Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Волков. Учить творчеству






 

(отрывок, в сокращении)

Что значит «учить творчеству»?

По нашему мнению, единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, различия между творческой деятельностью и высоким, уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

Например, человек изобрел машину, которой до него еще не было, действует она по принципу, до сих пор неизвестному. Здесь, пожалуй, все согласятся, что такое изобретение — результат творчества. Но вот пианист, исполняя чужое произведение, трактует его по-своему. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а другие, что это проявление квалификации, мастерства исполнителя. Или игра в шахматы. Принято считать, что эта игра требует творческого подхода. Ну а игра в домино? Вряд ли кто будет утверждать, что игра в домино связана с творчеством. Но если игра в шахматы — творчество, а игра в домино — нет, то какие объективные основания для такого утверждения? Таких объективных, единственно правильных оснований нет.

И уж, конечно, толкованием термина (понятия) «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.

Согласно, например, Б.М.Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, да еще для учащихся начальных классов, принято быть не может.

Мы считаем, что творчество младшего школьника — это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т.п.

Творчество, индивидуальность художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны кроме общеобразовательных общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций), а самое главное — овладение ими на высоком уровне.

А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный прогресс включить самые различные виды труда, поощряя проявления творчества Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения для детей интересным. Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству. Для этого и были разработаны так называемые уроки творчества для начальных классов.

Проектирование уроков творчества.

Цели и задачи уроков. Проектирование начинается с четкого определения конечной цели.

При выборе этой цели мы исходили из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки творчества, его специальности, квалификации и конкретных условий школы.

В нашем случае школа общеобразовательная, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность учителя, ведущего уроки творчества, — «рисование и черчение». Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качества творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так.

1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигаетсяспециально подобранными видами практических работ (20—25 наименований). Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимомварианте, т.е. творческое) требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Усвоение этих основных знаний в процессеизготовления конкретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.

2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т.е. перенос знаний и навыков.

3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью. Исходные принципы. Анализируя наш многолетний опыт, учитывая цели изадачи обучения творчеству, а также психологические особенностишкольников этого возраста, мы сформулировали исходные инщипыориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.

1. Знания — фундамент творчества.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у младшеклассников практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Они не знают ни черчения, ни правил работы инструментами, ни на станках, ни технологии изготовления изделий и т.п. И уже поэтому они не могут создать не только оригинальный, творческий, а вообще любой продукт

Следовательно, надо детям сообщить эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам, которые были бы нужны для создания запроектированных (запланированных) продуктов, в том числе и творческих Творчество не игнорирует знания норм Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правил.

К творчеству ребенка нужно подводить постепенно, основываясь на имеющийся у него информации, которую учитель сообщил ему, и ее нужно закрепить на практике

2. Строгий отбор учебного материала.

.В единицу времени ученик может усвоить определенное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения.

3. Многократность повторения по-разному организованногоизучаемого материала.

Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100—200-кратном повторении изучаемого.

Например, чтобы ребенок научился писать букву А, он должен написать ее 100—200 раз на протяжении какого-то периода времени (Н.Ф.Талызина). Если же он сразу напишет эту букву 100 или даже 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.

Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтоб не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению.

4. Разностороннее развитие ученика.

Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приемы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.

Так, если учить ребенка столько лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить его одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей, и т.п. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии,

5. Формирование устойчивого интереса к учебе.

С интересом младшеклассник может делать одну и туже работу не более чем на 3—5 занятиях Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять видьС работ: 3—5 занятий на изготовление модели корабля, 3—5 — на изготовление узора из соломы и т.д Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям

5. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.

Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходаренный» ребенок.

Фантазия у детей достаточно богата, чтобы стул превратить в паровоз, а бочку в ракету. Но фантазия и творчество не одно и то же, и если у ребенка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик. Мы получим беспочвенных фантазеров, прожектеров, демагогов, которые все знают, но ничего не умеют делать, отрежем путь к достижению высокой квалификации.

Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Когда потом? В 20 лет? В 30 лет? Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству — с 7 лет или 20 лет, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством.

Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правильному, грамотному выполнению работы. Этим мы освобождаем его от длительного пути «проб и ошибок», даем возможность совершенствовать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятельности.

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.

Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.

8. Индивидуальный подход,

Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. Если всех «стричь под одну гребенку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.

Этими основными принципами мы и руководствовались при проектировании уроков творчества. Очевидно для других условий обучения они могут быть иными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.