Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка листов рабочей тетради






Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, по­лучивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. В методике обучения рабо­чие тетради появились еще в 20-е гг. прошлого столетия. В I960 — 70-е гг. были созданы рабочие тетради по общеобразовательным предметам, которые применялись в училищах и техникумах. В на­стоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.

С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь — осо­бый жанр учебной литературы, призванный активизировать учеб­но-познавательную деятельность учащихся. Существенное отли­чие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная дея­тельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта емко выразил Л. Н.Ланда: «...обеспечить пооперационное формирование мыс­лительных процессов» [10]. Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности». Чтобы созна­тельно и целенаправленно их формировать у педагога и учащих­ся, необходимо надежное средство.

В настоящее время у преподавателей и мастеров производствен­ного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя но­вый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уве­рен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции


складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря ина­че, сегодня педагог профессионального обучения не имеет воз­можности достаточно полно управлять формированием мысли­тельной деятельности учащихся.

Цель применения рабочей тетради в профессиональном обуче­нии — обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной де­ятельности учащихся на уроках теоретического и производствен­ного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное фор­мирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения уча­щимися технических знаний и умений являются опрос и различ­ного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных ра­бот, педагог имеет дело главным образом с результатами мысли­тельной деятельности учащегося и не имеет возможности про­никнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабо­чей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабо­чие тетради решают следующие образовательные задачи:

- усвоение технических понятий;

- приобретение практических умений и навыков;

- формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;

- развитие мышления у учащихся;

- контроль хода обучения.

Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Зада­ния построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учеб­ного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена. В каче­стве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании технических понятий, применяются:

- операциональное определение технических понятий;

- вычерчивание чертежей, блок-схем, принципиальных элект­
рических схем;

- преобразование схем, моделей для расчета параметров тех­
нических объектов;

- определение элементов конструкции устройств;

- анализ физических процессов, режимов работы устройства в
виде векторных, потенциальных, временных диаграмм и графи­
ков изменения сигналов;

- преобразование математических формул расчета системы па­
раметров;


-расчет системы параметров устройств по формулам, времен­ным и векторным диаграммам и т.д.

Функции рабочей тетради в учебном процессе следу­ющие.

Обучающая. Предполагается формирование у учащихся не­обходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию ус­тойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учеб­ный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разрабо­танные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении кон­спекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых на­выки самоконтроля при условии систематического заполнения ли­стов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами ра­бочей тетради основное время учащихся затрачивается на позна­ние смысла изучаемых понятий, описывающих технические объек­ты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть исполь­зована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения по­нятий. При этом у преподавателя появляется возможность осу­ществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Различают три вида рабочей тетради: информационный, конт­ролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала. Учебная информа­ция в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержа­нии рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебни­кам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабо­чая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподава­тель с помощью листов рабочей тетради может не только устано­вить факт знания или незнания, но и определить, на какой опе­рации учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информаци-


онный блок включают новый учебный материал, в контролирую­щий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профес­сиональном обучении, классифицируются по типам:

- тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

- тетради по графическому моделированию;

- семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования професси­ональных знаний и умений в системе профессиональной подго­товки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная де­ятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников не­мыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических за­даний позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и про­ектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и уп­ражнения с опорой на содержательную основу профессиональ­ной деятельности специалиста определенного профиля.

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные тре­бования.

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее об­
ращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соот­
ветствии со структурой и логикой формирования соответствую­
щих технических понятий. Между заданиями должна быть опреде­
лена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так
и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы
к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е.
обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяс­
нения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант.
Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить
начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от за­
мысла автора, от характера и содержания учебного материала, его


 

объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае дол­жны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащих­ся возможность исправления допущенных ошибок, неточност.

5. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

При работе учащихся с листами рабочей тетради по электротехнике обучаемый в определениях электротехнических понятий вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить и т.д.). Для вычерчивания принципиаль-ных схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т.е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах. Такой же алгоритм существует для пред-ставления принципиальной схемы электрической цепи с целью преобразования схемы соединения элементов с тем что б ы рассчи-тать систему параметров по указанному в тетради методу.

Пример листа рабочей тетради приведен на рис 19

Определение элементов электротехнических устройств – опе-рация, обратная построению принципиальной схемы. В этом слу-чае принципиальная электрическая схема или само устройство даются в готовом виде, а учащиеся должны определить каждый элемент по условному обозначению и описать его функциональ-ное назначение.

Анализ физических процессов, протекающих в устройствах и системах, режимов работы электротехнических устройств прово-дится посредством построения временных и векторных диаграмм для чего в рабочей тетради задается вектор или вид временной диаграммы. Для определения режима работы учащиеся строят графики, диаграммы сигналов в рассматриваемом устройстве. Одна­ко графическая форма сигнала дает примерное значение ров сигналов. Для более точных расчетов выводятся формулы расчетов параметров. Учащиеся работают с формулами, заполняя «окошечки» в формулах. По определенному алгоритму они вносят в Формулу символ изучаемого понятия, или коэффициент или знак математического действия и т.д. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям


 



1. Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых поня­
тий, фактов, методов профессиональной деятельности.

2. Группировка системы задач, обобщенные способы решения
которых переносятся в решения задач широкого спектра профес­
сиональной деятельности.

3. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.

4. Возрастание трудности решения задач и планируемых резуль­
татов обучения.

5. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место
на листах рабочей тетради.

6. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления ме­
тодов решения, если они обладают свойством переноса на другие
предметные области.

7. Психологическая комфортность обучаемых при работе с лис­
том рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать
понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной
информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности
своего товарища.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями форми­руемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устрой­ства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами фор­мируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформи­рованное™ знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета пере­ходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем ра­бочую тетрадь разновидностью учебных техник.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.