Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути реформирования образования






Образование- одна из базовых ценностей, определяющих профессиональную карьеру и судьбу каждого человека.

Как самостоятельная сфера предметно-практической деятельности, образование по своему значению и масштабам занимает наряду с производственной деятельностью одно из ведущих мест в жизни общества. В настоящее время образованием охвачено около 33 млн. человек. Если к этому добавить обучающихся по различным образовательным программам из числа безработных граждан, студентов негосударственных вузов, слушателей курсов повышения профессиональной квалификации, то общее число обучающихся колеблется от 20 до 25% всего населения страны. С образованием связана практически каждая семья. В условиях постоянного и быстрого обновления научных знаний самообразованием занимается большинство людей трудоспособного возраста. В сфере образования занято более 2, 5 млн. педагогических работников38.

Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.

Образование населения во многом определяет рейтинг страны на международной арене, конкурентоспособность государства, его способность отвечать вызовам времени. Как подчеркнуто в Послании Президента России 2004 года Федеральному собранию: «российское образование - по своей фундаментальности - занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима». Президент назвал развитие системы образование одной из основных задач на современном этапе развития России.

С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения в образовательной системе России. Повысился престиж высшего профессионального образования, снизилась привлекательность начального профессионального образования из-за сокращения занятости в реальном секторе экономики. Определенное влияние на образование оказал демографический фактор - снижение рождаемости и сокращение численности детей и молодежи. Можно прогнозировать увеличение влияния этого фактора в ближайшие годы, когда в трудоспособные возраста будут входить малочисленные когорты молодежи, родившейся с начала 90-х годов.

Число общеобразовательных учреждений сократилось с начала 90-х годов с 77, 4 тыс. в 1991 году до 65, 7 в 2003 году, что связано с сокращением численности детей школьного возраста.

В то же время в России резко увеличилось число вузов и обучающихся в них студентов. Если в 1991 году в 514 вузах страны обучалось 2, 8 млн. студентов, то 2003 году число вузов увеличилось в два раза и достигло 1039, а численность студентов выросла до 5, 9 млн. человек.

Число студентов в средних специальных учреждениях также увеличилось с 2, 3 млн. в 1991 году до 2, 5 в 2003 году.

Одновременно снизилось число детей и молодежи, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: с 1, 9 млн. человек в 1990 году до 1, 6 млн. человек в 2002 году.

Следует отметить устойчивый и быстрый рост платности образования в высших учебных заведениях. Если в 1993 году доля студентов, обучающихся за счет государственного бюджета, составляла 93, 6%, то в 2002 году - всего лишь 50%39.

В 2002/03 учебном году 57% первокурсников российских вузов обучались на платной основе. При этом, в общей численности студентов доля платного контингента составляла 45%. Финансовые поступления от платного обучения превысили 1, 5 млрд. долл. и лишь немного уступали бюджетным ассигнованиям на эти цели - 1, 8 млрд. долл.40

В ходе налоговой реформы 2000-2001 годов в России были введены налоговые вычеты на образовательные цели из подоходного налога. Однако данная практика, как и система вычетов по расходам, направленным на оплату услуг здравоохранения, пока не получила широкого распространения. Так, в 2002 году общая сумма поступлений от налога на доходы физических лиц составила 357, 8 млрд. рублей, а сумма социального налогового вычета - 6, 2 млрд. рублей. В 2003 году - 455, 3 млрд. рублей. и 8, 7 млрд. рублей.41

Кроме того, необходимо отметить, что в отечественной системе образования сохраняется целый ряд других серьезных проблем42:

· несистемное планирование бюджетных мест;

· низкий уровень заработной платы педагогических работников не позволяет привлечь в систему образования высококвалифицированные кадры;

· учебно-материальная база большинства образовательных учреждений нуждается в обновлении;

· требуется увеличение объемов средств на капитальный ремонт, строительство, оборудование системами безопасности образовательных учреждений;

· стипендии не обеспечивают минимальных условий жизнедеятельности студентов;

· сельские общеобразовательные учреждения испытывают большие трудности в вопросах обеспечения учебниками, а также доставки обучающихся в школы из отдаленных населенных пунктов.

Важно подчеркнуть, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ радикально изменил законодательство в сфере образования43.

Общее образование фактически передано на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В ведении федеральных органов власти осталось практически только высшее образование и ряд образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Начат процесс передачи с федерального на региональный уровень профтехучилищ, техникумов, колледжей.

Вопросы финансирования обеспечения выполнения государственных стандартов общего образования образовательными учреждениями общего образования возложены действующим законодательством главным образом на субъекты Российской Федерации.

