коллизия природы и циви­лизации (живого и механического). Эсхатологические мотивы («Я последний поэт деревни», «Сорокоуст», «Мир таинствен­ный...»). Раздвоение сознания в цикле «Москва кабацкая». Эволюция темы хулиганства. Поэма «Черный человек».

Драматическая поэма «Страна негодяев». Поэт и новая историческая действительность («Письма» на Родину). Фи­лософские мотивы в лирике 1922—1924 годов. Тема личной от­ветственности и исторической вины за нереализованность. Природный закон и нравственно-этические параметры чело­веческого существования. Философия жизни и смерти. Проб­лема счастья.

Стихи: «Выткался на озере», «Троицыно утро», В хате, «Пойду в скуфье смиренным иноком», «Край люби­мый...», «Гой ты, Русь моя родная», «Там, где вечно дремлет тайна», «Душа грустит о небесах», Кобыльи ко­рабли, «Заметался пожар голубой», Письмо к женщине, Русь советская, Русь уходящая, Возвращение на Родину, Письмо к деду, Песня, «По-осеннему кычет сова», «Неска­занное, синее, нежное», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я усталым таким еще не был», «Отговорила роща золотая», Песнь о собаке, Песнь о хлебе, Корова, Лисица, «Мы те­перь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мне осталась одна забава», «Цветы мне говорят – про­щай» и др.

 

Литература:

Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 – 1920-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001.

Солнцева Н. М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Н. Клюев, С. Есенин //

Русская литература рубежа веков (1810 —начало 1920-х). М., 2001. Кн. 2.

Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культура революции // Новый мир. 1988. № 8. С. 245—258.

Марченко А. Поэтический мир С. Есенина. М., 1989.

Бельская А. Песенное слово. М., 1990.

Филиппов Р. Русская советская философская поэзия. М., 1984. Гл. 3.

Базанов В. Г. С родного берега: О поэзии Н. Клюева. Л., 1990.

Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001.

ЛИТЕРАТУРА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (1920-1930-е ГОДЫ)

 

Эволюционные идеи в литературе рубежа 1920-х годов. Космическая поэзия и группа Пролеткульт: Изображение ре­волюции как вселенски-космического обновления, идея преоб­разования онтологической сущности человека в поэзии (соци­ально-технологические утопии А. Гастева).

Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия. «Диалог» с современным литературным процессом. Гротескный образ Единого государства. Внешний и внутренний конфликт в пси­хологическом романе. Диалектика «я» и «мы». Семантика женских образов. Проблема счастья и свободы. Философия истории Е.Замятина: развитие мира как чередование двук сил – энтропии и энергии. Взаимодействие утопий – способ развенчания утопичческого сознания как такового (миф о «золотом веке», «тоталитарный миф», «христианский миф»). Модернистская поэтика романа.

 

Литература:

Белая Г. «Организованное упрощение культуры – как цель и средство // Вопросы литер. 2000. № 1.

Замятин Е. Ст.: «Я боюсь», «О литературе, революции, энтропии и прочем».

Новгородцев П. Об общественном идеале. М, 1996. Гл. «Крушение утопий земного рая».

Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. М., 1993.

Жолковский А. Блуждающие сны. (Из истории русского модернизма). М., 1992. (Гл. о Е. Замятине).

Любимова А. Ф. Психологическая модель человека в ан­тиутопиях Е. Замятина и Дж. Оруэлла // Традиции и взаи­модействия в зарубежной литературе XIX—XX века. Пермь, 1992.

Арсентьева Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М., 1993.

Творческое наследие Евг. Замятина. Взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки. 1Х. Тамбов, 2000.

 

Творческий путь А. Платонова. Социокультурный генезис писателя. Философские истоки: русская космическая филосо­фия, теория Эйнштейна. Общие мировоззренческие идеи, определившие мифологическую модель мира: понимание челове­ка как существа космического, который вырос в рамках при­роды, но перерос ее и стеснен ею; истинное предназначение человека заключается в регулировании слепой природы, движущейся навстречу гибели под давлением энтропии.

Периодизация творчества Платонова. Книга «Голубая глубина». «Технократические» идеи в прозе 1 половины 20-х годов («Лунная бомба», «Эфирный тракт», «Песчаная учи­тельница»). Критика путей усовершенствования природы в «Епифанских шлюзах». Проблема разумности государствен­ных преобразований. Сатирическая повесть «Город Градов».

Роман «Чевенгур» и повесть «Котлован» как дилогия. Мифологическое народное сознание и революционные преобразования в романе «Чевенгур». Структура романа. Два плана сюжета: история странствий Саши Дванова и ис­тория человечества как искание «общественного идеала». Изображение исторического стихийного творчества масс. Разные варианты реализации идеи «социализма» в романе. Опасность утраты чувства реальности. Чевенгурская комму­на – крах идеи спасения «моментальным» коммунизмом. Ди­алог утопии и антиутопии в романе. Ирония как способ раз­венчания ложных идей и путей их достижения. Эволюция образа Са­ши Дванова. Мотив путешествия в романе, смысл финала.

Повесть «Котлован»: развенчание государственной уто­пии. Онтологический миф Платонова и индустриальный миф нормативной культуры: полемика с производственным романом 1930-х годов (В. Катаев «Время, вперед», И. Эренбург «День второй», М. Шагинян «Гидроцентраль»). Образ котлована, значение мифа о Вавилонской башне. Труд как разрушение жизни и физическое вырождение человека. Кон­фликт «частного мыслителя» (Вощев) и государства. Тра­гические последствия социальной утопии: отчуждение чело­века от труда, разрушение родственных связей, идеологиза­ция сознания (эволюция образа Насти). Коллективизация как неизбежное следствие общих социальных процессов и как «жертвоприношение» крестьянства. Трагедия разрушение националь­ных форм бытия. Эс­хатологические мотивы (миф о звере, нарушение природно­го кругооборота). Критика Платонова. Публицистика нач. 1930-х г. («В поисках будущего», «О постройке нового человека»). Роман «Счастливая Москва»: отражение абсурда чело­веческого существования.

