Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАДАЧА №5






В ходе проверки на заводе «Полимер» государственный инспектор комитета по охране окружающей среды установил, что на данном предприятии: не заведен и, следовательно, не ведется экологический паспорт; не установлена вокруг завода санитарно-защитная зона, хотя она должна быть; не ведется автоматизированный учет сбросов и выбросов загрязняющих веществ; не назначено ответственное лицо за соблюдение экологических норм и правил на предприятии. Скажите, нормы каких законов в данном случае нарушены? Как на эти нарушения следует реагировать государственному инспектору?

 

Решение:

 

В данном случае нарушены нормы экологического законодательства, а именно Закона «Об охране окружающей природной среды» (ст.71, 84, 82,), «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), нормы Конституции РФ (ст. 42), нормы ГОСТа Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы.». Государственный инспектор должен привлечь виновных лиц к ответственности в соответствии со ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды» ввиду того, что не был веден автоматизированный учет сбросов и выбросов загрязняющих веществ, также было нарушено требование ст. 34 Закона «Об охране окружающей природной среды» - нормативы санитарных и защитных зон, следовательно в соответствии со ст. 25 ч. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды» - при нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. На данном предприятии не была создана экологическая служба предприятия, чего требует ст. 71 Закона «Об охране окружающей природной среды», которая является ответственной за соблюдение экологических норм и правил на предприятии. Также в соответствии со ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения.

С 1 июля 2001 года Постановлением Госстандарта России от 11.09.2000 г. № 218-ст вводится в действие ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы» с одновременной отменой действовавшего ранее ГОСТа 17.0.0.04-90. В соответствии с данным ГОСТом экологический паспорт разрабатывает предприятие за счет своих средств и утверждает руководитель предприятия по согласованию с местными органами власти и территориальным органом Минприроды РФ, где он регистрируется.

Нарушен Воздушный кодекс «об охране атмосферного воздуха». Также нарушено Постановление правительства РФ «об экологической паспортизации на территории РФ». Наступает административная ответственность в виде штрафов или приостановления работы предприятия и т.д.(ст. 24 КоАП РСФСР (лишение специального права, предупреждение)).

Инспектор государственного экологического контроля должен составить протокол о нарушении природоохранного законодательства, определить (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении, также имеет право приостановить хозяйственную и иную деятельность завода «Полимер».

Невыполнение предписаний государственного экологического инспектора влечет применению мер юридической ответственности.

Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности государственному инспектору по охране природы, в суд или арбитражный суд.


ЗАДАЧА №6

Председателем комитета по управлению имуществом и экономике Х-ского района утверждено Положение об управлении природопользования и экологического контроля. Управление является структурным подразделением местного самоуправления и на основании данного положения управление осуществляет свою деятельность.
Пункт 1 Положения в качестве основной задачи управления и его вида деятельности определил осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального природопользования ресурсов, обращения с отходами производства и потребления.
Правомерно ли закрепление данных полномочий? В каких федеральных законодательных актах закреплена компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды?

 

Решение:

Закрепление данных полномочий в Положении об управлении природопользования и экологического контроля не правомерно, так как охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, а также природопользование согласно ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Данное управление может осуществлять контроль в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования природных ресурсов только на территории муниципального образования, так как муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, если это установлено нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, поэтому они не могут быть закреплены как полномочия данного органа.

Согласно статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами. Статья 10 этого же закона говорит о том, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К числу законодательных актов, в которых закреплена компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на федеральном уровне относятся: ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995г. (ред. от 21.03.2002г.); Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6.07.1991г. (ред. от 18.06.2001г.).

В ранее действующем законе «Об охране окружающей природной среды» 1991г. компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды была определена следующим образом.

К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

 

- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

- планирование, финансирование, материально - техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

- организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

- выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;

- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

- разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

- экологическое воспитание, образование, просвещение;

- обеспечение населения необходимой экологической информацией;

- решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов и местной администрации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.