Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории лидерства.






Наиболее известны три теории происхождения лидерства.

1.Теория черт (или иногда «харизматическая теория»).

Лидером может быть человек, который обладает набором личностных качеств, совокупностью психологических черт, эти необходимые черты, можно научиться вырабатывать.

В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемые исследователями как «лидерские». Были названы:

- инициативность - энтузиазм - бдительность

- чувство юмора - уверенность - красноречие

- общительность

Но 65% этих черт были упомянуты в исследованиях лишь однажды и только 5% - упоминались 4 раза. В связи с этим теория подвергалась критики.

Позже, в 2000 г. Л.Первином и О.Джоном была выдвинута «Пятифакторная модель личностных черт», проявление которых можно наблюдать у большинства людей.

· Экстраверсия

· Невротизм

· Сознательность

· Доброжелательность

· Открытость

Первые 4-ре (высокий или низкий уровень их развития) имеют большое распространение у лидеров (исследование Кричевского). Т.е. эта модель позволяет выделить набор черт, которыми обладает лидер. Но и этот вариант не даёт ответа на вопрос о происхождении лидерства.

2.Ситуационная теория: лидерство – это результат сложившихся в группе ситуаций. В различных ситуациях выделяются члены группы, превосходящие других по крайне мере в каком-либо одном качестве, которое в данной ситуации особенно необходимо. Свойства и качества лидера рассматривались не как врождённые, а как относительные.

При этом группа выдвигает лидера, т.к. ожидает от него появления необходимой в данной ситуации черты.

При этом Е.Картли предположил, почему же выдвигают определённых лидеров:

- если кто-то стал лидером в данной ситуации, велика вероятность, что он станет токовым и в другой.

- став лидером однажды, человек приобретает авторитет, который способствует выдвижению его в лидеры в следующий раз.

- в следствии стереотипов лидеры в одной ситуации могут рассматриваться как лидеры вообще.

- отдельным людям свойственно «искать посты» и в результате они ведут себя так, что им, дают посты.

3.Системная теория лидерства: лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект, управляющий этим процессом. Поскольку лидерство – функция группы, то одновременно могут существовать лидеры 2-х типов:

1) ориентация на дело – ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ (деловой), нацеленный на решение задач, стоящих перед группой.

2) ориентация на сотрудников – ЭМОЦИОНАЛЬННЫЙ (экспрессивный), нацеленный на оптимизацию межличностных отношений, обеспечивающий благополучную атмосферу.

В этом случае речь идет не столько о лидерах, сколько о руководителях.

На этом базируется «вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлера. Он на основании показателя «уровень социального контроля» - степень владения руководителем ситуацией, связанной с решением групповой задачи, установил, что при высоком и низком уровне социального контроля более эффективным является руководитель ориентированный на задачу, а при среднем уровне социальный контроль – ориентированный на личностные отношения.

На основании этой модели строится тренинг лидерского соответствия(Кричевский, Дубровская 2002 г.). Этот подход (№3) позволяет учитывать соотношение управленческих и психологических (лидерских) качеств руководителя.

4. Концепция ценностного обмена Р. Л. Кричевского.

В лидеры выдвигается тот, в ком наиболее полно представлены качества, значимые для групповой деятельности, т. е. являющиеся для группы ценностями.

И лидером становиться тот, с кем группа как бы идентифицируется, поскольку он полнее других воплощает ее ценности. Именно поэтому лидер обладает наибольшим влиянием.

IV. Личностные качества руководителя.

Любая управленческая деятельность имеет три основных измерения:

1) Организационно-административные;

Требует от руководителя общеуправленческих навыков, умения эффективно организовывать совместную деятельность (организатор);

2) Личностные, связанные с управлением людьми, требует способностей, обеспечивающих эффективное межличностное взаимодействие. Требует особых личностных качеств. (Коммуникатор);

3) Производственно-технологическое, связанное с организацией технологического процесса, требует наличие собственно профессиональных качеств руководителя, специальных способностей. (Профессионал);

В связи с этим руководитель эффективного руководства должен обладать рядом качеств, которых множество и которые классифицируются по различным основаниям.

 

 

Управленческие способности (по Карпову А. В.)

 

 

 

График 1. Общие способности

 

График 2. Специальные способности

 

1 категория. Менеджерские характеристики.

1.1. Биографические.

· Возраст: прямая связь между возрастом и успешностью деятельности отсутствуют; но, как правило, с возрастом приобретается опыт, карьерное продвижение, совершенствуются методы управления.

· Пол: преобладают мужчины, т. к. социальные стереотипы, личностные качества(доминантность, активность, агрессивность), которые преобладают у мужчин более востребованы.

· Культурно-образовательный уровень: прямопропорционально связаны с эффективностью управленческой деятельностью.

· Социально-экономический статус: оказывает сильное влияние на успешность управленческой деятельности. (Ф. Фидлер «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании- родиться в семье, которая владеет компанией»).

1.2. Личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности.

· Доминантность - способность и потребность оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. У доминантных руководителей подчиненные реализуют свой потенциал на 60-65 %.