Поиски позитивного начала в эпохе в прозе середины и второй пол. 1930-х годов. Философская повесть-притча «Джан» («Пустынный цикл»). Проблема «спасения» народа: вопрос о коренных законах мироустройства и путях достижения счастья. Роль личности в процессе становления бытия, границы духовной свободы человека (Назар Чагатаев). Проблема воспитания души и трудность формирования гармоничного человека в рассказе «Фро». Проблема столкновения человека с роковыми силами природы и истории; проблема существования человека в «прекрасном и яростном мире» (рассказ «Машинист Маль­цев»).

Рассказы военных лет. Эволюция мироощущения Платонова (повесть «Возвращение»).

Литература:

Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994.

Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 249 – 296. Или: А Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 10 – 47.

 

 

Васильев В. Андрей Платонов. М., 1990. (2-е издание).

«Страна философов» Андрея Платонова: проблемы твор­чества. М., 2000. Вьп. 4.

Митина О. А. Миф и символ в жанровой структуре анти­утопии «Котлован» // Размышления о жанре. М., 1992.

Баршт К. А. Поэтика прозы Андр. Платонова. СПб., 2000.

Геллер М. Я. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 2000.

Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: Поэтика загадки. Очерк становления эволюции стиля. СПб., 2003.

Яблоков Е. На берегу неба: (Роман Андрея Платонова «Чевенгур»). СПб., 2001.

Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 318 – 377.

Корниенко Н. «Страна философов» Андрея Платонова. Очерк творчества. М, 1994.

Малыгина Н. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

 

 

Жизнестроительная концепция в философской прозе М. Пришвина 1930-х годов. Увлечение научно-философской мыслью (Н. Федоров, В. Вернадский). Автобиографический роман «Кащеева цепь». Обоснование творческого поведения человека на земле законами природной эволюции. Повесть «Женьшень». Поиск своего индивидуального дела как реали­зация закона исторического и природного развития. Идеи христианского социализма в романе-сказке «Осударева до­рога». Значение жанра сказки в творчестве Пришвина: разви­тие «положительного» в реальности.

 

Поэтическая натурфилософия Н. Заболоцкого. Человек и его место в развитии природного мира в по­эзии Н. Заболоцкого. Связь с «ОБЭРИУ» в конце 20-х годов. («Городские столбцы»). Коллизия природы и цивилизации в «Смешанных столбцах». Тема совершенства природного мира и человеческого уродства, мотив страданий природы и вины человека перед ней. Идея «доразвития» природы в утопичес­ких поэмах («Торжество земледелия». «Безумный волк»). Концепция человека-дирижера, «организатора Вселенной». Мотивы смерти и бессмертия. Формирование монистической картины мира. Трагизм человеческого существования (элегическая линия).

Лирика 40—50-х годов. Эволюция натурфилософской проблематики. Открытие метафизического («Прощание с друзьями», «Сон»). Трагический разрыв жизни природы и че­ловеческого существования. Историософские идеи в зрелой лирике. Обращение к социальной конкретике. Нрав­ственно-этические мотивы: постижение внутреннего мира личности, красоты человеческой души, драматизма существования; идея воспитания души. Разумное и чувственное в психике человека (цикл «Последняя любовь»). Изменение лирического героя от родового человека к конкретно-психоло­гическому типу, присутствие героя ролевой лирики. Измене­ние жанровой системы.

Стихи: Свадьба. Движение. Время. Сквозь волшебный при­бор Левенгука. Прогулка. Лицо коня. Искушение. Птицы. За­суха. Лодейников. Творцы дорог. Слепой. Бетховен. «Читай­те, деревья, стихи Гесиода». Гроза. Некрасивая девочка. Про­хожий. Полдень. Жена. «Облетают последние майи». Сон. Портрет. Старая актриса. «Не позволяй душе лениться». Про­тивостояние Ма.рса. «Это было давно». Метаморфозы. Заве­щание. Цикл «Последняя любовь».

 

Литература:

Агеносов В.В. Творчество М. Пришвина и советский фи­лософский роман. М., 1989.

Пришвин М. Дневники. М., 1990.

Ростовцева И. Николай Заболоцкий: Опыт художествен­ного познания. М.-, 1984.

Игошева Т. В. Проблемы творческой эволюции Н. Забо­лоцкого. Новгород, 1999.

Семенова С. Преодоление трагедии // В ее кн.: «Вечные вопросы в литературе». М., 1989. (Гл. о Заболоцком).

Ростовцева И. Муза и собеседница. Природа в поэзии Б. Пастернака и Н. Заболоцкого // Вопросы литерат. 2002. № 1.

Филиппов В. Русская советская философская лирика. М., 1984. Гл. 5.

Заболоцкий Н.А. «И ты причастен был к сознанью моему» Проблемы творчества Николая Заболоцкого: Материалы научной конференции. К 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого. М., 2005.

Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных чтений, посвященных 100-летию Н.А. Заболоцкого.М.. 2005.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 2-ой ПОЛОВИНЫ 1920-1930-е ГОДЫ

 

Исследование объективной реальности в ее природном и социальном проявлении. Внимание к частному человеку в про­зе и драме 20—30-х годов.

