Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.43 Человек как предмет философского анализа. Социальное и биологическое в человеке, понятие антропосоцеогенера.






Философской антропологией называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом. К слову «антропология» (от греч. «антропос» - «человек») в данном случае добавляют прилагательное «философский» для того, чтобы отделить философскую антро­пологию от просто антропологии как науки, занимающейся проблемой происхождения человека. Философская антрополо­гия изучает именно философские проблемы человека и отвечает на вопросы: чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее атри­буты? Что такое мышление, сознание, разум? В чем смысл жиз­ни человека?..

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биоло­гическую и социальную компоненты. С этим можно согласить­ся, не забывая: во-первых, что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем хими­ческие процессы и, во-вторых, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Бо­лее того, с каждым годом этология накапливает все больше дан­ных, свидетельствующих, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано.

Прежде чем говорить о времени появления человека, мы должны выяснить вопрос об отличии человека от животных, по­скольку именно представление о том, что такое человек, форми­рует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным со­ставом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у жи­вотных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудимен­тарные органы, которые выполняли важные функции у живот­ных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сооб­щать с помощью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Чем выше способность к понятийному мышлению, тем вы­ше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет громадных скоростей перебора всех возможных вариантов.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее, хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумитель­ные произведения (например, паутина, которую ткет паук), че­ловек отличается от животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к по­нятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и пони­мает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая сис­тема общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило го­ворить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отли­чие от первой — у животных) — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных жи­вотных.

Что такое слово? Это видовой признак человека, который со стоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных ме­тодологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: «В начале было Сло­во». С этих позиций и разум, и слово появились задолго до чело­века, а не изобретены им. Они организовали биологическую ма­терию, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Пла­тона и Гегеля.

В естествознании же, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сна чала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Тако-суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности, обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, тво­рить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Со способностью к труду соотносятся еще два отличитель­ных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого паль­ца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, по­влиявших на развитие культуры, — использование огня и захоро­нение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышле­ние, речь, труд — проложили пути, по которым шло обособление человека от природы.

Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы.

Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что нормально.

Вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются чаще всего понятием расы.

Биологически каждый из человеческих индивидов является уникальным, т.к. неповторим набор генов, получаемых им от родителей (кроме однояйцевых близнецов).

Уникальность каждого человека - факт первостепенной философско-мировоззренческой важности.

Включенность человека сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

В человеке есть два начала: животное (биологическое) и политическое (социальное). Проблема в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Другая проблемы: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным. Должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3, 5 млн лет.

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Неверно утверждать, что, " сначала" возник труд, " потом" общество, а " еще позднее" - язык, мышление и сознание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.