· Уверенность в себе;

 

a) Позволяет сохранять свою линию поведения (а не быть «»);

b) Позитивно влиять на подчиненных, т. к. они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности;

· Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность. Управленческая деятельность полна стрессов, неожиданностей и т.д. Эти качества помогают руководителю владеть ситуацией;

· Стремление к достижению и предприимчивость. Позволяют улавливать новое, принимать решения с разумной долей риска, стремятся быть хозяином положения, активно используют обратную связь для коррекции своего поведения;

· Ответственность и надежность – умение держать слово, отвечать за свои поступки. Их отсутствие делает невозможной управленческую деятельность;

· Независимость личности – сильные внутренние ресурсы, позволяющие противостоять давлению «сверху» и «снизу». В противном случае в управлении возникают элементы хаоса.

· Общительность – умение устанавливать широкие социальные контакты и строить менеджерские отношения, влиять на других.

Эти качества не исчерпывают всех личностных характеристик руководителя. Они тесно связаны между собой и могут взаимопроникать друг в друга.

 

2 Категория. Собственно-управленческие способности.

2.1. Общеуправленческие способности (по Л. И. Уманскому общеорганизационные):

· Психологическая избирательность. Эмпатия, чувствительность, склонность к психологическому анализу, объяснению поведения других и своего.

· Практический психологический ум – учет психологических особенностей работников при распределении обязанностей труда, при объединении людей в группы и т. д.

· Психологический такт – учет индивидуальных особенностей и внешних обстоятельств при организации общения с подчиненными; внимательность, естественность и справедливость.

· Общественная энергичность – способность воздействовать на других с помощью речи, мимики, личного примера, способность верно выбрать момент воздействия.

· Требовательность – постоянство и категоричность требований, их индивидуализация от психологических особенностей людей.

· Критичность – умение выделить недостатки, обоснованно и доброжелательно их предъявить.

· Склонность к организаторской деятельности – принятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей и позитивном самочувствии при ее выполнении.

2.2. Частноуправленческие (локальные) способности обусловливают выполнение отдельных управленческих функций.

· Способность к целеполаганию – способность к выделению основных целей и формулировке их перед подчиненными.

· Способность к прогнозированию – строить процесс управления на основе упреждающей стратегии, предвидеть результаты.

· Способность к планированию – планирование своих действий и действий подчиненных.

· Способность к принятию управленческих способностей.

· Коммуникативные способности.

· Мотивирующие способности – способность мотивировать подчиненных к выполнению деятельности, учитывая их индивидуальные особенности.

· Способности контроля – адекватная оценка результатов деятельности и поощрения или наказания их с целью повышения эффективности деятельности.

· Способность подбирать кадры – разбираться в людях.

· Профессиональная компетентность – т. е. хорошее знание технологии производственного процесса.

3 Категория. Структурно-психологические.

3.1. Общие способности. К ним относятся:

· Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Неверно криволинейная зависимостьдумать, что руководитель должен обладать высочайшим интеллектом. Наиболее эффективными являются руководители (по результатам исследований, интеллект которых находится на среднем уровне (но не чрезмерно высокий или низкий). Наличие высокого интеллекта подразумевает определенный уровень развития мыслительной деятельности. Основными характеристиками мыслительной деятельности являются:

a) Широта мышления – способность охватывать весь вопрос целиком, не упуская необходимых для дела частностей;

b) Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других;

c) Гибкость мышления – умение быстро менять стратегию мышления при изменении ситуации или появлении новых фактов;

d) Быстрота мышления (ума) – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

· Креативность – возможность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Она позволяет и выходить за пределы имеющихся знаний, и создавать новое с использованием уже имеющихся знаний и опыта, и взаимодействовать, что ведет к развитию.

· Обучаемость – способность усваивать и применять новые знания на практике. Слишком низкая обучаемость препятствует эффективной управленческой деятельности. Но и слишком высокая тоже, т. к. индивид склонен постоянно апробировать то, чему научился, что повышает рискованность деятельности.

· Рефлексивность – способность к самопознанию, своих внутренних психических состояний.

Для этих способностей характерна криволинейная зависимость между эффективностью управленческой деятельности и мерой развития этих способностей.

Т.е. развитие способностей только до определенного уровня приводит к повышению эффективности деятельности.

3.2. Специальные способности. К ним относят:

· Мнемические способности;

· Перцептивные способности;

· Мыслительные способности (практическое мышление);

· Аттенционные способности (процессы внимания);

· Имажинативные способности (процессы воображения).

Они связаны с успешностью управленческой деятельности прямолинейной зависимостью: чем выше уровень их развития, тем выше показатели эффективности деятельности.

Нужно учитывать, что все эти способности в управленческой деятельности приобретают специфику:

ü Для восприятия – это особая роль социальной перцепции.

ü Для памяти – это мобилизационная готовность оперативной памяти и прфессиональный опыт.

ü Для мышления – практическое мышление.

Т. е. для руководителя лучше обладать «средним практическим мышлением», чем высокоразвитым, но теоретическим мышление (абстрактным).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.