Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология власти.






Лидер и руководитель обладают определённой властью.

Власть – способность и возможность одного субъекта (субъекта власти) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение другого субъекта (объекта власти, подвластного субъекта) с помощью какого-либо средства.

Т.е. субъект власти предъявляет определённые требования к поведению подвластного субъекта, а последний подчиняется распоряжениям первого.

Власть есть отношения господства и подчинения. Она предполагает наличие причины, которая побуждает подвластный субъект подчиняться. Причиной подчинения или средствами влияния выступают те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы.

В зависимости от используемых средств влияния властные отношения могут принимать следующие формы:

1. Власть в форме силы означает воздействие субъекта власти на подвластного субъекта либо путём психических и физических воздействий, либо с помощью ограничения его действий.

2. Власть в форме принуждения: заключается в угрозе применения негативных санкций в случаи отказа подвластного от повиновения.

3. Власть в форме побуждения: основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности, услуги), в которых он заинтересован.

4. Власть в форме убеждения: заключается в аргументации, которую субъект власти использует для подчинения своей воли деятельность подвластного.

5. Власть в форме манипуляции: основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведения подвластного субъекта.

6. Власть в форме авторитета выступает как совокупность характеристик субъекта власти, которая обязывает подвластного субъекта добровольно починяться требованиям.

Власть пронизывает все в зависимости от сферы жизнедеятельности людей. В связи с этим выделяют следующие виды власти: экономическая, политическая, семейная. Власть необходима для обеспечения целостности и стабильности любого общества людей.

В психологии управления выделяют несколько типов власти:

1.Законная – специально установленная законом с целью контролирования и регулирования социальных функций (власть официального руководителя).

2.Рациональная – полученная прежде всего благодаря знаниям в определённой области и способностям индивида (самый квалифицированный член коллектива).

3.Социальная – степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми (неформальная группа в организации).

4.Традиционная – власть, законность и сила которой определяются социальными и культурными традициями (королевская власть в Англии).

5.Харизматическая – устанавливается прежде всего благодаря экстраординарным способностям индивида (Фидель Кастро).

Власть и полномочия, данные руководителю по должности не обеспечивают личной власти. Её нужно завоёвывать и удерживать.

Для руководителя личная власть – это возможность реализовать свои цели, идеи и проекты.

Уровень власти руководителя оценивается по степени его влияния. Выделяют следующие критерии усиления или ослабления власти:

1) Профессиональные – при усилении происходит расширение функций и видов работ, выполняемых организацией, увеличение выделяемых ресурсов (финансовых, технических, человеческих); при ослаблении – наоборот.

2) Статусные – наблюдается,

3) Психологические – основываются на самоощущении. Если влияние расширяется, то руководитель испытывает уверенность в себе, прилив жизненной энергии. Если уменьшается влияние возникает тревожность и неуверенность. Это расценивается как уменьшение влияния.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.