Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование волевых качеств

Структура волевого акта

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: первая фаза – возникновение побуждения и предварительной постановки цели, вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов, третья фаза – принятие решений, четвертая фаза – исполнение решения.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано ощущением нервно-психического напряжения.

Волевые качества личности

Различают первичные, вторичные и третичные волевые качества. Первичные волевые качества появляются в онтогенезе первыми и проявляются на личностном уровне. К ним относятся: сила воли, настойчивость, выдержка. 1. сила воли заключающееся в способности преодолевать значительные трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели; 2 .выдержка и самообладание выражающееся в способности сдерживать свои эмоции, чувства 3. настойчивость проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Вторичные волевые качества развиваются позже первичных и проявляются в единстве с характером: Пример решительность, смелость, самообладание, уверенность. 1.целеустремленность. проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели. различают: стратегическую, оперативную, настойчивость, упрямство. 2.решительность. проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. различают несколько типов: разумная решимость, случайная решительность автоматическая, нравственная, волевая 3.самостоятельность выражающееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения. Тритичные связанные с морально-ценнстными ориентациями.4шт ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

Формирование волевых качеств

Воля – это элемент сознания личности. Поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности.

27 Проблема личности в психологии.

По Немову.

Проблема личности в психологии. Основные подходы к исследованию личности. Тема личности в современной психологии во всех ее отраслях является одной из самых центральных. Она заменила собой проблематику познавательных процессов, в середине 20 века, а сейчас вышла на первый план. В настоящее время в психологии существует примерно около 30 авторских теорий личности за рубежом и около 6-8 теорий личности в отечественной психологии. Основные подходы к исследованию личности делятся следующим образом:
Гуманистический подход, Бихевиоральный подход, Когнитивно-психологический, Факторно-аналитический. Они все возникли еще в первой половине 20 века и продолжают разрабатываться до сих пор. Для гумманистического подхода характерно акцентирование на высших проявлениях личности человека разуме, сознании, воли, морали. Для бихевиористов характерно повышенное внимание к поведению человека его действиям и поступкам. Для когнитивной теории характерно повышенное внимание к знаниям человека, которые характеризуют его как личность. Для факторно-аналитического подхода характерно использование методов факторного анализа для изучения свойства личности, для создания психологических тестов, предназначенных для изучения личности. В последние годы выделился и становится популярным экзистенциальный подход. Который возник на базе экзистенциальной философии. У каждого из этих подходов есть методы работы с личностью.

28 Концепция личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология представленная трудами нескольких ученых: Абрахамом Маслоу, Виктором Франклом, Карлом Роджерсом. У каждого из них свое представление о личности, поэтому единой концепции личности не существует в гуманистической психологии, но существует три разные теории. Общее что обьединяет концепцию личности психологии - это понимание личности как высшего психологического образования свойственного только человеку. В концепции личности Абрахама Маслоу акцент ставится на иерархизированной системе потребностей, имеющихся у данного человека и на динамике его развития. Динамика заключается в том что у человека по мере его личностного развития появляются новые потребности более высокого уровня, и занимают верхнюю ступень в иерархии. Карл Роджерс внес в гуманистическую концепцию личности представление о Я-концепции. Я-концепция Роджерса это обобщенное представление человека о себе в прошлом, настоящем и будущем. У Виктора Франкла ключевым понятием становится понятие смысла жизни. С его точки зрения главное что характеризует человека это смысл который вкладывает в свою жизнь или наличие смысла жизни.

29 Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ.

Психологией используется много различных понятий человек личность индивид индивидуальность субъект. Под личностью понимают человека в совокупности таких психологических свойств которые являются устойчивыми отделяют людей друг от друга и определяют социально значимые поступки человека, совершаемые сознательно, разумно и на волевой основе. Человек слово включает в себя не только психологические но И все другие свойства человека которыми люди отличаются от животных, поэтому говорят что понятие человек родовое. Индивид совокупность природных свойств имеющихся от рождения у человека, именно этот смысл вкладывают в популярное высказывание " Индивидом рождаются а личностью становятся". Александр Григорьевич Асмолов сделал важную добавку индивид рождаются личностью становятся а индивидуальность отстаивают. Втрое значение слова индивид это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих только ему человеческих свойств. Индивид это целостный неделимый, индивидуальность это то чем человек отличается от других людей, субъект высокий уровень личностного развития человека. Рубенштейн предпочитал использовать словосочетание субъект-деятельности, чтобы подчеркнуть что субъектом можно назвать того человека который достиг высокого уровня психологического развития и действует на сознательной, разумной и волевой основе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение чувствительности культуры к антибиотикам. | ГОСТ 16319-80.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.