Открытие психологической, физиологической и этической сложности человека в прозе II половины 20-х годов. Человек революции (О. Зотова) перед лицом вечных ценностей в по­вести А. Толстого «Гадюка». Проза И. Катаева: Человек «в тисках» новых законов, проблема жестокости (жесткости) молодого поколения и ненужности (утраты) «сердца» в новой исторической реальности (повесть «Сердце»).

Расцвет сатирических жанров в 20-е годы. Сатира М. Зощенко. Открытие массового человека как главного лица современности. Сказ как форма постижения са­мосознания и мироощущения героя революционной эпохи. Бы­товая конкретность в изображении обывательского мира (топос коммунальной квартиры). Мир сознания массового чело­века в его детерминированности условиями жизни и индетерминированности.

Исследование социальных противоречий в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Провинциальная советская Россия в столкновении с талантливой личностью: осмеяние интеллектуальной нищеты и моральной зыбкости. Прием путешествия как способ изображения панорамы наци­ональной жизни.

Трагикомедия Н. Эрдмана «Самоубийца». Социально-бы­товой план комедии. Осмеяние обывательского мироощущения, образа жизни и философии как основа структуры действия. Абсурд и формы его воплощения в реалистической драме. Анекдот как пружина сюжетного развития, как способ реали­зации персонажей и как форма словесного действия. Проб­лема обесценения человеческой личности, тема «маленького чело­века» в новом обществе. Сложность фигуры Подсекальникова: духовное уродство, униженность строем и боль за нивели­ровку. Коллизия личности и государства. Постижение трагического одиночества человека в мире в экзистенциальной ситуа­ции. Комедийное разрешение коллизии: ситуативность духов­ного прозрения. Традиции русской литературы в пьесе: мотив самозванства, оппозиция живого и мертвого.

Психологическая драма 30-х годов. А. Афиногенов «Ма­шенька»; А. Арбузов «Таня». Выявление коллизий в межлич­ностных отношениях, в психологической сфере. Противоречивость и текучесть духовного мира человека. Пьеса Арбузова «Таня»: структура развития действия – реализация личности как про­цесс соединения с людьми и обретения места в большом мире.

Литература:

Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара, 2006.

Бабичева Ю. Эволюция жанров драматургии XIX —нача­ла XX века. Вологда, 1982.

Стрельцова Е. Великое унижение: Ник, Эрдман // Пара­докс о драме. М., 1983.

Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988. Гл. 4.

Творчество М. Шолохова. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Цикл «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар», «Чу­жая кровь»). Коллизия общечеловеческих ценностей («родной крови») и новых социальных идеалов.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Обоснование возможности по­явления жанра эпопеи. Эпическая полнота и многогранность изоб­ражения национального бытия (история семей Мелехо­вых, Астаховых. Кошевых и др.). Основы жизни казачества: родственные и дружеские связи в хуторе, быт и нравы, обычаи, нравственные идеалы, традиционная народная этика. Женские образы в романе. Связь героев с миром природы. Образ Тихого Дона. Единство национального мира.

Исторический план романа. Художественная концеп­ция революции и гражданской войны. Противоречивость и конфликтность народного бытия. Неизбежность революционных преобразований (изображение социально-исторических конфликтов) и враждебность истории как навязываемых идеалов основной массе казачества. Документальная ос­нова реалистического романа. Особый аспект в изображении трагедии гражданской войны: «брат на брата, сын на отца». Сохранение эпического единства нации в историческом раз­витии. Идея несокрушимости жизни.

Духовные искания Григория Мелехова. Пробуждение са­мосознания личности в эпоху исторического слома (изменение роли Григория Мелехова в структуре романа от 1-й к 4-й книге). Григорий Мелехов как национальный (эпический) герой. Полнота человеческой личности. Причины и сущность трагедии героя. Проблема свободы и исторической необходи­мости в романе.

Споры о романе в 30-е годы. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследований.

Осмысление коллективизации в романе «Поднятая цели­на». Утверждение принципов «проективной» эстетики.

 

Литература:

Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86.

Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169.

Дырдин А. Этюды о Михаиле Шолохове: Творчество писателя – в духовной культуре России. Ульяновск, 1999.

Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200.

Федь Н. Парадокс гения: Жизнь и сочинения Шолохова. М., 1998.

Соболенко В. Жанр романа-эпопеи. (Опыт сравнительно­го анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова). М., 1986.

Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6.

Минакова А.М. Поэтический космос М. Шолохова. О мифологизме в эпике М. Шолохова. М., 1992.

ЛИТЕРАТУРА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ В 20-30 ГОДЫ: ПОИСК ДУХОВНЫХ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Творческий путь М. Булгакова. Истоки мировоззрения, обусловившие единство художественного мира. «Письма Правительству» как выражение эстетических принципов. Идея Великой Эволюции как основополагающего принципа развития мира. Периодизация творчества писателя.

Роман «Белая гвар­дия». Личность и история в романе. Революция как природно-космическая стихия и как «мужицкий бунт». Вина интеллигенции и трагедия ее существования в ситуа­ции слома традиционных гуманистических ценностей. Дом Турбиных – ключевой топос ро­мана. Сюжет «испытания героев», «авантюрное» начало. Вечные культурно-исторические и нравственные ценно­сти как опора для человека, определяющая способ самореализации лично­сти в истории. Проблема культуры в романе. Образ Города. Концепция «белого движения». Смысл финала.

