Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рождение первых кодексов на берегах Средиземного моря






К общему культурному наследию всего человечества относится библейский рассказ, где описывается, как Бог Яхве передал Моисею две каменные плиты, содержащие божественные заповеди, — Скрижали2. В Ветхом Завете Пятикнижие содержит два свода законов -Книгу завета и Второзаконие. Каждый из них включает десять заповедей и многочисленные нормы права - религиозного, фискального, уголовного, гражданского... Однако термин «Второзаконие», означающий второе законодательство, наводит на мысль о воспроизведении закона, т.е. о кодификации уже существующих норм. Можно ли рассматривать Скрижали в качестве предшественника кодексов? Существует решающая причина, в равной мере приложи-мая ко всем остальным фундаментальным религиозным текстам, таким, допустим, как Коран, и она побуждает нас отстаивать отрицательный ответ на поставленный вопрос. Библия и Коран являются результатом Божественного откровения, которое не должно отождествляться с другими правовыми источниками: слово Божье и слово человеческое не могут смешиваться в рамках единого понятия3. Сверх того, если мы даже находим в этих религиозных книгах отдельные предписания, где ощущается юридический подтекст, такие предписания слишком неопределенны, чтобы являться подлинными нормами права. Один автор удачно отметил применительно к Корану, что хотя некоторые суры, содержащие положения юридиче-

1 Что касается разделения Новых времен и Современной эпохи, то здесь мы следуем той бытующей в исторической науке концепции, согласно которой Новыми временами (Temps modernes) считается период с 1453 по 1789 г., тогда как Современная эпоха (É poque contemporaine) начинается с 1789 г.

2 Втор., V, 22.

3 См.: P. Malaurie, La Bible et le droit // Revue trimestrielle de droit civil, 2000, p. 527: «Библия, как слово Божье, и позитивное право, как норма преходящая, происходят из двух различных сфер», - здесь чувствуется отзвук разграничения Блаженным Августином града земного и града небесного.


Кодификации

ского характера, могут породить искушение считать их неким кодексом, «при ближайшем рассмотрении сразу отдаешь себе отчет, что они предстают совершенно не в той форме, какую ждешь от кодекса, пусть даже элементарного»1.

Но, как бы то ни было, первые кодексы родились все-таки на Среднем Востоке...

Самые древние кодексы, действительно, появляются за две тысячи лет до нашей эры в Месопотамии: жители Двуречья «изобрели» право2, как они изобрели письменность, и такое сопоставление отнюдь не случайно. Сэр Самнер Мэн* в свое время настаивал, что «открытие и распространение письменности, вне всяких сомнений, лежит в основе появления самой идеи этих древних кодексов»3.

Первым кодексом, описанным историками, по-видимому, является Кодекс Ур-Намма, основателя третьей династии в городе-государстве Ур, составленный около 2100 г. до н.э. и обнаруженный в Ниппуре** в начале XX столетия. Впрочем, до нас дошли только его фрагменты. Немного спустя царь Липит-Иштар*** примерно в 1920 г. до н.э. также ввел в действие кодекс, лишь частично сохранившийся до наших дней.

Но самым полным и наиболее известным остается, безусловно, Кодекс Хаммураби4 (около 1780 г. до Рождества Христова), хранящийся в форме базальтовой стелы в музее Лувра****. Речь идет о зако-

1 D. Sourdel, Droit musulman et codification // Droits, № 26, 1997, p. 33. Он добавляет: «Коран включает в основном воззвания религиозного характера, что вполне естественно; но как только он затрагивает конкретные вопросы, касающиеся культа или социальных отношений, то часто ограничивается рекомендациями или же предписаниями, которым недостает определенности».

2 S.N. Kramer, L'histoire commence à Sumer, Arthaud, 1986, p. 77.

* Сэр Генри Джеймс Самнер Мэн (1822—1888) — выдающийся британский юрист и социолог; член совета вице-короля в Индии (1862—1869), принимавший участие в кодификации индийского права; автор фундаментального труда «Древнее право» (Ап-cient Law), впервые опубликованного в 1871 г. - Примеч. пер.

3 H. Sumnier Maine, L'Ancient droit, trad. J.-G. Courcelle Seneuil, Paris, 1874, p. 14.

** Ниппур — древний шумерский город. Современное название — Ниффер или Нуффар (находится на территории Ирака). — Примеч. пер.

*** Липит-Иштар - царь первой династии города-государства Исин в Южном Двуречье (территория современного Ирака). - Примеч. пер.

4 Иначе — Хаммюраби. Иногда встречается даже вариант написания — Хаммурапи, который предлагают некоторые специалисты, считающие, что в оригинале имеется в виду «Хаму выздоравливает» (Хаммурапи), а не «Великий Хамму» (Хаммюраби), как полагают другие ученые.

****В российской науке этот памятник права традиционно называют — Законы Хаммурапи, тогда как во Франции до сих пор общепринятым среди историков и юристов является другой вариант, предложенный в свое время первым публикатором и переводчиком текста памятника Жаном Венсаном Шейлом, - Кодекс Хаммюраби


Введение

нодательном творении царя Хаммураби, удостоенном покровительства самого бога солнца Шамаша, составленном из 282 статей, обрамленном прологом и эпилогом и содержащем краткие предписания, которые призваны упорядочить семейную жизнь и обеспечить спокойствие в царстве1. В Кодекс включены нормы, уже ранее утвержденные самим Хаммураби и его предшественниками, но помимо того — нормы обычного права в количестве, с трудом поддающемся точному определению. По форме памятник отличается, как и многие другие кодексы Древнего Востока, использованием протазиса («если...»), за которым следует аподозис («то...»)2. Как свидетельствуют важные фрагменты Кодекса Хаммураби, обнаруженные в ходе археологических раскопок, он применялся и в тех областях, куда не распространялась власть Вавилона3. Доказательством особой славы этого Кодекса на протяжении всей эпохи Античности служит тот факт, что его копировали и перекопировали в течение многих столетий.