В настоящее время финансовая обеспеченность и, соответственно, фактические нормативы обучения одного ученика общеобразовательной школы различаются по разным регионам в 10-15 раз. Следовательно, конституционные гарантии образования, предусматривающие " общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях", обеспечиваются государством в неравной степени - в зависимости от территории проживания.

Законодательное регулирование сферы образования и его реформирование. Цели, принципы и приоритеты образовательной политики России сформулированы в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, № 751) и Концепции модернизации российского образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 года, № 1756-р).

Базовые нормативные акты в сфере образования - это Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

В настоящее время, в связи с проведением административной и бюджетной реформ, реформы льгот с 1 января 2005 года вступают в силу новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с ними вводится распределение полномочий между различными уровнями власти в области образования. Все образовательные учреждения разделяются на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальные. Каждый уровень власти будет отвечать за соответствующие учреждения. Образование фактически передается в ведение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В ведении федеральных органов власти остается высшее образование.

В этой связи требуют финансового обеспечения учреждения, обеспечивающие общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в системной поддержке среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных управлять сложной современной техникой.

Сосредоточение полномочий по финансированию учебного процесса на региональном уровне создает предпосылки для внедрения нормативного подушевого финансирования в сфере общего, а также начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), что способствует внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, а также созданию стимулов для реструктуризации сети образовательных учреждений. В то же время многоканальность финансирования общего образования может создать определенные трудности, в управлении двумя различными финансовыми потоками и размывает ответственность за предоставление общеобразовательной услуги в целом.

Несмотря на то, что подушевые расходы на одного обучающегося в последние годы росли практически по всем видам образовательных услуг, предоставляемых на региональном и местном уровнях, система финансирования образования по-прежнему характеризуется рядом существенных недостатков. К основным из них можно отнести:

· сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования;

· негибкость, неэффективность принятого сметного порядка бюджетного финансирования бюджетных учреждений;

· отсутствие стимулов для использования прозрачных механизмов привлечения внебюджетных средств.

В сфере дошкольного образования необходимо разделить расходы на содержание ребенка и его обучение. Расходы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) должны покрываться полностью родителями. Для малообеспеченных семей эти расходы должны субсидироваться из муниципальных бюджетов. Основной задачей муниципалитетов является недопущение резкой дифференциации родительской платы в муниципальных детских садах, связанной с объективными различиями в их материально-технической базе.

Новый приоритет государственной образовательной политики в дошкольном образовании, накладывающий дополнительные обязательства на муниципальные бюджеты, связан с выделением предшколы, т. е. обучения детей 5-6 лет по программам, обеспечивающим их психологическую готовность к школе. Указанная мера должна обеспечить равные стартовые возможности для детей из различных социальных слоев и групп в получении школьного образования. При этом программами предшколы должны быть охвачены начиная с 2010 г. все дети 5-6 лет из малообеспеченных семей

В школьном образовании основная задача состоит в том, чтобы увеличить бюджетное финансирование и повысить эффективность использования бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств может быть обеспечено путем перехода на нормативное подушевое финансирование. При этом достаточно спорным является вопрос о необходимости финансировать программы повышенного типа (гимназии, лицеи и т.п.) на основе более высоких подушевых нормативов. Более оправданно, если повышенный тип программ по сравнению с обычной (массовой) школой будет реализовываться за счет средств родителей (при этом по обычному нормативу будет оплачиваться обучение в соответствии с общим стандартом). Финансирование по повышенным нормативам (либо субсидирование из бюджета) возможно только для детей из малообеспеченных семей. Тот же подход должен использоваться и в отношении других дополнительных образовательных услуг.

Аналогичные механизмы должны применяться и в сфере начального и среднего профессионального образования. Общедоступность и бесплатность данных услуг, как уже указывалось выше, гарантируется законодательством Российской Федерации.

При организации нормативного подушевого финансирования необходимо соблюдать следующие общие подходы:

· планирование нормативов осуществляется на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги на учащегося;

· учитывается специфика контингента обучаемых (наличие коррекционных классов, обучение на дому, типы образовательных программ и др.);

· в нормативе осуществляется учет законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов, санитарные нормы и др.);

· для определения стоимости стандартной образовательной услуги используются нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;

· учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений осуществляется при помощи коэффициентов удорожания;

· учитываются сложившиеся региональные особенности (на основе рекомендуемых федеральным законодательством норм по введению дополнительных ставок) путем введения дополнительных коэффициентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.