Мотив «дьяволиады» в «московских» сатирических пове­стях 20-х годов «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Проблема ограниченных человеческих возможностей в овладении материей. Научное открытие и его бюрократическое использование («Роковые яйца»). Идея ответственности интеллигенции за свои эксперименты («Собачье сердце»); естественное саморазвитие жизни и проблема внедрения в живую материю. Коллизия интеллигенции и народа как высокого профессионализма и невежества. Судьба интеллигенции в новом обществе: трагизм ее существования и проблема компромиссного поведения. Утрированный социальный прогресс как ложный путь развития общества.

Драматургическая система Булгакова. Трагикомедия как ведущий жанр (ми­роощущение). Жанровое многообразие пьес 20-х годов: ко­медия «Зойкина квартира», памфлет «Багровый остров». Социально-философская драма «Бег». Судьба интеллиген­ции в ситуации национального раскола (смысл мотива сна). Трагедия человека, логикой судьбы связанного с белым движением (Хлудов). Тема вины и расплаты. Ответствен­ность человека за свой исторический выбор. Трагифарсовое начало: мотив «тараканьих бегов».

Изменение природы конфликта в драматургии 30-х годов. Противостояние ге­роев-антагонистов, личности творческого типа и организую­щего. Основные тематические пласты: «фантастические» пьесы («Адам и Ева», «Иван Васильевич», «Блаженство»), «исторические» драмы («Последние дни», «Мольер»), пьесы на чужие сюжеты («Дон Кихот»). Проблема художник и государство. Антиутопия «Адам и Ева». Новый строй и проб­лема сохранения человеческой жизни. «Активная переделка жизни» и гуманистические ценности. Проблема путей по­строения общества. Библейская символика пьесы.

Роман «Мастер и Маргарита» как метароман. Трагическая судьба мыслящей личности (сюжетная линия Мастера и Маргариты). Москва 20—30-х годов как арена разгула сатанинских сил. Исследование «дьяволиады» советской жизни: сатирическое развенчание пролетарской культуры (Массолит), деградации интеллигенции и обывательского мира. Мастер и Массолит – две концепции искусства в романе. Метафизические истоки и экзистенциальный смысл творчест­ва. Творчество как способ самосохранения личности, как противостояние злу реальности и как поиск истины. Необходимость по­стоянного воссоздания «текста» для сохранения и развития мира (идея Великой Эволюции).

Значение индивидуального выбора в истории: проблема ду­ховной свободы и несвободы человека. Дуалистическая концепция бытия: вечное противоборство добра и зла в мировой истории (параллелизм сюжетов – мир Москвы и мир Ершалаима).

 

Литература:

Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.

Немцев В. Мих. Булгаков: становление романиста. Сама­ра, 1991.

Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. М., 1997.

Химич В. В мире М. Булгакова. Екатеринбург, 2003.

Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой ро­мана «Мастер и Маргарита».//Даугава, 1988. № 10—12; 1989. № 1.

М. А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. М., 1992.

Яблоков Е. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001.

Мих. Булгаков: Современные толкования: К 100 – летию со дня рождения. 1891 – 1991. Сб обзоров. М., 1991.

Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. М., 2003.

Ребель Г. Художественные миры романов Мих. Булгакова. Пермь, 2001.

Творчество Мих. Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография: В 3-х кн. СПб., 1995.

Яблоков Е.А. Мотивы прозы Мих. Булгакова. М., 1997.

Дравич А. Михаил Булгаков как классик литературы ХХ века. // Лики языка. М., 1998. С. 75 – 83.

Качурин М., Шнеерсон М. «Вот твой вечный дом…»: Личность и творчество Мих. Булгакова». СПб., 2000.

Лазорева М. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова в интерпретации литературоведов 1960-1990 гг.» // Вестник МГУ. Сер. 9. 2000. № 5. С. 127 – 134.

Лесскис Г. Триптих М.А. Булгакова о русской революции. «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»: Комм. М., 1999.

«Мастер и Маргарита»: Гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры: Новое прочтение. Новосибирск, 2000.

Никольский С. На грани метафор и аллюзий: (О некоторых зашифрованных мотивах в антиутопии Булгакова). СПб., 1999.

Рыжкова Т. Путь к Булгакову. СПб., 1999.

Сухих И. «Мастер и Маргарита»: Три романа Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. СПб., 1998. С. 435 – 452.

Неоромантический мир М. Цветаевой. Трагическая судьба поэта. Отношение к литературным направлениям начала ве­ка, стремление занять частную позицию в эпохе. Периодиза­ция творчества М. Цветаевой.

Особенности мироощущения лирической героини: осозна­ние духовной и физической безмерности. Проблема самореа­лизации. Сюжетная и образная гиперболизация как особен­ности поэтического языка. Книги «Версты I», «Версты II». Ключевые образы и мотивы поэзии. Культурно-историческая ассоциативность. Концепция любви. Любовь как «роковой поединок». Ситуация «разминовения» как выражение траги­ческой обреченности лирической героини. «Формула» люб­ви в лирике: любовь как отказ от себя и «жертва – дар» (Две песенки, «Как правая и левая рука», «Мне нравит­ся», «Я тебя отвоюю») Тема невстречи в поэме «Царь- девица».

Миф о поэте в лирике. Идея избранничества поэта. Про­цесс творчества как духовный и физический акт. Поэт – «со­временник всех времен». Идея духовного братства поэтов всех времен и национальностей. Извечный конфликт поэта со своим временем. (Циклы: «Маяковскому», «Стихи о Бло­ке», «Стол», «Поэт», «Сивилла», «Деревья», «Стихи к Пуш­кину»).

