Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колонии им. Горького и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского как новый опыт трудового и нравственного воспитания детей.






Не правда ли, привыкшие к титулам “педагог”, “писатель”, мы как-то не задумывались, что возможно и еще одно определение – изобретатель? А ведь, по сути, каждый выдающийся педагог – одновременно и социальный изобретатель. Его воспитательная практика рождает новые типы отношений, новые способы разрешения социальных коллизий, а его теория позволяет сделать эти решения не частными случаями, а всеобщим достоянием.

Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году Губнарборазом. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).

Общий рос числа воспитанников был такой: 1921 г.– 30; 1922 г. – 50; 1923 г. – 70; 1924 г. – 100; 1925 г. – 130; и к 1935 г. В коммуне воспитывалось 500 коммунаров.

Уже в самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.

Первым шагом к педагогически целесообразной организации коллективного труда в Горьковской колонии было создание отрядов по производственному принципу.

Сначала в колонии существовали так называемые отряды с командирами во главе. Командиры отрядов составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным участкам. Так появились отряды сапожников, кузнецов, конюхов, свинарей и др.

Вместе с тем развертывание сельскохозяйственных работ, их характер требовали участия всего коллектива, но “ремесленники” не хотели браться за эту работу, так как дорожили своей квалификацией. Тогда у Макаренко возникла идея создания сводных отрядов.

Создание сводных отрядов, отмечал Макаренко, позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу” (33.т.1., стр.200).

Одновременно с образованием сводных отрядов был введен четкий график сельскохозяйственных работ и установлено время труда и отдыха.

Многоотраслевое сельское хозяйство (зерновое, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство и др.) по тем временам хорошо механизированное, было построено на научных основах и образцово велось самими воспитанниками под руководством небольшой группы специалистов. “Когда меня спрашивают, какое главное доказательство успешности нашей работы, указываю: наши мальчики, присланные нам принудительно, по постановлению судебных органов, через несколько месяцев уже гордятся тем, что они колонисты, да еще горьковцы. Всякий воспитанник, пробывший в колонии 1 год, также и каждый служащий получают от Педагогического совета почетное звание колониста…” (34.переписка с А.М.Горьким 8 июля 1925г.).

Истратили на ремонт 14.000 рублей и около 20.000 детских рабочих часов.

Колония находилась на реке Коломаке. При ней было 40 десятин пахотной земли, 3 десятины луга, парк и сад. В колонии арендовали паровую мельницу, имели 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Также имели свой театр, в котором еженедельно ставили пьесы для селян – бесплатно. Театр собрал 500 человек зрителей.

На первом этапе существования колонии был организован самый примитивный сельскохозяйственный труд. Это вызывалось и жизненной необходимостью: колонии находилось в руках колонистов. Они владели кладовыми, амбарами, общими ключами.

Колонистов захватывала красота и чудодейственная сила агрономической науки, коллективного труда, и поэтому скоро началась настоящее сельскохозяйственное увлечение. Антон Семенович тотчас направил это увлечение в русло целеустремленного творчества, борьбы за повышение производительности труда, воспитания ценных человеческих качеств.

Одним из наиболее ярких признаков организации труда в колонии было соревнование. Оно вошло свое выражение в отношении, к трудной как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, в товарищеской взаимопомощи, в дружной работе, в развитии инициативы и творчества.

Благодаря осознанному стремлению к общей цели работа выполнялась колонистами весело и бодро. Это настроение приподнятости Макаренко назвал “мажором”, придав ему значение политической сознательности.

С особой торжественностью в колонии имени А.М.Горького подводились итоги продолжительного и упорного труда.

В романтике социалистического труда А.С.Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на воспитанников, благодаря которому превращая нелегкие трудовые обязанности детей в радость и счастье.

В колонии существовала школа в составе шести классов и группы по подготовке на рабочие факультеты. Видя, что класс имеет тенденцию отходить от интересов целого коллектива и замыкаться в кругу собственных интересов, А.С.Макаренко не пошел он по пути. Эту опасность он позднее увидел и в первичном коллективе, построенном по признаку производственной бригады.

Поэтому в последние годы своего опыта все больше внимания уделял разновозрастному характеру первичного коллектива. В разновозрастном отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности. Известно, что отряд полностью отвечал за личность: за ее учебу и трудовую деятельность, за ее поведение и культурный рост, за развитие ее способности и интересов.

И общий коллектив, если хотел как-то воздействовать на того или иного воспитанника делал это, через отряд! В случае необходимости за проступок одного из членов наказание нес весь отряд, лишаясь права посещения театра или какого-либо важного и привлекательного дела.

