Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Их манипулирование, наблюдение и контроль






Конкретные области поведения человека или его психические особенности, изучаемые в ходе эмпирического исследования, принято обозначать понятием “переменная”. Например, в качестве переменных можно рассматривать уровень агрессивности человека, объем зрительной памяти, биологический пол, время решения задачи, угол поворота корпуса в беседе и т.п.

Выявление причин и следствий в экспериментальном исследовании определяет выделение трех видов переменных: независимая, зависимая и внешние.

Независимая переменная — это условие, манипулируемое (изменяемое, варьируемое) экспериментатором. Независимые переменные — это предпо­лагаемые причины различий в поведении участников исследования.

Любая независимая переменная имеет два или более “ уровня ”. В эксперименте ими явля­ются те условия, которые может выбирать экспери­ментатор, например два набора инструкций для за­поминания материала. Уровни некото­рых независимых переменных можно выбирать на основе непрерывной шкалы. Например, можно из­менять количество кофеина, который дается испы­туемым, и затем наблюдать его воздействие на их способность к точному запоминанию материла. Здесь можно использовать разные дозировки кофеина (5, 20 и 50 мг), а также условие, когда кофеин не принимается совсем. Другие независимые перемен­ные являются дискретными или категориальными, например два типа инструкций запоминания.

По другой классификации в качестве видов уровней независимой переменной рассматривают, во-первых, воздействия независимой переменной на одну подгруппу участников исследования и другие условия воздействия той же независимой переменной на другую подгруппу участников (независимая переменная как межгрупповой фактор). Во-вторых, термин “уровни” означает разные условия воздействия независимой переменной на одних и тех же участников исследования (независимая переменная как внутригрупповой фактор).

Помимо уровней выделяют два вида независимых переменных: активные и атрибутивные. Активная независимая переменная – это переменная, доступная непосредственному манипулированию экспериментатором. Под непосредственным манипулированием понимают (1) контроль экспериментатором выбора уровней независимой переменной, (2) самостоятельное решение экспериментатора по представлению уровней независимой переменной той или иной группе испытуемых.

Примеры активных независимых переменных:

· характеристики заданий – сложность, система поощрений и наказаний и т.п.;

· особенности экспериментальной ситуации – физические параметры: освещенность, температура и т.п.;

Атрибутивная независимая переменная – это переменная, не доступная непосредственному манипулированию экспериментатором. Например, пол испытуемого, возраст, этничность, цвет глаз, уровень самооценки, акцентуации характера и т.п. Важно, что своеобразие атрибутивной переменной заключается в неочевидности ее влияния в качестве причины.

Отсюда следует первый фундаментальный признак экспериментального исследования: обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной. Манипулирование заключается в создании разных условий воздействия одного и того же фактора на участников исследования.

Зависимая переменная является мерой ре­зультатов эксперимента, т.е. следствием, которое разные уровни независимой пере­менной оказывают на поведение участников. В качестве зависимой переменной в психологических экспериментахчаще всего выступают показатели вербально­го и невербального поведения. Выделяют формально-динамические и содержательные характеристики поведения.

Примеры зависимых переменных:

· формально-динамические характеристики – точность-ошибочность действия в задачах на достижение; время от момента предъявления стимула до выбора решения; длительность или скорость выполнения задания;

· содержательные характеристики – уровень притязаний испытуемых, агрессивность, объем памяти, установки и т.п.

Второй фундаментальный признак экспериментального исследования заключается в наблюдении и фиксировании изменений зависимой переменной.

В психологическом эксперименте наблюдение трактуется как способ распознавания изменений определенных характеристик поведения участников. Наблюдение и фиксирование осуществляется с помощью (а) специ­ально обученных экспертов, например, определение уровня агрессии как функции отдельных ее проявлений в мимике, жестах, брани, рукоприкладстве и т.п.; (б) опросников и других методов измерения.

Основное свойство зависимой переменной – это сенситивность, т.е. чувствительность к измене­ниям независимой переменной. Поэтому в экспериментальном исследовании можно выделить такие виды отношений между зависимой (ЗП) и независимой переменными (НЗП).

1. Отсутствие зависимости. Абсолютная несенситивность зависимой переменной к изменению независимой переменной.

2. Монотонно возрастающая зависимость. Например, увеличение слуховых ощущений (ЗП) в зависимости от интенсивности звука (НЗП).

3. Монотонно убывающая зависимость. Например, увеличение числа воспроизводимых слов (ЗП) в зависимости от уменьшения времени, прошедшего от момента их заучивания (НЗП).

4. Нелинейная зависимость U-образного типа. Например, число ошибок при решении интеллектуальных задач (НЗП) и уровень тревожности (ЗП).

Третий вид переменных, выделяемых в экспериментальном исследовании, – внешние переменные — это условия, которые помимо независимой переменной также могут оказывать влияние на изменение зависимой переменной.

Отсюда, третий фундаментальный признак экспериментального исследования заключается в контроле внешних переменных.

Выделяют следующие способы контроля внешних переменных.

1. Элиминация — исключение влияния внешних переменных (лаборатор­ный эксперимент).

2. Создание константных условий — соблюдение постоянства условий проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах участников, за исключением разных уровней независимой переменной (в одно и тоже вре­мя, в одном и том же месте, при одинаковой инструкции и т.д.).

3. Двойной слепой метод — способ контроля влияния предвзятости экспериментатора и предубежденности участников исследования. Двойной слепой метод заключается в применение экспери­ментального воздействия, о ко­тором не знают ни испытуемый, ни экспериментатор. Причем кому из испытуемых предложено мнимое воздействие, а кому — реальное воздействие, известно только третьему наблюда­телю – помощнику экспериментатора.

Д. Кэмпбелл выделил еще один способ контроля влияния внешней переменной в виде индивидуальных различий между участниками эксперимента. Этот способ связан с особым отбором испытуемых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.