Социальные мотивы в поэзии. Тема России. Книга «Ле­бединый стан»: мотивы жертвенности белого движения, вос­ставшей черни, идея милосердия в книге (цикл «Дон», «Анд­рей Шенье»; стихи «Стенька Разин», «Посмертный марш», «Взятие Крыма», «Пожалей» и др.). Тема России в 30-е го­ды («Бузина», «Тоска по родине», цикл «Стихи к сыну»).

Стихи: Молитва, «Кто создан из камня, кто создан из глины», Хвала Афродите, «Душа, не знающая меры», Мука и мука, «Вскрыла жилы», Жизни, Раковина, Новогоднее, Попытка ревности; цик­лы «Магдалина», «Разлука», «Провода», «Пригвождена», «Федра». Поэма Конца..и др.

 

Литература:

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.

Швейцер В. Быт и бытие М. Цветаевой, М., 1992.

Зубова Л. Поэзия М. Цветаевой: Лингвистический ас­пект. Л.. 1989. Гл. 3, 4.

Викулина Л., Мещерякова И. Творчество Марины Цветаевой: Проблемы поэтики. М., 1998.

Козлова Л. Безумье всех тысячелетий…: К истокам Марины Цветаевой. М., 1994.

Осипова Н. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров, 2000.

Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1999.

Марина Цветаева в контексте культуры ХХ века // РЖ. Сер.7. М., 1995. № 2. С. 49 – 72.

Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой.

Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтике быта к поэтике слова. В кн.:

Гаспаров М. Избранные статьи. М., 1995.

Ельницкая С. Статьи о Марине Цветаевой. М., 2004.

Марина Цветаева в воспоминаниях современников. В 3х томах.М., 2002.

Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.

Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.

 

Творчество Д. Хармса (Группа ОБЭРИУ): Рождение литературы абсурда: противостояние реальности и средство ухода от нее. Ранние детские стихи поэта конца двадца­тых годов: стремление познать и выразить мир в его цело­стности. Эстетический манифест обэриутов – обоснование новых принципов искусства. Нереализованность замыслов. Драматургические опыты: «Елизавета «Бам». Поэтика абсурда как средство воплощения трагедии существования человека.

Проза Хармса 30-х годов. Многозначность алогизма: воплощение эстети­ческого идеала, выражение абсурда бытия и непознаваемой сущности мира. Цикл «Случаи»: мотивы жестокости, разрушения связей, бессмысленности существования, сна (небытия), смерти. Концепция человека в прозе Хармса. Трансцендентные мотивы. Проблема героя и автора в повести «Старуха». Пародирование исторических и культур­ных реалий. Жанр анекдота. Мировоззренческий и эстетичес­кий тупик.

 

Литература:

Васильев И. Г. Обэриуты: теоретическая платформа и творческая практика. Свердловск, 1991.

Минц К. Обэриуты // Вопросы литературы. 2001. № 1. 277 – 294.

Жаккар Ж. Даниил Хармс и конец русского авангарда. С.-П., 1995.

Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993,

Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М,: Нов. литер, обозрение, 1998.

Разгром Обэриу: Материалы следственного дела // Октябрь. 1992. № 11. С. 166 – 191.

 

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

ПРОБЛЕМАТИКА И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

 

Общие черты литературы военных лет, обусловленные исторической ситуацией. Идея единства личности, нации и общества. Прямое отраженье эпического конфликта, героико-романтическое изображение двух миров, обобщенность, публицистичность, открытое выражение авторской позиции. Жанрово-стилевая система.

Поэзия военных лет. Образ войны и человека-воина в стихах А. Твардовского («Слово ненависти», «Отец и сын»), М. Светлова («Клятва»), А. Ахматовой («Мужество», «Клятва»), Д. Кедрина («Такой ты мне привиделась когда-то»), В. Лебедева-Кумача («Священная война»). Мотивы объединения, ненависти и мести, подвига и самопожертвова­ния. Психологизм в изображении человека па войне. Откры­тие ценности и неповторимости человеческой жизни, внима­ние к повседневной реальности.

Миромоделирующая функция жанра: публицистические жанры, повествователь­ные и исповедальные. Причины обращения, особенности поэтики: специфика выражения коллизии, субъекта речи, образного строя. Образы-архетипы и их роль в создании национального мира (дорога, мать, дом, воин). Стихи: А. Твардовский «Рассказ танкиста», «Баллада об отрече­нии», «Ночлег»; «Соловьи» А. Фатьянова; «Дороги» Л. Оша­нина, «В прифронтовом лесу» М. Исаковского, «В землянке» А. Суркова, «Ты помнишь, Алеша» К. Симонова. Соединение личного (автобиографического) и общего (цикл «С тобой и без тебя» К. Симонова) и др.

Война в поэзии «фронтового» поколения. Формирование в условиях войны нового мироощущения человека, изъятого из гражданской жизни. Чувство индивидуальности и связан­ности с поколением, идея избранничества и трагизма. Изображение противоречий войны в лирике. Стихи: С. Гудзенко «Перед атакой», «Мое поколение», «Подрыв­ник», «Мы не от старости умрем», «Я был пехотой в поле чистом»: С Ортов «Его зарыли в шар земной». «Перед ата­кой», «Когда под пулями лежишь»; А. Межиров «Воспоминания о пехоте», «Человек живет на белом свете», «Десант­ники», «Музыка», «Медальон», «Я хочу сообщить»; М. Дудин «Соловьи».

