Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е.Н. Ильин






 

Новаторством в системе образования стали уроки&.Н.Ильин высокои нравственности учителя русского языка и литературы школьГ№5КгСанкт=11етербурга Е.Н.Ильина. В практике современной педагогики это воплощение идеи воспитываю-щего обучения, что, конечно, было не новым в истории отечественного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях

Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства, контроль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.

Какие пути и средства, какие условия выбирает учитель для достижения поставленной цели?

У Ильина мы находим приемы «живойэтики», перехода «учебного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного процесса». Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников

Широко использует Ильин прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.

При изучении работ драматургов на уроках Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения

Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения.

Результатом учебного процесса, организованного этим талантливым педагогом, являются глубокие знания учеников.

Для социального педагога книга Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Ильин размышляет о том, что, когда современный подросток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения литературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к отвращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.

Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока

Различая процесс общения, Ильин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога — направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.

В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль

аЭтика отметки. Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии каждую корректирую нравственной школой Учусь слушать ученика по-толстовски, т е слышать его и свой внутренний голос. Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежден ноет о, чужой «румянец», личное отношение, за которым «мнения чужие только святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки9 Отличные, но не личные, радости не приносят Высоким баллом оценивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат Желание мыслить — уже результат О трудном спрашивают «трудных» — так их проще заставить работать Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя»1.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.