Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие представления о науке. Научное исследование






Теоретические основы экспериментальной психологии

Тема 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

Общие представления о науке. Научное исследование Проблема, теория и гипотезы как основные компоненты научного исследования

Экспериментальная психология – это область научного знания, раскрывающая теорию психологического эксперимента: его планирование, обработку результатов и их представление[1]. Современная экспериментальная психология рассматривается как проекция общенаучной методологии организации исследования на предметную область психологии[2]. Именно общенаучный характер исследовательских приемов познания психической реальности обеспечивает статус психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Приведенное понимание экспериментальной психологии предполагает рассмотрение:

· науки как особой способа познания и общей характеристики научного метода;

· основных особенностей научного исследования, включая принципы его планирования, этапы, структурные составляющие, типологию;

· основ теории измерения, а также обработки результатов исследования и их представления в принятых в науке формах.

Общие представления о науке. Научное исследование

Наука – это один из способов познания окружающего мира. Существенным признаком научного познания является то, что наука пытается выработать объективное знание о действительности и проверить объективность получаемых знаний.

Понятие “наука” включает в себя (1) деятельность по получению нового знания, оформляемого в виде научного исследования и (2) результат этой деятельности — сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира (Большая советская энциклопедия, 2003).

Деятельность по получению нового знания – научное исследование – подчиняется определенным правилам, “нормативу” называемому научный метод.

Современный научный метод основывается на опыте, а науку характеризует, прежде всего, сам метод, а не сущность изучаемого предмета. В современной науке, в том числе и в психологии традиция получения новых знаний с опорой на опыт называется эмпиризм (греч. empeirí a – опыт).

Таким образом, исследование в науке – это процесс получения новых объективных знаний о действительности, осно­ванный на строгом стандарте, нормативе – научном методе.

Нормативность научного исследования включает ряд необходимых и последовательных этапов:

1. Постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотезы (гипотез).

3. Планирование исследования.

4. Проведение исследования.

5. Обработка данных и их обсуждение.

6. Подтверждение или опровержение гипотезы (гипотез).

7. В случае опровержения выдвинутой гипотезы – формулирование новой гипотезы.

Приведенная структура научного исследования показывает, что содержание получаемого в науке знания является переменной величиной, а метод, способ его получения – константой.

Таким образом, любое научное исследование включает ряд обязательных этапов (табл. 1).

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.