Лирический эпос войны. «Василий Теркин» А. Твардов­ского. Главный герои поэмы – человек-народ. Воплощение в нем национальных духовных ценностей. Собирательность и конкретность образа. Структура «книги про бойца»: цело­стность и относительная самостоятельность частей. Двухчастность композиции. Теркин и другие персонажи, система двойников героя. Единство национального мира. Образ ав­тора и его место в поэме. Трагическое и комическое в поэме.

Проза периода войны. Героико-романтическая и реалистическая тенденции. Открытие героического характера и его связей с лучшими чертами национальной жизни. Идея общей семьи. Разные истолкования массового и личного в испытаниях войны. (Л. Леонов «Взятие Великошумска», В. Гроссман «На­род бессмертен»). А. Платонов «Взыскание погибших», «Оду­хотворенные люди», «Афродита». Персонажи как отражение разных граней национального характера. Философское осмыс­ление исторического конфликта (как противостояние жизни и смерти). Творческая душа русского человека и идея осознан­ного самопожертвования как необходимое условие победы нации в войне, жизни над смертью. Повесть «Возвращение» (1946):. анализ противоречий духовного опыта войны.

К. Воробьев «Это мы, господи» (1943): открытие бесчело­вечного характера войны. Биологическое и социальное в чело­веке. Проблема утраты смысла существования в нечеловечес­ких обстоятельствах и необходимость экзистенциального про­тивостояния им. Повесть К. Симонова «Дни и ночи»: внима­ние к внутреннему миру личности.

Драматургия периода войны. Е. Шварц «Дракон»: Иссле­дование природы власти и психологии массового сознания. Природа зла и проб­лема противостояния ему.

 

Литература:

История русской советской поэзии. 1941 —1980. Л., 1980. Гл. 1, 2.

Кузьменко К. Советская литература вчера, сегодня, завт­ра. М., 1981. Гл. «Эпос Великой Отечественной войны».

Пьяных М. Эпос и лирика воюющей России (Ал. Твардовский и О. Берггольц) // Звезда. 1995. № 5. С. 166 – 174.

Синявская Е. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101 – 109.

Македонов А. Творческий путь А. Твардовского. М., 1981.Гл. 5.

«Василий Теркин» А. Твардовского – народный эпос. Во­ронеж, 1981.

Иванова Л. О. «Война и мир» в творчестве А. Платонова военных лет // Творчество А. Платонова: Статьи и сообщения. Воронеж, 1979.

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

 

Нация, личность и общество в литературе послевоенных лет. Отражение противоречивости общественного сознания: духовный подъем, связанный с победой в войне, и разочаро­вание. Распадение органического единства личности, общества и нации. Экономические трудности и идеологический дик­тат; партийные постановления об А. Ахматовой и М. Зощенко. Переосмысление социально утверждаемых ценностей. Поздний сталинизм: кризис в развитии литературы. Формирование в обстоятельствах вой­ны нового типа социального мышления. Нормативная культу­ра и варианты ее преодоления.

Реалистические тенденции в прозе и поэзии о войне. В. Панова «Спутники». Исследование судьбы конкретного человека на войне. Равноценность судеб героев (Данилов, доктор Белов, Лена). Эпический конфликт и частные индиви­дуальные коллизии. Бытовая конкретика обстоятельств. Раз­нообразие самоопределения героев в единой этической ситу­ации войны как испытание человека; мотивированность пове­дения прошлым. Изображение процесса духовного изменения личности. Драматизм личных судеб героев (нереализованность ожиданий, измена, смерть близких). Сохранение телеологизма фабулы. Тема возвращения.

Поэзия А. Твардовского. Тема возвращения и «жестокой памяти» в лирике II половины 40—50-х годах. «Дом у доро­ги»: трагедия возвращения. Ретроспективный анализ войны – в зеркале потерь и духовных утрат. Память как основа само­сознания лирического героя;

Соотношение лирического и эпического начал в поэзии. Лирический герой как носитель индивидуального сознания и родовых национальных (коллективных) ценностей. Испове­дальное начало. Черты реалистической эстетики в картине мира: конкретность переживания, утверждение реальной дей­ствительности как высшей ценности. Поэма «По праву памяти».

Проблема самореализации личности поэта. Самопознание как способ преодоления духовного кризиса («О сущем», «Ты и я»). Философские мотивы. Цикл «Памяти матери»: образ до­ма, дороги, переправы, срока, дали.

 

Литература:

Панова В. «Спутники».

Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги. По праву памяти. «Я убит подо Ржевом»; «В тот день, когда окончилась война»; «Их памяти», «Снега потемнеют синие»; «Ты, дура, смерть»; «Ты и я», «О сущем, усталость»; «Вся суть в одном единственном завете».

Редькин В. А, Система эпического мира в поэмах А. Твар­довского. Тверь, 1992.

Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и до­роги. М., 1981.

Павловский А. Современная философская поэзия. Л., 198!.

Нинов А. Вера Панова. Жизнь. Творчество. М., 1984.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Кн. 1. М., 2001. Глава 2 (2.7).

 

Творческий путь Б. Пастернака. Соци­альные и культурные истоки. Связь с русской философией рубежа эпох. Символистская концепция бытия. Периодизация творчества. Ранний Пастернак (1910—1920-е годы). Кн.: «Сест­ра моя– жизнь», «Темы и вариации». Мироощущение лирич. героя: идея дара жизни, одухотворение природного ми­ра, осознание равенства поэта и жизни. Концепция поэтичес­кого творчества. М. Лермонтов, А. Пушкин, Гете в мире поэта.

