Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для дошкольников четвертого года обучения






Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи про­странственное расположение частей своего тела.

Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и тела стояще­го напротив ребенка.

Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференци­ровать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терми­нами (справа — направо, слева — налево и т. д.).

Учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значи­тельном расстоянии от них (в 2, 3, 4, 5 метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д.).

Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).

Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.).

Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

Составлять простейшие схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).

Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме.

Словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

Моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т. д.).

Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, сто­ла, грифельной доски.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположе­ние игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к

ДРУГУ.


Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с гео­метрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.

Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки
в помещениях детского сада и на участке; совершенствовать ориентировку с помощью всей |
сенсорной сферы ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния). I

Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и про­странственное отношение между ними с помощью зрения и осязания.

Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначе­нии расположения предметов в помещениях детского сада и на участке.

Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотне­сения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнивания реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов. Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице; познакомить с понятиями улица, мостовая, пеше­ходный переход, проезжая часть, светофор.

Закреплять умение детей выделять парно-противоположные направления окружающего пространства (направо — налево, вверх — вниз, с точкой отсчета от себя).

Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.

Учить определять направления движения в пространстве (в процессе собственного пере­движения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки).

Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направ­ление движения в соответствии с указаниями педагогов, с учетом ориентиров.

Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений.

Развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соот­носить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответ­ствующие пространственные термины (правая — левая и т. д.).

Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их ото­бражением в зеркале.

Учить словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале простран­ственные отношения.

Закреплять умение детей определять парно-противоположные направления своего тела после поворота на 90 и 180 градусов.

Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предмета­ми после поворота на 90 и 180 градусов.

Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).

Совершенствовать умение детей ориентироваться в микроиространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).

Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропростран­ства; менять месторасположение предметов в микропространстве, определять разницу в распо­ложении предметов в микропространстве; словесно обозначать расположение предметов в мик­ропространстве.

Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам ортоптистки, врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, мето­диста детского сада, в музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до различных помещений детского сада.

Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; учить, как пройти до уча­стка своей группы, соседних групп, спортивной площадки, до ворот детского сада, вокруг


детского сада; словесно описывать свой путь.

Учить детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (или автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т. д.

Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить- можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя хо­дить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидак­тических играх.

Формировать у детей обобщенное представление об окружающем пространстве.

Развивать умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окру­жающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анали­заторов.

Учить активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информа­цию о пространстве в практической ориентировке.

Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.

Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, словесно обозначая направ­ление своего движения:

Составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детско­го сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.

Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.

Учить читать схемы пути и окружающего пространства.

Развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словес­ной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная ком­наты, кабинет врача, кухня, прачечная и т. д.).

План тематических занятий по ориентировке в пространстве в подготовительной к школе группе приводится в табл. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий по ориентировке в пространстве в подготовительной группе Таблица 5
Месяц № занятия Тема занятия  
Сентябрь   Мой детский сад  
  Осень  
Октябрь   Овощи, фрукты  
  Урожай собирай!  
  В гостях у фермера (домашние животные и птицы)  
  Игрушки  
Ноябрь   Я и мое тело  
  ультурно-гигиенические навыки  
  Одежда  
Декабрь   Зима. Снег  
  Обитатели зимнего леса  
  В гостях у сказки  
  Мастерская Деда Мороза  
Январь   Зимние забавы  
  Электроприборы  

 

 

 

 

 

 

  Окочание табл. 5
Месяц № занятия Тема занятия
Февраль   Профессии. Строим дом
  День защитников Отечества
Март   Посуда
  Моя семья
  Правила поведения на улице
Апрель   Весна. Прилетели птицы
  Звездное небо
  Мебель
  Транспорт
Май   Насекомые

Занятие 1. «Мои детский сад» (ознакомление с территорией) Программное содержание:

1. Развивать умение детей читать и составлять схемы территории детского сада.

2. Учить словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

3. Совершенствовать умение правильно использовать пространственные термины (за, около, между, справа, слева и т. п.).

4. Развивать пространственные представления на основе практической ориентировки на участке.

Оборудование: демонстрационный материал — макет территории детского сада, схема детской площадки (лист АЗ); раздаточный материал — схема детской площадки (лист А4, рис. 1, прил.), карточки к заданию «Цветные домики» (рис. 2, прил.), индивидуальные фла-нелеграфы, силуэты предметов, изображенных на схеме площадки, простые карандаши, цвет­ные карандаши.

Словарная работа: макет, схема, местоположение, схема пути, территория, площадка, веранда, песочница, качели, газон.

Ход занятия.

