Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории. Проблема организации предварительного следствия всегда остро стояла в Российском государстве






Проблема организации предварительного следствия всегда остро стояла в Российском государстве. В ходе судебной реформы 1864 г. следствие было отделено от полиции и передано в судебное ведомство, появились так называемые «судебные следователи». Контроль за деятельностью следователей возлагался на суды, которые вправе были прекращать производство следствия, направлять следователям соответствующие предписания, рассматривать жалобы на их действия и решения.

Следователи назначались на должность и увольнялись с нее министром юстиции по представлению губернатора с согласия губернского прокурора. Они обладали всем комплексом императивных полномочий в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и по применению мер процессуального принуждения.

Декретом о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. дореволюционный институт судебных следователей был упразднен, а их полномочия переданы следственным комиссиям, действовавшим в составе трех человек. Контроль за ними возлагался на судебные органы. Однако уже в июне 1920 г. было принято решение об упразднении коллегиальности на предварительном следствии и о предоставлении следователям процессуальной самостоятельности. С образованием в мае 1922 г. органов прокуратуры в ее состав в качестве самостоятельного структурного подразделения включается следственный аппарат. Начиная с 1928 г. прокуратура приобретает монопольное право на производство предварительного следствия по всем без исключения уголовным делам. 6 апреля 1963 г. право производства предварительного следствия было предоставлено органам внутренних дел. Впоследствии право производства предварительного следствия получили органы Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (была образована в июне 1993 г. и упразднена 1 июля 2003 г.).

 

Все следователи имеют одинаковое правовое положение (полномочия) и различаются лишь компетенцией. Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета РФ (они расследуют, в частности, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, налоговые преступления и др.) и следователи органов внутренних дел. На долю последних приходится расследование около 85% всех уголовных дел.

Правом производства предварительного следствия закон наделил также и руководителя следственного органа. В этом случае он пользуется правами следователя. Следователь и руководитель следственного органа имеют собственную компетенцию и вправе самостоятельно принимать решения, действуя автономно как друг от друга, так и от других участников уголовного судопроизводства. Их взаимоотношения урегулированы только УПК РФ и сводятся к возможности руководителя следственного органа контролировать процессуальную деятельность следователя, пользуясь при этом строго определенными правами.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители.

 

Его правовое положение определено в ст. 39 УПК РФ. В соответствии с ней руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия.

Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).

Руководитель следственного органа осуществляет ведомственный контроль за процессуальной деятельностью следователей, которые подчинены ему по службе. В этом случае он вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

 

СЛЕДОВАТЕЛЬ является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной ему компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

 

Согласно ст. 38 УПК РФ следователь, в частности, уполномочен: возбуждать уголовное дело; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Таким образом, на следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

— обнаружение преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

— собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств дела;

— обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

— обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по уголовному делу;

— установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Рассматривая функции следователя, необходимо обратить внимание, что если по УПК РСФСР 1960 г. на него была возложена одна обязанность — производство предварительного следствия, то в настоящее время следователь вправе самостоятельно проводить дознание.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов и старших следователей-криминалистов. Для лучшей организации их работы в ведомственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, отделы, части и управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.