Античный Средний Восток подарил нам и другие примеры кодификаций, более поздних по сравнению с Кодексом Хаммураби, пусть даже эти кодификации не достигли его блеска и влияния. Хетты, чья цивилизация процветала в Малой Азии с некоторыми перерывами до XIII в. до н.э., оставили нам Хеттский кодекс — две таблички, датируемые приблизительно 1600 г. до Рождества Христова и содержащие около сотни статей каждая; видимо, речь идет о сборнике судебных решений. Можно также вспомнить Ассирийские законы (примерно XI в. до Рождества Христова) или Нововавилонские законы (примерно VII в. до Рождества Христова) — в обоих случаях речь также идет о табличках, воспроизводящих правовые тексты по самым разнообразным вопросам.

или Хаммураби (см., например, специальную монографию главного хранителя отдела восточных древностей Лувра: André -Salvini В. Le Code de Hammurabi // Collection solo (27). Louvre. Paris. 2004). Впрочем, такой вариант (Кодекс Хаммураби) хорошо известен и в отечественной историко-правовой традиции, где отмечается, что «законы Хаммураби представляют собой кодекс рабовладельческого общества» (История государства и право. Т. I / Под общ. ред. З.М. Черниловского. М., 1949. С. 48 и далее). - Примеч. пер.

См.: J. Botté ro, Mé sopotamie, L'é criture, la raison et les dieux, Folio-Histoire, 1987, P- 284 et s. См. также в целом перевод кодекса на французский язык, сделанный А. Фине: A. Finet, Le Code de Hammurapi, Le Cerf, 1998.

2 Например: «§ 1. Если кто-либо выдвинул обвинение против человека, вменяя ему в вину убийство, но не смог обосновать свое обвинение, то он должен быть убит» (A. Finet, Le Code de Hammurapi, op. cit., p. 45).

3 J. Gaudemet, Les naissances du droit, Montchrestien, 3 é d., 2001, p. 70: помимо стелы, хранящейся в Лувре, было обнаружено еще около тридцати фрагментов Кодекса Хаммураби, причем только семь из них - на территории Вавилона.


Кодификации

Парадоксально, но Древний Египет со своей богатейшей трехты-сячелетней историей не оставил после себя никаких явственных следов кодекса, если не считать таковыми вызывающие неоднозначное толкование историков1 изображения «свитков с законами», которые можно обнаружить в некоторых сценах, запечатленных на надгробиях. Знал ли Египет кодификацию? Мнения по этому вопросу самых авторитетных ученых разделились2. Впрочем, утвердительный ответ напрашивается в отношении цивилизации Птолемеев, которой принадлежал обнаруженный Кодекс Гермополиса* — сборник сложных казусов, сопровождаемых в каждом случае определенным вариантом поведения, которое должны были предписывать судьи при разрешении дел3.

Относительную сдержанность в отношении кодификации нельзя также не заметить в Греции. Письменный закон появляется только с развитием греческих полисов, и век законодателей — это VII и VI вв. до н.э.: Ликург в Спарте, Солон или Драконт в Афинах. Пожалуй, самым знаменитым законодательным памятником, причем единственным, который признается кодификацией всеми историками, являются Гортинские законы, утвержденные на Крите приблизительно в середине V в. до н.э. Этот текст, насчитывающий шестьсот строк, записанных на двенадцати колоннах здания в г. Гортине, касается преимущественно вопросов частного права. Речь идет о своде норм, где частично воспроизводится уже ранее действовавшее законодательство, но с несколькими весьма конкретными изменениями, внесенными законодателем4.

В то же время немногочисленные греческие памятники права никогда не имели того значения, которым отличались восточные кодексы. Наверное, это происходило потому, что, как заметил один весьма авторитетный автор**, «оригинальность Греции, по крайней

1 F. Daumas, La civilization de Г Egipte pharaonique, Arthaud, 1987, p. 165.

2 Утвердительный ответ см.: F. Daumas, La civilization..., op. cit., p. 165 et s.; отрицательный ответ см.: J. Gaudemet, La codification, ses formes et ses fins // La codification et l'é volution du droit// Revue juridique et politique Indé pendance et coopé ration, 1986, p. 241.

* Гермополис — греческое название тех городов Древнего Египта, где почитался бог Тот, которого греки отождествляли в эпоху эллинизма с богом Гермесом. — Примеч. пер.

3 J. Gaudemet, La codification..., art. cité.

4 См.: E. Lé vy, La cohé rence du Code de Gortyne // La codification des lois dans l'Antiquité, Actes du Colloque de Strasbourg, 27-29 novembre 1997, De Boccard, 2000, p. 185 et s. См. там же перевод этого памятника (р. 204 et s.).

** Имеется в виду профессор Ж. Годэме, о персоналии которого см. наше примечание далее. — Примеч. пер.


Введение

мере со времен гомеровских сказаний и до расцвета ее философов в IV веке, проявилась в том, что она предоставила размышлять о праве, о его сущности и решающей роли во всей общественной жизни поэтам и мудрецам, оставив Риму привилегию первым подарить миру конструкцию права, созданную специалистами» 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.