Дети вместе с педагогом рассматривают макет территории детского сада, рассказывают, что на нем расположено (здание детского сада, детские площадки, деревья и кусты, асфальти­рованные дорожки и т. д.). Детям предлагают показать участок своей группы.

Затем показывают схему игровой площадки их группы (рис. 1, прил.) и предлагают рассказать, какие предметы изображены на ней (веранда, песочница, качели и т. п.). Если у детей возникают сложности в узнавании и назывании предметов, необходимо обратиться к макету. Например, если посмотреть на песочницу сверху (смотрят на песочницу на макете), то она напоминает квадрат — это сама песочница; круг внутри квадрата — «грибок».

Далее детей знакомят с условными обозначениями кустов, хвойных и лиственных деревь­ев, газонов. Дети сравнивают, как они выглядят на макете и схеме.

1. Дидактическая игра «Расскажи, где находится клад».

Детей делят на команды по два человека. Командам раздают схемы групповой площадки, на которых крестиками обозначены места, в которых находятся клады — новые игрушки. Дети рассматривают схемы, определяют местонахождение клада.

2. Физкультурная минутка. «Веселые прыжки».
Дети выполняют задания согласно тексту.

Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолет. Раз, два — хлопок в ладоши, А потом — на каждый счет.


Раз, два, три, четыре — Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре — И на месте походили. (3 раза)

3. Задание «Придумайте и нарисуйте самый длинный и самый короткий путь к вашему
кладу».

Дети продолжают работать со схемами, предложенными в первом задании.

4. Задание «Опиши самый длинный и самый короткий путь к кладу».

Один представитель команды описывает путь («Идем прямо, поворачиваем налево, идем между кустами» и т. д.).

По очереди каждый ребенок рассказывает, как можно дойти до клада.

5. Задание «Разложите на фланелеграфе схему площадки детского сада с помощью си­луэтов».

6. Задание «Цветные домики» (рис. 2, прил.).

Детям предлагается закрасить геометрические фигуры, расположенные на листе внизу слева, следующим образом: ту, что находится слева, — красным цветом; ту, что справа, — оранжевым; ту, что между кругом и квадратом, — желтым; ту, что справа от прямоугольника, — зеленым; ту, что между треугольником и прямоугольником, — синим.

Затем педагог предлагает детям рассмотреть схему и подумать, в каких домиках живут геометрические фигуры.

— Раскрасить домики соответствующим цветом и рассказать, как каждой фигуре дойти
до своего домика.

7. Подведение итогов.

Занятие 2. «Осень» Программное содержание.

1. Учить детей ориентироваться в микропространстве (на доске, листе в клеточку).

2. Учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относи телыю друг друга.

3. Совершенствовать умение использовать в речи пространственные термины (около, рядом, между и т. п.).

4. Развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: демонстрационный материал — цветные силуэты деревьев (дуб, береза, рябина); раздаточный материал — карточки к заданиям, простые карандаши, цветные каран даши.

Словарная работа: осень, листопад, золотая, багряная, дуб, береза, рябина.

Ход занятия.

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение.

Лес — точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Педагог спрашивает детей:

— О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени.) Какое время года
сейчас? (Осень.)

Осень! Осыпается весь наш бедный сад... Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой


— Почему осенью опадают с деревьев листья?

Если дети не отвечают или дают неполный ответ, педагог рассказывает сам: осенью все деревья впадают в спячку, подобно некоторым животным. Все питательные вещества остаются в корнях деревьев, под землей, и к листьям не поступает питание. А если листья останутся на ветвях на зиму, снег ляжет на листву, и под тяжестью сломаются ветки. Поэтому деревья предусмотрительно сбрасывают листву.

1. Задание «Дорисуй листья и повтори штриховку».

Детям раздают листы с изображением трех листьев — рябины, березы, дуба (рис. 3, прил.), нарисованных только наполовину и заштрихованных в соответствии с естественным рисунком листа. Листья пронумерованы — 1, 2, 3. Педагог предлагает дорисовать вторую половинку листьев и заштриховать их так же, как заштрихована первая половинка.

2. Дидактическая игра «С какого дерева лист».

На доске расположены цветные силуэты деревьев — березы, дуба, рябины. Дети называ­ют номер листа (на карточке к заданию), затем называют дерево, с которого этот лист упал, рассказывают, где расположено это дерево. Например: «Первый лист упал с дуба, который расположен в центре, между березой и рябиной» и т. д.

3. Физкультурная минутка. Подвижная игра.

Дети выполняют движения соответственно словам стихотворения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.