Эволюция поэтического мира в 30-е годы. Кн. «Второе рождение». Основные мотивы лирики: природа в смене сво­их стадий, любовь, творчество. Социальные идеи в книге. («Столетье с лишним – не вчера»). Семантика образа «вто­рого рождения». Стихи: цикл «Волны», Вторая баллада. Смерть поэта. «Любить иных – тяжелый крест», «Никого не будет в доме», «О, знал бы я, что так бывает», «Весеннею порою льда».

Зрелый Пастернак (1940 –1950-е годы). Кн.: «На ранних поездах», «Когда разгуляется». Развитие концепции поэти­ческого творчества: поэт как тепловой центр мира, зна­чение нравственных параметров, роль поэта в космологиче­ском процессе. (Цикл «Художник»). Идея духовного проти­востояния смерти, мотив самопожертвования в стихах о вой­не. Многогранность и неисчерпаемость проявлений личности в ее связях с реальным и сверхреальным бытием. Поиски «оснований» человеческого существования, трагизм жизни человека. Мотив «вхождения» в будущее. Усиление автобио­графизма в последних книгах. Движение поэта к простоте. Структура книги «Когда разгуляется».

Роман «Доктор Живаго». Проблема существования человека в земной жизни и в метаистории. Жизнеописание главного героя. Доктор Живаго в его связях с эмпирическим бытием и непрозреваемой вселенной; открытие многогранности бы­тия, связь с природным миром. Постижение чуда и дара жи­зни. Христиан­ское мироощущение героя. Философия истории Пастернака: история как духовное усилие человечества по преодолению смерти. Концепция истории России XX века: трагедия революции и гражданской войны, возвращение к ветхозаветным временам; оценка коллективизации и значение Великой Отечественной войны. Различные формы самоопределения в эпохе: Живаго —Стрельников. Семантика образа Лары в романе.

Доктор Живаго как поэт. Концепция Христа в романе («Стихотворения Юрия Живаго»). «Доктор Живаго» как роман культуры.

Лирические тексты Пастернака: Кн. «Сестра моя – жизнь»: «Памяти Демона», «Плачущий сад», «Давай ронять слова», цикл «Занятие философией», ст.: «Степь», «Гроза, моментальная навек», «Любить, – идти, – не смолкнул гром». Кн.: «На ранних поездах»; цикл. «Художник», ст.: «Летний день», «Сосны», «Зазимки», «На ранних поездах», «Иней», «Опять весна», «Смерть сапера», «Ожившая фрес­ка», «Весна». Кн. «Когда разгуляется»: «Во всем мне хочет­ся», «Быть знаменитым некрасиво», Перемена, Тишина, Сто­га, Липовая аллея, Когда разгуляется, Хлеб, Трава и кам­ни, Ночь, Вакханалия, Дорога, В больнице, Музыка, Снег идет, Все сбылось, Поездка, После грозы, Зимние праздники, Нобелевская премия. Божий мир, Единственные дни.

Литература:

Лейдерман Н. М., Липовецкий М. Н. Современ. русская лит. в 3-х кн. Кн. I. М., 2001. Гл. 1 (о романе «Доктор Живаго»).

Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1990.

Баевский В. Пастернак – лирик. Смоленск, 1993. Или: Баевский В. С. История русской поэзии. 1790—1980. Смо­ленск, 1994.

Иванова Н. Борис Пастернак: Участь и предназначение. СПб., 2000.

Пастернаковские чтения. Вып. 2. М., 1998.

Семенова С. «Всю ночь читал я твой завет» // Новый мир. 1989. №11.

Лавров А. «Судьбы скрещенья»: Теснота коммуникатив­ного ряда в «Докторе Живаго» // Новое литер. обозрение. 1992. № 2.

Кондаков И. В. Роман «Доктор Живаго» в свете тради­ции русской культуры // Известия АН СССР. Сер. лит. и язы­ка. Т. 49. 1990. № 6.

Ковтунова И. О поэтических образах Бор. Пастернака // Очерки истории русской литературы XX века. Опыты опи­сания идиостилей. М., 1995.

Скоропанова И.С. Борис Пастернак. Краткий очерк жизни и творчества: Пособие для учителя.Минск, 2002.

Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб., 1995.

 

 

Творческий путь Л. Леонова. Единство художественной системы. Влияние просветительской мысли XVIII века и русской космической философии. История человечества как продукт человеческого деяния и «шествие к звездам». Поэтика интеллектуального романа: сюжет – развитие авторской идеи, многофункциональность персонажей; диалогичность слова героя, само­стоятельность и равноценность их голосов, мифологически стяженные образы-идеи, система символов, роль культурных ал­люзий и вставных притч. Исследование национального бы­тия и народного самосознания. смоделированностъ сюжета,

Национальная стихия жизни и социальные преобразова­ния в прозе 1920—1930-х годов. Осмысление современности сквозь призму исторической памяти. Миф в рассказах I по­ловины 20-х годов («Бурыга», «Туатамур»). Многомерность и противоречивость национальной жизни, непознаваемость и незавершенность национального характера. «Мелкость» че­ловека культуры («Конец мелкого человека») и неразви­тость народного сознания («Петушихинский пролом»). Ро­ман «Барсуки»: саморазвитие жизни и революционная лом­ка. Народные идеалы и их столкновение с революционным разумом. Неспособность крестьянской стихии к самооргани­зации (суверенному существованию) и опасность насилия по отношению к ней. Братья Рахлеевы как герои-идеологи, как воплощение двух путей развития национальной истории (природный и цивилизации). Миф о размолвке двух начал. Философская проблематика романа: проблема соотношения бытия и сознания, границы разума в организации природно­го процесса.

