Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи философии Просвещения ХVIII в.. Материализм и атеизм во французском Просвещении






Исходные идеи Просвещения – культ науки(разум) и прогресс человечества. Основной проблемой философии Жюльена де Ламетри была взаимосвязь материи и сознания, рассматриваемая в соответствии с механической концепцией. Мышление является способностью определенного вида материи, в его основе лежат ощущения. Источником ощущений служит внешний мир. Материя находится в постоянном движении, источник которого в самой материи. Ламетри считал, что познать сущность движения и материи невозможно.

Механический подход он распространял и на проблемы человека. Он считал душу материальной, будучи материальной, душа смертна и умирает вместе с телом. Человек – сложно организованная материя. Различие между животным и человеком лишь количественное – в размерах и структуре мозга. Целью жизни человека являются чувственные наслаждения. Добродетель основана на любви человека к самому себе.

Поль Анри Гольбах – атеист. Согласно его воззрениям, материальный мир первичен, несотворен и неуничтожим, бесконечен во времени и пространстве. Материальный мир существует независимо от сознания человека. по определению Гольбаха, материя есть все то, что способно воздействовать на чувства человека. Движение является формой существования материи. Материя состоит из элементарных частиц – неизменных и неделимых атомов.

Эволюцеонизм Гольбаха выражался в утверждении, что человек – продукт природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Человеку свойственны стремления к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Ведущая роль в развитии личности принадлежит социальной среде. Мерилом свободы членов общества Гольбах считал благо общества в целом.

Вольтер развивал философские воззрения в духе деизма. Деизм – это религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе. Вольтер полностью отвергал атеизм, потому что атеизм является самым большим интеллектуальным заблуждением людей, не понимающих, что сложный механизм Вселенной нуждается в своем «часовщике» так же, как и любой механизм не может возникнуть сам собой без разумного начала. Однако Бог создал мир, наладил его и удалился (деизм), а Вселенная далее живет по своим законам, и, следовательно, человек в этой Вселенной тоже живет своим умом и по своим представлениям. Таким образом, жизнь человека определяется не Богом, а его собственными делами, и поэтому у церкви нет никаких оснований и никакого права насаждать предрассудки, суеверия и страхи перед Богом. Человек должен победить свое невежество, отказаться от церкви и ее ограничений, приобщаться к знаниям и науке, стремиться к справедливости и равенству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.