Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.






Главной задачей общеобразовательной средней школы является подготовка подрастающего поколения ук самостоятельной трудовой жизни. В условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию основная масса выпускников сразу после окончания школы должна принять участие в общественном производстве, пополнить ряды тружеников города и села.

Трудовая закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.

Всемерное развитие в массовой практике трудового воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.

Особенностью комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения является учет общественной перспективы, тех задач народнохозяйственного и культурного строительства, какие предстоит в обозримом будущем решать нашей смене. Наука о достаточной степенью достоверности определяют важнейшие тенденции и перспективы общественного развития. Важно, однако, знать не только то, к чему мы должны готовить школьников, но и как их готовить. Отсюда вытекает необходимость научно обоснованного прогнозирования дальнейшего развития системы трудового воспитания в школе.

Постоянная забота профсоюзных и хозяйственных органов о создании необходимых условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.

Вовлечение в массовом масштабе школьников в посильные для них виды общественно полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность – одна из первоочередных задач в совершенствовании системы трудового воспитания.

Дальнейшее расширение сети межшкольных, учебно-производственных комбинатов, летних лагерей труда и отдыха, строительных и ремонтных бригад старшеклассников, укрепление материально-технической базы школьных учебных и учебно-производственных мастерских, организация в них производительного труда городских школьников, совершенствование в них производительного труда и направлении максимального приближения его к современным научно-техническим нормам, преодоление ремесленничества; совершенствование методики организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся; дальнейшее укрепление делового содружества школьных коллективов и коллективов шефствующих предприятий; вовлечение учащихся старших классов в летнее время в труд в сфере обслуживания– таковы основные пути осуществления данной перспективы, уже оправдавшие себя на практике, проверенные в передовом опыте.

В процессе общественно полезного труда у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, знания об элементарных технико-технологических и экономических основах современного производства. Трудовая деятельность способствует развитию у детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу. Особое воспитательное значение имеет непосредственное участие школьников в производительном труде в цехах промышленных предприятий, на полях и фермах колхозов и совхозов. Общественно-полезный труд – важнейший фактор подготовки школьников к сознательному выбору будущей профессии.

Школа делает сегодня очень ответственный шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого не вырастить современного труженика.

Комплекс многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.

Соблюдение технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации труда – все это связано с человеком, с его личностными качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.

В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.

Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

Надо найти подростку такое дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

В тяжелые для страны годы детей приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.

На наш взгляд, связь формирующейся личности нового типа – с жизнью общества, производством в педагогической системе А.С.Макаренко устанавливалась:

· путем создания трудового воспитательного коллектива;

· труд на общую пользу дает право на большую самостоятельность. Она-то и является лучшим воспитателем человека-труженика;

· ценности создаются трудом там, где организуется производство.

Исходя из этого, можно сделать такой вывод:

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются:

· понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

· доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;

· присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

· возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

· включение в труд соревнования;

· четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.