Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагменты лекций (6 семестр)






Лекция №1. Организация обучения математике

 

План

1. Урок как единица процесса обучения.

2. Основные этапы современного урока.

3. Подготовка учителя и учащихся к уроку.

4. Возможные варианты структур уроков разных типов.

 

Урок ограниченная во времени организованная система обучения воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащегося, в результате которого происходит усвоение обучаемыми ЗУН, развитие их способностей и совершенствование личности педагога.

Структура урока (рис. 3)

Структура и тип урока образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предлагаемой на уроке деятельности.

Требования к уроку

1) целенаправленность;

2) рациональное построение содержания;

3) оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке;

4) разнообразие форм организации учебной деятельности обучаемых.

Характерные черты урока:

1) цель;

2) содержание;

3) средства и методы обучения;

4) организация деятельности обучаемых.

 

Исходная идея современного урока

обучения

Единство воспитания

развития

Общая функция урока

Целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Функционирование любой социальной системы связано с процессами

1) целепологания;

2) целеустремления;

3) целеосуществления;

4) целепредъявления.

Целепологание – э то процесс формирования и развертывания целей и логико-конструктивная операция, осуществляемая по алгоритму:

1) анализ обстановки;

2) учет нормативных документов;

3) установление потребностей и интересов;

4) выяснение имеющихся ресурсов и возможностей для удовлетворения потребностей;

5) выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате сил является наиболее эффективным;

6) формулировка целей.

Целеустремление это процесс декомпозиции общей цели на более частные цели этапов урока и постановка задач этапов урока.

Цель – прогнозируемый результат (формулируется через существительное).

Задачи – планируемые действия (формулируются через глагол).

Целеосуществление – это процесс, при котором цель из внутренней причины переходит в фактическое поведение человека, в ходе которого формируется результат деятельности.

Целепредъявление – это процесс интерпретации учителем цели урока в ученический вариант на языке учебных задач и обеспечения принятия ее учениками

Комплексная цель урока

1) заранее прогнозируемый ключевой элемент;

2) сложная составная конструкция;

3) основа целесообразной деятельности и учителя и ученика;

4) пусковой механизм урока;

5) системообразующий стержень урока.

 

Структура цели (рис. 4)

Рис. 4

Основные этапы современного урока

1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2) проверка домашнего задания;

3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4) постановка цели занятия перед учащимися;

5) организация восприятия и осмысления новой информации;

6) первичная проверка понимания;

7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8) творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9) обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10) контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11) домашнее задание к следующему уроку;

12) подведение итогов урока.

Отбор содержания материала к уроку

Основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы.

С учетом действий, осуществленных при анализе темы, может включать следующие действия, которые могут варьироваться:

1) изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, математические доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение;

2) проверить, какие из понятий, фактов, правил являются основными, какие из формулировок учащимся следует заучить дословно; разобраться в доказательствах, выявить их логическую структуру, проверить себя в умении воспроизводить изучаемые доказательства;

3) выделить задачи, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала;

4) изучить методическую характеристику, пояснения, комментарии к материалу урока, возможные подходы к его изложению, определиться с образцами записей;

5) уточнить роль и место материала урока в теме и курсе, содержание материала, необходимого для организации повторения, организации текущего и итогового контроля;

6) подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, математические диктанты, задания на готовых чертежах, дидактические игры. Задания повышенной сложности и т.п.;

7) проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся;

8) проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала;

9) дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность;

10) распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке, но обеспечивая отсутствие перегрузок.

Этапы разработки урока

1) предварительный – связан с построением системы уроков (тематическое планирование и логико-дидактический анализ учебной темы)

2) непосредственный – связан с построением очередного урока (уточнение результатов предварительной подготовки).

Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением:

1) целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов);

2) дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей);

3) структуры урока, т.е. его этапов (для решения поставленных задач).

Последовательность действий учителя

Все действия, осуществляемые учителем, разделены на три этапа:

1) моделирование – определение основных параметров урока;

2) проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса;

3) конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение учащимися учебным материалом в соответствии с поставленными целью и задачами.

План урока – краткое обозначение основных элементов базовой дидактической и методической структур урока, системный перечень действий учителя и учащихся.

В плане последовательно фиксируются:

1) тема урока;

2) тип;

3) вид;

4) цель;

5) задачи;

6) действия учителя по актуализации и изложению учебного материала;

7) соответствующие действия учащихся.

Конспект урока – разновидность развернутого плана, содержащего

1) конспективное изложение содержания учебного материала;

2) решение задач;

3) формулировки вопросов учащимся;

4) методические схемы: указание методов, приемов и алгоритмов работы с ними.

Методическая разработка урока – конспект, дополненный описанием

1) процесса его подготовки;

2) оснований для постановки целей и задач урока;

3) оснований для выбора методов и средств обучения;

4) оснований для выбора методов и средств контроля;

5) ожидаемых результатов.

 

Методическая разработка урока представляет собой описание полного набора действий учителя, раскрывающих технологию проектирования урока.

Описание возможных вариантов структур уроков разных типов (тип определяется ведущей дидактической задачей)

Структура урока- изучения нового материала

1) подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
2) первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
3) указание на то, что учащиеся должны запомнить;
4) мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
5) сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
6) первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
7) контроль результатов первичного запоминания;
8) задание на дом (не всегда).
9) итог урока - повторение опорного материала (ориентировочной основы деятельности)

Структура урока-формирования умений и навыков

1) постановка цели (учебной задачи) урока;
2) повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
3) проведение проверочных упражнений;
4) ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
5) упражнения на их освоение;
6) упражнения на их закрепление;
7) тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
8) упражнения на перенос в сходную ситуацию;
9) упражнения творческого характера;
10) итог урока;
11) задание на дом.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.