Проблема формирования нравственного самосознания личности в романе «Вор». Проблема духовной культуры. Концепция прогресса: история человечества как «блукание в потемках». Противоречивость человеческой природы и национального характера. Многомерность образа Дм. Векшина. Система персонажей как распавшееся человечество: ге­рои-двойники и герои-родственники. Проблема наследова­ния духовного опыта человечества. Критика механического разума (Чикилев) и «естественного» человека (Леонтий). Проблема жалости и активного добра, страдания и покая­ния.

История человечества как «дорога на океан» в романах 30-х годов («Соть», «Дорога на океан»). Концепция челове­ка – преобразователя мира. Образ будущего в романах. Проблема не­совершенства человеческой природы и трагизма его сущест­вования (смерть Курилова).

Роман «Русский лес» как послевоенный роман. Социально-философская проблематика романа. Трагедия становления новых форм цивилизации: война в романе.

Проблемы философии истории: природное саморазвитие (символика русского леса как символа вечно цвету­щей жизни и ее бесконечного движения) и социальная исто­рия. Утверждение природной онтологии и родовых (родствен­ных) связей. Образ Вихрова. Концепция творчества как реализация естественной основы жизни. Противоречия твор­ца. Творчество и антитворчество: Вихров и Грацианский как «двойная звезда», как конкретные характеры и образы-символы. Концепция истории как смена этик: Калина (пат­риархальная), Грацианский (индивидуалистическая) и Вих­ров, (личностно-коллективистская). Проблема преемственно­сти поколений в романе. Значение самопознания личности и познания истины в истории. Природа и культура в романе.

Поэтика интеллектуального романа: смоделированностъ сюжета, диалогичность слова героя, само­стоятельность и равноценность их голосов, мифологически стяженные образы-идеи, система символов.

Обнажение противоречий сталинской эпохи.

 

Литература:

Семенова С. Парадокс человека в романах Л. Леонова 20—30.x г. // Вопросы литературы. 1999. № 5.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература в 3-х кн. М., 2001. Кн. I. (роман «Русский лес»).

Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. М, 1987. С. 64 – 82.

Леонид Леонов и русская литература ХХ века. СПб., 2000.

Любомудров А. Суд над творцом: «Пирамида» Л. Леонова в свете христианства // Русская литература. 1999. № 4. С. 74 – 97.

Хрулев В. Леонид Леонов: Магия художника. Уфа, 1999.

Вахитова Т.М. Художественная картина мира в прозе Л. Леонова (структура, поэтика, эволюция). СПб., 2007.

История русской литературы ХХ века (29-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 262 – 274.

Грознова Л.А. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л, 1982. С. 191 – 238.(Достоевский и Леонов).

Эволюция поэтической системы А. Ахматовой. Периоди­зация творчества. Книга «Аппо Domini». Трагическая судьба лирической героини в ситуации национального раскола. Ут­верждение общечеловеческих ценностей: мотивы любви, смер­ти, разлуки. Изображение природного мира. Ветхозаветные сюжеты («Библейские стихи») в книге, христианские мотивы и образы. Фольклорные жанры: плача, причитания, баллады, сказки. Лирическая героиня как хранительница памяти (исторической, индивидуальной) и культуры. Стихи: «Не с теми я», «Петроград, 1919», Черный сон, Библейские стихи, Сказка о черном кольце, «Все расхи­щено, предано, продано», «Не бывать тебе в живых», Три стихотворения, Новогодняя баллада, Многим.

Историческая проблематика в лирике 1930—1940-х годов. По­эма «Реквием»: Тема трагической судьбы человека и страны в сталинскую эпоху, мотив «большого террора». Судьба лирической героини как отражение общенациональ­ной трагедии. Исповедальная основа сюжета. Тема индиви­дуального противостояния бесчеловечности строя: самосохранение себя в слове (творчестве). Библейская образность поэмы. Стихи о войне. Тема единства в трагических испыта­ниях. Тема материнства как отражение всеобщей скорби по погибшим. Мотивы любви, родины, смерти и бессмертия. Цикл “Ветер войны».

Темы Времени, Памяти и Культуры в «Седьмой книге». Экзистенциальные мотивы; тема одиночества лирической героини. Сущест­вование в пространстве сознания (мотивы сна, тени, зеркала и зазеркалья, музыки). Аллюзивность поэзии, зашифрованность. Жанровые модификации в поздней лирике. Концепция поэтического творчества (цикл «Тайны ремесла»). «Поэма без героя».

Циклы: Тайны ремесла, Шиповник цветет, Полночные стихи, Песенки, Северные элегии. Стихи: Примор­ский сонет, Родная земля, Цикл «Венок мертвым».

Литература:

Анна Ахматова, Рго еt сопtга. Антологии. СПб., 2001.

Невинская И. «В то время я гостила на земле…»: (Поэзия Ахматовой). М., 1999.

Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. М., 1991.

Виленкин А. В. В сто первом зеркале. М., 1990.

Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.

Кихней Я.Г. Поэзия Анны Ахматовой. М., 1997.

Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998.

 

Учебная литература ко всему курсу

Антологии, хрестоматии, сборники манифестов

Антология документов и материалов за 1917 – 1932 год. В тисках идеологии. М., 1992.

Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов. Хрестоматия. М., 2001.

Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы. М., 1986.

Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

Васильев И. Г. Обэриуты: теоретическая платформа и творческая практика. Свердловск, 1991.

Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918– 1940. М., 2000. Т. 2.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стеногорафический отчет. М., 1990.

Русские писатели ХХ века: Библиографический словарь. В 2-х частях. / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998.

Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. М., 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.