Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: История, ее смысл и цель.






Учебник: Кишенкова, О.В. Обществознание [Текст] / О.В. Кишенкова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 288 с.

Цели:

Образовательные: объяснить учащимся значение истории в жизни людей: рассмотреть и усвоить основные понятия темы: история, исторический процесс, эволюция, прогресс, социальный прогресс, реформа, революция, регресс.

Развивающие: формировать умение извлекать нужную информацию из текста учебника; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Воспитательные: содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению истории; воспитать любовь к Родине и чувство гордости за ее прошлое, настоящие будущее.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Приемы: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником, работа в группах.

Оборудование: доска, мел, учебник, тетради, письменные принадлежности, исторические картины.

Основные термины: история, исторический процесс, эволюция, прогресс, социальный прогресс, реформа, революция, регресс.

Структура урока:

I. Организационный момент - 1-2 мин.

II. Проверка д/з – 7 мин.

III. Тема, задачи урока – 2мин.

IV. Активизация необходимых знаний – 3 мин.

V. Сообщение новых знаний – 20 мин.

VI. Закрепление изученного материала – 5 мин.

VII. Подведение итогов, запись д/з – 5 мин.

Записи на доске: тема: «История, ее смысл и цель», понятия: история, исторический процесс, эволюция, прогресс, социальный прогресс, реформа, революция, регресс.

План урока:

1. История – знания о людях и времени.

2. Осмысление истории учеными.

3. Единое и многообразное в историческом процессе

4. Пути и формы общественного развития

5. Прогресс и регресс в истории человечества.

 

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Организационный момент -1-2 мин. Приветствует учеников, проверяет по журналу присутствующих. Приветствуют учителя.
II.Проверка д/з – 7 мин. Ребята на том уроке мы изучали с вами тему, посвященную морали, добру и злу, совести, долгу. Домашним заданием у вас было найти поговорки и пословицы по данной теме. Давайте мы прочтем данные пословицы.   Ученики озвучивают найденные пословицы и поговорки.
III.Тема, задачи урока – 2мин. Тема нашего урока сегодня «История, ее смысл и цель». Сегодня нашей задачей на уроке будет изучить каким образом история влияет на жизнь людей, как развивалась данная наука   Ученики записывают тему урока.
IV.Активизация необходимых знаний – 3 мин. 1.Что вы видите на картинах, которые лежат у вас на столе? Назовите те, которые вам известны? 2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины) 3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Действительно, сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками. - Что же такое история? Зачем нужна история? Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…» Ученики отвечают: легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне Василия Ивановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства. 2.ученики отвечают, что это картины прошлого нашей Родины. 3. Отвечают, что сегодня мы будем говорить о науке истории.
V.Сообщение новых знаний – 20 мин 1. История – знание о людях и времени. Что же такое история? Это своеобразная машина времени, при помощи которой человек способен преодолеть необратимость веков и увидеть, как жили его предки, как они трудились, воевали, создавали книги и дворцы. История относится к древнейшим областям человеческого знания, все древние народы справедливо именовали себя народами – историографами. Кто такие историографы? «История – учительница жизни» - гласит римская поговорка. Знание прошлого обожествлялось, у древних греков была особая покровительница истории – Муза Клио, которая прославляла великие имена и подвиги. Почитали историю и в Древней Руси. Так, в конце 10 века появились первые летописи – описания событий по годам. Самая известная из них – «Повесть временных лет», созданная по преданию, монахом Нестором и рассказывающая, «откуда есть пошла земля Русская». Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.   2. Осмысление истории учеными. История это не только наука. История– это путь, нить развития общества. Все окружающее имеют свою историю – колесо и рычаг; люди и созданные ими вещи; города, государство, народ. Очень давно люди стали задумываться над тем, как развивается история, существует ли у нее законы и все, что происходит, представляет собой только цепь случайностей. Ребята на стр. 216 прочитайте и назовите, как в разные времена рассматривали ход истории. Исторический процесс можно представить в виде спирали. Спираль эта безусловно должна быть направлена по восходящей, так как из поколения в поколение люди осваивают опыт и знания, учатся преодолевать ошибки, делают открытия.   3. Единое и многообразное в историческом процессе. Есть еще один вопрос, который нельзя обойти стороной, осмысливая ход развития истории человечества. Это вопрос о единстве и множественности исторического процесса. Историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Существуют общие, объединяющие всех людей принципы и законы развития, ценности и ориентиры, но в то же время нельзя отрицать специфику каждого народа, особенности его исторического пути. Только осознав это, мы сможем научиться, используя и изучая опыт других, сочетать его со своими традициями. Путь отрицания истории – тупиковый, он может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира.   4. Пути и формы общественного развития.   Человеческое общество постоянно изменяется. Как называется данный процесс? В тех случаях, когда ускорение развития общества приводит к позитивным сдвигам, можно говорить о прогрессе. Прогресс – это поступательное развитие, при котором все изменения идут по восходящей линии – от простого к сложному, от низшего к высшему. Ребята, назовите в чем проявляется прогресс в современном обществе. Всемирно-исторический процесс перехода от дикости и цивилизации называется «социальным прогрессом». Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. В первом случае он обусловлен проведением реформ, во втором добиваются революционным путем. Реформа – это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего строя. Ребята, какие реформы из истории России вы знаете? Революция –полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя; переход из одного качественного состояния в другое. Ребята, назовите революции, которые вам известны? Назовите причины этих революций? 5.Прогресс и регресс в истории человечества. Немецкий мыслитель 20 века К. Ясперс писал: «Прогресс может быть в знании, в технике, в создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в сущности человека не в его природе». Многое есть на земле еще таково, что нельзя никак назвать прогрессивным. Это голод, нищета, бездомные дети, война. Понимание сущности прогресса неразрывно связано с регрессом. Регресс– движение общества вспять, сдача завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню, застой.   6.У Урок хочется закончить словами древнеримского о оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком». Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! Вперед! В мир истории! 7.в 8. 9. Ребята отвечают, что историографы – это люди, пишущие историю.   Ребята читают стр. 216 учебника и называют, что историю рассматривали как цикл, сравнивали с ходом человеческой жизни.   Ученики отвечают, что данный процесс называется эволюцией. Записывают данное определение в тетрадь. Ученики называют, что прогресс проявляется в том, что усовершенствуется техника т.е. научно-технический прогресс, общественный прогресс.   Называют реформы Петра I, Александра II, Реформы Екатерины II.     Называют революцию 1905 года и революцию 1917 г. и называют причины революции: промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти.   Ученики записывают в тетрадь понятие регресс.
VI.Закрепление изученного материала – 5 мин. 1) работа в группах Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши. Игровой прием: - ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…». Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников. Объединяются в группы и пишут свои аргументы. Ученики по очереди высказывают свои суждения.
VII. Подведение итогов, запись д/з – 5 мин. Теперь давайте запишем домашнее задание – параграф 21 прочитать и подготовиться к тесту по изученному материалу. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Записывают д/з.
     

