Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия иррационализма ХIХ в. (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор и Ф.Ницше).






Иррационализм – философское направление, приписывающее главенствующую роль в познании, поведении людей, мировоззрении и истории иррациональному началу.

Основополагающим понятием в философии Шопенгауэра является воля как высший принцип бытия. Цель философии –решить проблему бытия человека ю мир – это мир человека. Мир дан человеку в его представлении. Объективное знание о реальном мире невозможно, поскольку истина об объекте не тождественна знанию объекта. Истина для человека – это знание собственных представления. Мир для человека – это совокупность представлений о мире. Человек познает свои собственные представления о мире. Мир существовал до человека и будет существовать в том случае, если человек исчезнет, но мир становится миром лишь как представление человека. Такие свойства мира, как объективность и независимость, - это знание, образованное в результате познания. Тем не менее объективность окружающего мира и его независимость от человека – это реальность. Между знанием и миром находится представление – мост, связывающий познающего и знание. Знание опосредуется представлением. Истина философии – это истина, отражающая отношение человека к миру.

Абсолютным первоначалом бытия является мировая воля. Она универсальна, поскольку действует на физическом уровне мира. За всем в мире стоит воля. Воля всему в мире дает силу и диктует свои законы. Воля бессознательна. Мир и человек есть формы объективации воли: в мире и в человеке воля показывает себя.

Этические взгляды Шопенгауэра провозглашают жизнь непрерывным страданием, которое есть результат воли к жизни. Для избавления от страдания необходимо искоренить волю к жизни. Жизнь и смерть человека – тоже формы проявления воли. Смерть не противостоит жизни, а является ее необходимым компонентом.

Основополагающим понятием на начальных этапах развития философии Ницше выступает «становление» - не имеющий цели и конца поток вечного круговорота и возвращения. Становление нельзя познать или представить, так как это остановило бы процесс становления. Движущей силой этого становления является воля.

Другое ведущее понятие – жизнь: воля к власти, инстинктивная бессознательная сила, подчиняющая себе чувства и мысли человека. Отсюда происходит понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам, иррационального существа

Человек по Ницше – только переход к сверхчеловеку, который и является главной целью развития человечества. Сверхчеловек – личность, стоящая по ту сторону добра и зла, носитель новой морали. Существующая мораль является моралью рабов.

Равенство людей перед Богом, которое провозглашает христианство, - самая большая ложь. Равенство противоестественно человеческой природе. Ницше предложил новую мораль Сверхчеловека. Для того, чтобы человек обрел свободу, следует убить Бога. Новая мораль станет результатот осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью, что является высшим проявлением высшей морали.

Кьеркегор считал, что главное несчастье человека — безусловное доверие к разумному мышлению. Смысл экзистенциальной диалектики — описание пути восхождения человеческой личности к подлинному существованию. Философ выделил три основные ступени экзистенциального развития личности: эстетическую, этическую и религиозную.

На первой — эстетической — стадии экзистенциального движения реализуется свобода человека в сфере чувственности, т. е. он ориентирован на получение чувственных наслаждений. Скука и разочарование приводят к отчаянию, к необходимости порвать с эстетическим образом жизни. На второй — этической — стадии формируется человек долга, сознательно совершающий моральный выбор. Он соотносит свою жизнь с требованиями и предписаниями морального закона.

Третья стадия экзистенциального движения — религиозная. Достигнув ее, человек всем своим существом принимает истину божественной веры. Во всем происходящем он усматривает божественный промысел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.