Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жилищно-коммунальное хозяйство






Жилищно-коммунальное хозяйство включает в сферу своей деятельности жилища и систему услуг по их нормальному функционированию: техническое обслуживание зданий, санитарное содержание, эксплуатацию инженерных коммуникаций, ремонт зданий и сооружений.

Нормативная база в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Функции государства и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере распределены следующим образом21. На федеральном уровне государство обеспечивает: формирование государственной политики в этой отрасли экономики с помощью законодательного и нормативного установления порядка функционирования всего спектра правоотношений хозяйствующих субъектов, органов управления и надзора, а также граждан; разработку и утверждение федеральных стандартов строительства, содержания жилья в качестве нормативной правой базы при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.

На уровне субъектов Российской Федерации жилищная политика и государственное регулирование жилищным и коммунальным хозяйством осуществляется с помощью нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания мер государственной поддержки гражданам при строительстве или приобретения жилья (ипотечное кредитование, жилищные программы обеспечения помещениями граждан, целевые займы, безвозмездное субсидирование или субсидирование первоначального взноса или процентов)22.

Например, значительное количество принятых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации направлены на обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями по договору социального найма (малоимущих, молодых семей, молодых специалистов, инвалидов, участников военных действий, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и др.).

В значительном числе субъектов Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг (установление тарифов, стандартов, предоставление льгот, субсидирование и др.), а также по вопросам содержания, эксплуатации, ремонта и технического учета жилищного фонда (предоставление кредитов, компенсаций, льгот, субсидирование и др.).

Необходимость достаточно радикального перераспределения полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства накладывается на незавершенность структурных реформ в данном секторе. Основные недостатки сложившейся системы организации и финансирования услуг ЖКХ связаны с:

· неэффективностью бюджетных расходов в сфере ЖКХ, обусловленной в первую очередь сохранением прямого дотирования предприятий - производителей жилищно-коммунальных услуг, а также с непрозрачностью расходов в данной сфере (в частности, выделяемых на «подготовку к зиме»);

· неадекватностью механизмов тарифного регулирования, в результате чего тарифы могут быть как существенно занижены, так и завышены, хотя на муниципальном уровне преобладает первая тенденция;

· сохранением преимущественно административных механизмов регулирования рынков услуг ЖКХ.

При этом решение проблемы финансовой стабилизации ситуации в секторе ЖКХ связано не со списанием задолженности (в существующих условиях ее нарастание будет регулярно воспроизводиться), а с углублением процессов реформирования.

Функции органов местного самоуправления в реализации жилищной политики регулируются в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому большинство вопросов в данной сфере переданы субъектам Федерации и органам местного самоуправления. Так, к объектам муниципальной собственности относятся практически все объекты жилищного назначения, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры.

Следует отметить, что ряд проблем развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений остался до сих пор нерешенным.

Не удалось реализовать основной принцип бюджетного федерализма по обеспечению финансовой и налоговой самостоятельности субъектов Российской Федерации. Их собственные налоги зачастую покрывают всего 5-6–ю часть расходных потребностей, а существующие механизмы бюджетного выравнивания не ликвидируют диспропорций в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, не обеспечивают объемов и качества бюджетных услуг по единым, хотя бы минимальным, стандартам23.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные направления реформы расходных полномочий федерального Центра и субъектов Российской Федерации в области образования?

2. В чем заключается реформирование системы образования?

3. Какова структура и уровни медицинской помощи?

4. В чем заключается реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства?

Литература

1. Роик В.Д. Социальный бюджет России и основы социального бюджетирования. Учебное пособие.– М.: 2008.

2. Бюджетная система России / Под ред.Г.Б.Поляка. - М.:, 2007.

3. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.

4. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения.- М. 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.