 

 

Примеры отчетной документации по преподаванию дисциплины «История»

 

План-конспект урока по истории России 6 класс.

Тема: Соседи восточные славян.

Учебник: Данилов, Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс / Данилов, Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.: ил, карт.

 

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племен в древности; дать ученикам общее представление о занятиях и быте славян, показать ребятам разные точки зрения на вопрос о прародине славян.

Развивающие: расширить словарный запас учеников, формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников, учебника, иллюстраций.

Воспитательные: привить любовь и интерес к истории России, воспитать бережное отношение к прошлому страны.

Тип урока: сообщение нового материала.

Форма урока: традиционная, с применением ИКТ.

Приемы: рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, картой и словарем, меловая речь.

Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование, учебник, тетрадь, письменные принадлежности, карты.

Основные термины: индоевропейцы, восточные славяне, быт, верфь, вече, народное ополчение, язычество.

Структура урока:

2 мин. I. Организационный момент.
30 мин. II. Изучение нового материала.
10 мин. III. Подведение итогов, запись д/з.

План урока:

1. Происхождение и расселение славян.

2. Занятия славян.

3. Быт, нравы и верования.

4. Управление.

Записи на доске: тема: Восточные славяне.

ХОД УРОКА:

Этап урока Содержание этапа
Организационный момент 2 мин. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, просит ребят записать тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала 30 мин. Сегодня мы с вами будем говорить о славянах. Узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, занятиями и нравами. 1. Происхождение и расселение славян В те далекие времена большую часть Евразии населяли индоевропейские племена. Существует несколько гипотез их первоначального расселения: I. Южно-русская (междуречье Днепра и Дона, а также Крымский полуостров). II. Волжско-енисейская (бассейны рек Волги и Енисея, включая Северный Прикаспий, Арал и Северный Балхаш). III. Центрально-европейская (бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику). IV. Восточно-анатолийская. Наиболее основательной считается восточно-анатолийская. Не так давно появилось предположение, в котором объединяются сразу несколько прародин индоевропейцев, причем каждая из них рассматривается, как регион, с которым связан определенный этап развития индоевропейского общества. На рубеже IV-III тысл. до н.э. происходят глобальные климатические изменения: снижается температура, лето становится жарче, а зима холоднее. В результате из-за усиления роли скотоводства, люди вынуждены искать новые пастбища в степях Евразии. Приблизительно во II-сер. I тысл. до н.э. от индоевропейцев отделяются племена, говорившие на близких балтославянских диалектах. Они заселили огромную территорию от Балтийского моря на севере. На западе Днестр-Висла; на Востоке – верховья Западной Двины и Оки, на Юге – Верхнее Поднестровье. Около 500 г. до н.э. балтославяне разделяются на 2 ветви: славян и балтов. В IV-X вв. славяне разделились на 3 ветви: южные (совр. болгары, словенцы, македонцы, сербы и хорваты), западные (совр. чехи, словаки и поляки) и восточные (русские, украинцы и белорусы) славяне. Первое бесспорное сообщение о славянах мы можем обнаружить в трудах готского историка Иордана (1 половина VI в.), который располагает их в низовьях рек Дунай, Днестр, и верховьях Вислы. Восточные славяне не были единым народом, они были разделены на племена. В «Повести временных лет» летописец Нестор подробно рассказывает о восточнославянских племенах. Сейчас мы с вами попробуем быть настоящими историками и поработаем с источником. У вас на парте лежит отрывок из летописи (Приложение №1). Далее учитель просит кого-то из учеников прочитать отрывок, а затем задает вопросы по тексту. · Какие племена называет Нестор покажите их на карте (Приложение № 2)? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, (ильменские) словене, северяне) · Какие племена не назвал летописец? (кривичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы, волыняне, белые хорваты) Давайте теперь запишем основные восточнославянские племена и места их расселения в тетрадь:
Название племени Место расселения
Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Зап. Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне При впадении реки Роса в Днепр
Уличи Междуречье Южного Юуга и Днестра, при впадении в Черное море
Северяне Междуречье Днерпа, Десны, Сулы и Дона
Волыняне Верховья реки Южный Буг
Белые хорваты Верховья Днестра
Полочане У р. Полоты (приток Зап. Двины)
Тиверцы Междуречье Днестра и Прута, при впадении в Черное море

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.