Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция прозы 20-х годов






 

1. Роман Б. Пильняка «Голый год» и цикл рассказов «Конармия» И. Бабеля как явление ранней прозы 20-х годов.

а) Покажите черты поэтики «орнаментальной» прозы на материале двух произведений: разрушение сюжетной це­лостности у Пильняка, фрагментарность (циклизация) у Ба­беля, особенности конфликта, изменение «языковой стихии», натурализм и физиологизм в изображении человека, связь со стихами.

б) Концепция революции как природно-биологического обновления бытия в романе «Голый год» (история рода Ордыниных, семья Архиповых), «скифская» идея в романе: по­этизация дохристианской России.

в) Проблема насилия и традиционных общечеловеческих ценностей в «Конармии» Бабеля. Изображение мира конар­мейцев и людей старой культуры (Гедали, Рабби, пан Аполек). Лютов и его место среди тех и других. Авторская по­зиция в цикле.

 

2. Проза середины 20-х годов. Роман К. Федина «Города и годы».

а) Покажите эволюцию прозы: развитая фабульность, новеллистичность и авантюрность сюжета, аналитизм и ра­ционализм в построении романа, возвращение к классиче­ской традиции и модернистскую поэтику (экспрессионизм).

б) Изображение человека под влиянием «силового поля истории». Проблема самоопределения личности в новой со­циально-исторической реальности.

в) Герои-идеологи в романе: Носитель традиционных гу­манистических ценностей и «новый» человек (Андрей Старцов и Курт Ван).

г) Сложность и многосоставность внутреннего мира ге­роя-интеллигента. Принципы психологического анализа (дневник, внутренние монологи, сон, письма). Драма невостребованности героя, проблема вины и ответственности за самоопределение.

д) Значение побочных сюжетных линий для раскрытия концепции романа: Любовные треугольники Андрей – Ма­ри – фон Шенау и Андрей – Рита – Голосов. Роль эпических глав: история мордовского народа и судьба Федора Лепендина.

е) Смысл структуры романа: кольцевая композиция, об­ширные «немецкие» главы, эпиграфы, образы – лейтмотивы.

 

3. Проза второй половины 20-х годов. Роман Ю. Олеши «Зависть».

а) Усложнение жанровой структуры романа: Гротескно-ироническая модель мира, «лиризация» повествования, эксцентричноеть сюжета, персонажи как персонификация тен­денций времени, развитый психологизм.

б) Противостояние «бездуховной плоти» и творческой артистической личности в ранней прозе 20-х годов. («Три толстяка», рассказы).

в) Новый строй и проблема ценностных характеристик человека. Главные герои как воплощение противоположных начал эпохи: пара «отцов» (Иван и Андрей Бабичевы) и па­ра «детей» как их духовных наследников (Володя Макаров и Николай Кавалеров).

г) Мировоззрение, философия и род занятий героев – ан­типодов. Прагматические идеалы нового мира (Андрей Ба­бичев, Володя Макаров). Защита традиционных ценностей («Заговор чувств») Ивана Бабичева.

д) Николай Кавалеров как носитель поэтического миро­восприятия и как воспринимающее сознание. Противоречие между планом жизни героя и процессом мышления персо­нажа. «Эстетизм» и проблема этики. Кавалеров и другие.

е) Мотивы юности и старости, отцов и тетей, домашнего очага и семьи, романтических и машинных идеалов, «чет­вертака» и домашнего очага. Зеркальная поэтика романа. Особенности структуры повествования.

ж) Функции мотивов и сюжетов мировой культуры (про­поведника, идущего на Голгофу, короля и шута, плута, комедианта, Герострата, легенда о Каине и Авеле и др.): сме­на действующих лиц на арене культурно-исторических фор­маций.

 

4. Малая проза второй пол. 1920-х годов: реалистические тенденции. И. Катаев «Сердце». А. Толстой «Гадюка»: исследование внутренних противоречий человека, столкновение новых социальных идеалов и общечеловеческих ценностей.

 

Литература:

Бабель И. Конармия. (Мой первый гусь, Письмо, Смерть Долгушова, Переход через Збруч, Гедали, Пан Аполек, При­щепа, Жизнеописание Павличенко, Аргамак, Песня, Клад­бище в Козине, Эскадронный Трунов).

Федин К. Города и годы.

Пильняк Б. Голый год. Повесть непогашенной луны.

Олеша Ю. Зависть.

Толстой А. Гадюка.

И. Катаев Сердце.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 173 – 180 (Олеша); 274 – 282 (Федин).

Голубков М. М. Русская литература ХХ века: После раскола: Учебное пособие. М., 2002. Разделы: 11. «Социалистический реализм» («Кризис реализма»), 111. «Модернизм» («Экспрессионистические тенденции»).

Беликов А. Гибель и сдача советского интеллигента. Юрий Олеша. М„ 1997. С. 5—249.

Шайтанов И. Метафоры Б. Пильняка, или история в лун­ном свете/УПильняк Б. Повести и рассказы. 1915—1929. М.,

1991.

Дарьялова Л. Н. Русская литература XX века после Ок­тября. Калининград, 1998. Гл. II, § 1, 3, 6, 7.

Исаак Бабель в современном прочтении // Новое литературное обозрение. 1993. №. 4. С. 197 – 242.

Сухих И. О звездах, крови, людях и лошадях (1923 – 1925. «Конармия» И. Бабеля) // Звезда. 1999.

 

 

Практическое занятие № 3

РОМАН-ЭПОПЕЯ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

 

1. Понятие эпопеи. Основные черты жанра. (По кн.В. Соболенко).

2. Эпическое начало в «Тихом Доне» Шолохова.

а) эпическая полнота в изображении народного бытия (история семей, жизнь хутора, обычаи и уклад казачества, Россия).

б) Эпический характер конфликта (судьба эпического единства общества в историческом развитии); хроникальность романа.

в) характеры персонажей как воплощение народного бы­тия. Женские образы в романе.

г) Природный мир, образ Тихого Дона и его смысл. Формы повествования и авторский голос в ро­мане.

д) Жен­ские образы.

 

3. Трагедия Григория Мелехова.

а) Изменение места центрального героя в структуре романа от первой к четвертой книге.

б) Григорий Мелехов как национальный герой.

в) Причины и сущность трагедии Мелехова.

4. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследо­ваний.

Литература:

 

Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86.

Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169.

Беглов В. Эпопея в русской литературе.М.,: Изд-во МГУ, 2005. С. 200 – 207.

Дырдин А. Этюды о Михаиле Шолохове: Творчество писателя – в духовной культуре России. Ульяновск, 1999.

Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Чалмаев В.А. Шолохов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2004.

Осипов В. Шолохов. М.: Молодая гвардия, 2005.

Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200.

Соболенко В. Жанр романа – эпопеи (Опыт сравни­тельного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого До­на» М. Шолохова). М., 1986.

Тамарченко Е. Идея правды; в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6.

Минакова А. М. Поэтический космос М. Шолохова. О мифологизации в эпике М. Шолохова. М., 1992.

Хабин В. Н. М. А. Шолохов // Очерки истории русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 1. С. 34—88.

6. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора. Вопр. литер. 1991. № 2; Макаров А. Г., Макарова С. Э. «А власть эта не от Бога» // Новый мир. 1993. № 11.

Практическое занятие № 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.