Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример самоанализа урока






Самоанализ урока по обществознанию 8 класс по теме: «Религия в мире людей»

 

Урок изучения нового материала в традиционной форме по теме: «Религия в мире людей» в 8 классе.

Выбор типа урока осуществлялся с тем, что данная тема является важной, потому что мы живем в многоконфессиональной стране, и нужно было изначально изучить данный материал, что бы привить ученикам определенные правила поведения к людям, исповедующим различные религиозные взгляды.

При подготовке к уроку возник ряд трудностей:

- требовалось продумать структуру урока таким образом, чтобы уделить время проверке домашнего задания и изучению нового материала;

- требовалось подготовить материал с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого ученика так, чтобы он был максимально понятен каждому.

Предварительная психолого-педагогическая характеристика класса была неизвестна. Тем не менее, класс легко и быстро пошел на контакт. Психологическая атмосфера между практикантом и учащимися была комфортной, отношения – рабочими и дружескими, несмотря на то, что периодически приходилось призывать к порядку отдельных учеников.

Уже в ходе первого этапа урока (организационный момент) было понятно, что учащиеся настроены на работу. Второй этап (проверка домашнего задания) показал, что ученики справились с домашним заданием: проверочный тест был, в общем, решен на «хорошо». В ходе этапа изучения нового материала ученики внимательно слушали учителя, задавали вопросы по теме, активно выполняли предложенные задания: отвечали на вопросы, изучали предложенные схемы по теме урока, самостоятельно находили нужную информацию в учебнике.

Время этапов урока было распределено не совсем эффективно, нужно было больше времени на изучение нового материала и на закрепление изученного материала. Материал, предполагавшийся для изучения, был освоен не в полном объеме, не хватило времени для изучения последнего пункта плана, так как урок был сокращенный.

Для раскрытия темы использовались следующие приемы: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом. Данные приемы можно оценить как эффективные, так как они позволили поддерживать активность учеников, развивать их способности к самостоятельной работе с учебником и схемами, находить ответы на поставленные вопросы.

Основная цель урока – объяснить учащимся значение религии в жизни людей, изучить основные виды религиозных верований и сформировать у учащихся уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей – была достигнута, содержание темы было раскрыто практически в полном объеме.

В ходе проведения урока недостатка в методических, фактических и психолого-педагогических знаниях не выявилось.

В случае если бы пришлось проводить данный урок через год, структура урока претерпела бы изменения. Было бы уделено больше внимания смены деятельности учеников на уроке, больше было беседы с учениками по данной теме, так как дети бывают в разных странах и уже имеют представления о различных религиях.

Исходя из результатов и проведенного самоанализа, проведенный урок можно оценить на «4».

План-конспект урока по обществознанию 8 класс.

Тема: Моральные нормы и их влияние в жизни людей.

Учебник: Кишенкова, О.В. Обществознание [Текст] / О.В. Кишенкова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 288 с.

Цели:

Образовательные: знакомство учащихся с основными категориями морали - «добро» и «зло», дать определение понятиям «мораль» и «этика», «совесть» и «долг», обоснование значения «морали» в обществе.

Развивающие: формировать навыки работы с текстом, умение осуществлять сравнительный анализ и обобщать материал, развивать логическое мышление; создание условий для развития умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, сформировать у учащихся представления о добре и зле и умение различать их в реальной жизни; подвигнуть к желанию творить добро и приносить радость людям.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы: словесный, частично поисково-исследовательский, метод сравнительного анализа, метод гипотез.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная.

Средства обучения: учебное пособие, притчи, пословицы.

Оборудование: доска, мел, учебник, тетради, письменные принадлежности, дополнительные тексты с примерами по теме.

Основные термины: мораль, нравственность, совесть, долг, добро, зло, право.

Структура урока:

VIII. Организационный момент - 1-2 мин.

IX. Проверка д/з – 8 мин.

X. Тема, задачи урока – 2мин.

XI. Активизация необходимых знаний – 3 мин.

XII. Сообщение новых знаний – 20 мин.

XIII. Закрепление изученного материала – 5 мин.

XIV. Подведение итогов, запись д/з – 5 мин.

 

Записи на доске: тема: «Моральные нормы и их влияние на жизнь людей », мораль, нравственность, совесть, долг, добро, зло.

План урока:

1. Правила и нормы поведения в обществе.

2. Совесть и долг – внутренние регуляторы поведения.

3. Добро и зло в жизни человека.

4. «Золотое правило» в жизни людей.