Труд и постоянная ежедневная потребность улучшить этот труд – вот что явилось фундаментом для самоорганизации коллектива. Его руками были отремонтированы, восстановлены разрушенные строения, обработано 40 десятин земли, собрано 200 пудов пшеницы с десятины. В колонии появилось 8 лошадей, 2 сеялки, молотилки. Первым трактором в этой местности был трактор колонистов и первыми трактористами были колонисты. Постепенно колония переходила к рентабельному хозяйству.

Был проделан путь от достаточно однообразного и простого производительного труда в мастерских, от изготовления примитивных деревянных стульев для клубов и кинозалов к осуществлению, казалось бы, несбыточной мечты– к строительству настоящих заводов.

Воспитанники, прошедшие школу работы на заводе и получившие высокие рабочие разряды, стали людьми самых различных профессий, занимали различные должности.

В колонии воспитательный коллектив все более активно участвовал в преобразовании окружающей среды. Борьба самогоноварением на окрестных хуторах, с самовольными порубками леса, дружба с сельской молодежью, приобщение ее к культуре с помощью созданного в колонии театра – это и многое другое насыщало жизнь коллектива колонистов и каждого общественно полезной деятельностью и многообразными отношениями: трудовыми, экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, типичными для нового уклада. В центре этой организации жизни коллектива было многоотраслевое хозяйство колонии, где воспитанники впервые почувствовали радость свободного труда и осознали необходимость знаний и учения.

Руководимом Антоном Семеновичем Макаренко в колонии труд явился одним из основных рычагов во всей результативно осуществленной на практике системе воспитания. Потому что А.С.Макаренко считал, что полное среднее образование м высокий рабочий разряд хорошо определяют личность. Всем им в жизни помогали экономические знания и трудовые навыки, полученные в колонии.

Следующим этапом жизни А.С.Макаренко является работа в коммуне Дзержинского.

Здесь в коммуне, поиски, начинания, замыслы Антона Семеновича, родившиеся в колонии им. А.М.Горького, получили дальнейшее развитие и сложились в цельную, глубоко научную систему воспитания.

Ставя перед трудовой коммуной задачу воспитать “культурного рабочего” А.С.Макаренко исходил из основных потребностей нашей страны. Перед коммуне при его организации была поставлена четкая цель: “Основная установка трудкоммуны – определить воспитание классово-сознательного, и грамотного пролетария со средней производственной квалификацией”.

– “Хозрасчет – замечательный педагог”, – писал Антон Семенович. Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.

Доход с производства позволял одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить на театры по 40 тысяч рублей. Когда это делается, “в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой новой педагогической силой” (33.т.5, с.311-312).

В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей. Деньги, а карманные расходы каждый откладывал в кассе коммуны. Воспитанник, таким образом, был поставлен в условия собственного бюджета, а это уже давало возможность воспитать будущего хозяина.

Из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов в фонд Совета коммунаров. Такой фонд позволял Антону Семеновичу руководить жизнью коммунаров. Все эти “приспособления” касающиеся использования средств, получаемых с производства и позволяли уменьшить ту жадность на деньги, которая в коллективе могла быть очень тяжелой, неприятной прибавкой в воспитательном процессе” (33.т.5, с.206).

В коммуне существовали учебно-производственные мастерские:

· Слесарно-механическая;

· Деревообделочная;

· Швейная;

· Сапожная, кроме того, была организована кузница.

Таким образом, задача коммуны заключалась в том, чтобы приобщить детей к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание передового коллектива воспитать у них черты личности. Кроме того, участвуя в общественно– производственном труде, коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их будущей жизни после выхода из коммуны.

Какая форма воспитательной работы проводилась в коммуне?

· В коммуне работали драматический, фотографический, музыкальный, библиотечный, литературные, технические кружки. Большинство из них были тесно связаны с производственным процессом. Большой популярностью пользовались кружки авиамоторный, автомоторный, планерный, парашютный, кавалерийская секция и другие.

· Для того, чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы производственные кружки:

· кружок коммунарского станка;

· материальный кружок;

· кружок рационализации;

· кружок организаторов;

· кружок экономики производства.

Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали свое производство и искали реальные пути совершенствовании, выявляли коммунаров – лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.

· Отрядная система способствовала укреплению дисциплины, повышению производительности труда и выполнению учебно-производственных заданий.

· Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.

Поэтому представление о ценности человеческого труда усугублялось благодаря программе производства. В сознании дзержинцев труд приобретал значение наполненной политически смыслом общественно полезной деятельности. Это сознание служило источником отношения к труду. Ведь вся работа коммуны в том и заключалась, чтобы из таких именно людей при помощи труда, учебы, политической работы воспитать нового человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.