Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории. Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти






Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

 

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (далее — СК РФ) не входит ни в одну из ветвей государственной власти (как и прокуратура). По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Руководство деятельностью СК РФ осуществляет Президент РФ.

Основными задачами СК РФ являются:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

— осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;

— организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

— осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

— разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

— определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

СК РФ расследует в основном уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных депутатами, судьями, прокурорами, военнослужащими, должностными лицами правоохранительных органов, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

К числу полномочий СК РФ относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.

Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК РФ беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники СК РФ вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершено (совершается) преступление или что там находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений.

Принципы деятельности СК РФ практически совпадают с принципами деятельности прокуратуры. К ним относятся: независимость, гласность, деполитизация, запрет совместительства (кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности), недопустимость вмешательства в деятельность СК РФ, обязательность исполнения требований сотрудников СК РФ.

СК РФ является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений СК РФ и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК РФ.

В систему СК РФ входят:

— центральный аппарат СК РФ (высшее звено);

— главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК РФ (среднее звено);

— межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения СК РФ (основное звено).

Так, в Москве действует Главное следственное управление СК РФ, 9 следственных управлений по административным округам, следственные отделы по Зеленоградскому, Троицкому и Новомосковскому административным округам, следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере, а также 29 межрайонных и 4 районных следственных отдела.

Как видно, выстроенная законом иерархия следственных органов, входящих в систему СК РФ, соответствует как административно-территориальному устройству России (федеральный центр — субъекты РФ — районы и города областного или районного значения), так и предметному принципу организации уголовного преследования по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей СК РФ.

В систему СК РФ входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные организации, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности СК РФ организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников СК РФ.

К категории специализированных следственных органов относятся приравненные к следственным управлениям СК РФ по субъектам РФ следственные управления на транспорте, Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственный отдел (на правах управления) на комплексе «Байконур», следственный отдел (на правах управления) в ЗАТО «Межгорье», военные следственные органы и входящие в их структуру следственные подразделения[150].

В составе транспортных действуют: Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте (СУТ СК РФ), юрисдикция которых распространяется на объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В состав центрального аппарата СК РФ входят:

1) Главное следственное управление:

— Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;

— Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;

— Управление методико-аналитического обеспечения;

 

 

2) Главное управление процессуального контроля:

— Управление процессуального контроля за следственными органами;

— Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;

— Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;

3) Главное управление криминалистики[151]:

— Методико-криминалистическое управление;

— Технико-криминалистическое управление;

— Управление организации экспертно-криминалистической деятельности;

4) Главное военное следственное управление и др.

В СК РФ образуется коллегия в составе Председателя СК РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии СК РФ (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегии также образуются в Главном военном следственном управлении, главных следственных управлениях и следственных управлениях СК РФ по субъектам РФ, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и отделах. Составы коллегий утверждаются руководителями указанных следственных органов.

Председатель СК РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Он ежегодно представляет Президенту РФ доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Председатель СК РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики.

Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, согласно которому разрешено иметь восемь заместителей Председателя СК РФ, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя Председателя СК РФ — руководителя Главного военного следственного управления.

Установлена штатная численность СК РФ (кроме военных следственных органов) в количестве 21 156 единиц; военных следственных органов — 2119 единиц.

При СК РФ образуется научно-консультативный совет и общественный совет. Положение о советах и их состав утверждаются Председателем СК РФ.

Сотрудники СК РФ являются федеральными государственными служащими. Должности в военных следственных органах могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Сотрудниками СК РФ могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В СК РФ учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе СК РФ, следователей-криминалистов[152], старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений СК РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений СК РФ в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности с присвоением специального звания младшего лейтенанта юстиции.

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных следственных отделов СК РФ, назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений СК РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов СК РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Председатель СК РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов СК РФ лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

Для граждан, впервые принимаемых на службу в СК РФ, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования СК РФ, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание продолжительностью до шести месяцев.

При назначении на должность впервые сотрудник СК РФ принимает присягу и торжественно клянется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности и беспристрастности расследования, защищать интересы личности и государства, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Сотрудникам СК РФ присваиваются следующие специальные звания:

1) младшие специальные звания:

— младший лейтенант юстиции;

— лейтенант юстиции;

— старший лейтенант юстиции;

— капитан юстиции;

2) старшие специальные звания:

— майор юстиции;

— подполковник юстиции;

— полковник юстиции;

3) высшие специальные звания:

— генерал-майор юстиции;

— генерал-лейтенант юстиции;

— генерал-полковник юстиции;

— генерал юстиции Российской Федерации.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в специальных званиях:

1) младший лейтенант юстиции — один год;

2) лейтенант юстиции — два года;

3) старший лейтенант юстиции — три года;

4) капитан юстиции — три года;

5) майор юстиции — четыре года;

6) подполковник юстиции — пять лет.

Предельный возраст пребывания на службе в СК РФ (за исключением научных и педагогических работников) — 65 лет (может быть продлен до 70 лет).

Сотрудники СК РФ находятся под государственной защитой, которая в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Для реализации указанных мер СК РФ имеет службы обеспечения собственной безопасности и физической защиты сотрудников СК РФ. Кроме того, сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.

Военные следственные органы СК РФ осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Возглавляет их Главное военное следственное управление (высшее звено).

Среднее звено составляют военные следственные управления по военным округам, флотам и другие военные следственные управления СК РФ, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям СК РФ по субъектам РФ.

Основным звеном являются военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы СК РФ, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям СК РФ по районам, городам.

В военных следственных органах Председателем СК РФ могут создаваться следственные отделения и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют другие следственные органы СК РФ, а также за пределами территории РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций по исполнению законодательства РФ об уголовном судопроизводстве может быть возложено Председателем СК РФ на военные следственные органы СК РФ.

На должности сотрудников военных следственных органов СК РФ назначаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие воинское звание офицера и отвечающие иным установленным требованиям закона. Вместе с тем по решению Председателя СК РФ или с его согласия на должности сотрудников военных следственных органов могут быть назначены гражданские лица.

В настоящее время военнослужащие и гражданский персонал военных следственных органов числятся в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. С 1 января 2017 г. планируется их перевод в штат СК РФ. При этом им не понадобится проходить переаттестацию или переназначение[153].

Надзор за исполнением законов СК РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

СК РФ имеет геральдический знак — эмблему, флаг и знамя, учреждаемые Президентом РФ[154].

Официальным печатным изданием СК РФ является научно-практический журнал «Вестник Следственного комитета Российской Федерации»[155].

 

 


Раздел IV. Негосударственные

правоохранительные организации

 

глава 19. Адвокатура

 

§ 1. Организация адвокатуры в Российской Федерации

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает»

Станислав Ежи Лец

Адвокатура [156] действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законом, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

АДВОКАТУРА профессиональное сообщество адвокатов. Являясь институтом гражданского общества, она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.