 

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Организац ионный момент -1-2 мин. Приветствует учеников, проверяет по журналу присутствующих. Приветствуют учителя.
II.Проверка д/з – 7 мин. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с темой «Религия в мире людей». Домашним заданием у вас было составление таблицы по данной теме, давайте мы проверим, как вы справились с заданием. По очереди называете одну из религий и описываете ее. Ученики по очереди называют религию и описывают ее по критериям, предложенным в таблице.
III.Тема, задачи урока – 2мин. Озвучивает тему урока: «Моральные нормы». Ребята прежде, чем мы начнем изучать новый материал, давайте выясним с вами, что мы сегодня будем изучать, какие новые понятия мы узнаем сегодня. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я хочу вам прочитать стихотворение Л.Н. Толстого: Других не зли, и сам не злись! В гостях мы в этом мире – бренном. А если, что не так – смирись! Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в жизни всё закономерно – Зло, излучённое тобой, К тебе вернётся непременно! Прослушав данное стихотворение, скажите, что сегодня мы свами будем изучать. Действительно, сегодня мы познакомимся с основными категориями морали - «добро» и «зло», дадим определение понятиям «мораль» и «этика», «совесть» и «долг», обоснуем значение «морали» в обществе. Ученики слушают стихотворение, а затем говорят, что мы будем рассматривать, что такое «мораль», «добро» и «зло».    
IV.Активизация необходимых знаний – 3 мин. Зачем человеку законы, право? Неужели нельзя полагаться на совесть? В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений. Вот послушайте. «Совесть шла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, сокрушаясь о своих плохих поступках. Многие дурные люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии. Многим не нравилось, что совесть мешает им спать спокойно. И обратились они к самому хитрому человеку. Тот сказал: «Есть выход. Можно сделать так, что Совесть не сможет приходить к вам. Давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего - нет. Законы будут знать чиновники, а простые люди будут приходить к ним и спрашивать6 можно или нельзя? И тогда освободятся все от Совести, а на ее упреки станут отвечать: «Поступили так потому, что так в свитках написано». И все тогда будут спать спокойно». Так и сделали. А специально для Совести включили правило: «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому сановнику, упрекая его за злоупотребления, тот вызвал стражу, и Совесть заключили в тюрьму». Вопросы к классу: -О чем эта сказка? -Какое отношение она имеет к нашему занятию?   Ученики отвечают, что совесть является ограничителем поведения человека в обществе и, что совесть является составной частью морали.
V. Сообщение новых знаний – 20 мин 1. Правила и нормы поведения в обществе. Задание: слушая рассказ учителя, составьте представление о понятие «мораль» и его характерных признаках. В лат.языке слово «мораль» означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок». Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д.. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, а также у иудеев, в древних буддийских, индийских и китайских верованиях. Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью. 2. Совесть и долг – внутренние регуляторы поведения. Совесть – это нравственное чувство, позволяющие человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла; она требует следовать добру и сопротивляться злу. Это способность личности оценить с нравственных позиций свое поведение, а также поступки и мнения других людей. Преодоление мук совести должно происходить через доброе действие, исправление сотворенной несправедливости. В понятие долга – заложено нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении. Чувство долга повеливает человеку быть честным, выполнять обязанности, сохранять честь и достоинство, не поддаваться соблазнам. Ребята прочитайте на стр. 206 учебника высказывания о совести и прокомментируете их. 3. Добро и зло в жизни человека. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. - О чем говорит это поверье? Бывают ли у вас такие ситуации? Приведите примеры? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни. Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Практически ежедневно мы стоим перед выбором – протянуть руку помощи или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, и тогда мы обращаемся за помощью к тем моральным нормам, которые уже выработало человечество. Следовательно, мораль – это неписанные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной, неконкретной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, который распространяется на все человечество в целом, а не на конкретное лицо и конкретный случай. Выполнение норм морали не обязательно. Каждый человек поступает согласно своему внутреннему убеждению. И за это его никто не наказывает. 4.«Золотое правило в жизни людей» «Золотое правило» нравственности гласит: -Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Ребята, вы согласны с таким правилом? Может быть кому-то из вас пригодиться это правило при выборе жизненного пути – не забывайте о нем! Да, ребята, на сегодня нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения моральных норм. Гарантии – в каждом конкретном человеке, в свободе его выбора, в каждом из нас. Задумайтесь над этим.   Слушают учителя и называют определение морали и основные признаки морали. Ученики приводят примеры морали, например (Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль).     Записывают понятие совести и долга. Читают на стр. 206 учебника высказывания выдающихся людей разных эпох о совести и долге и комментируют их.   Отвечают, что это поверье говорит о том, что в каждом человеке есть добрые и злые качества. Приводят подобные ситуации о добре и зле.     Конечно согласны, именно так и происходит в жизни. Ребята приводят примеры из жизни.
VI. Закрепление изученного материала – 5 мин. Задание: составить синквейн. Синквейн – 5стишие, которое в виде кратких выражениях отражает тему урока и которое пишется по определенным правилам. Учитель объясняет правила составления синквейна, раздает заготовки для его написания (приложение № 1).     На выданных заготовках составляют синквейн. Желающие зачитывают, и все сдают на проверку
VII.Подведение итогов, запись д/з – 5 мин. Прочитать параграф 20, найти поговорки, пословицы, высказывания по теме. Записывают домашнее задание.

 

Отчет

студента очной формы обучения (специальность 050100.62 «Педагогическое образование. Право»)


ШИНКЕВИЧ АНАСТАСИИ ВЛАДИМИРОВНЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.