Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика составлений заданий творческого характера при формировании речевых навыков младших школьников






Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь.. Особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых, полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение, а также говорение и письмо. То есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

Речь – первооснова культуры каждого человека.. Развитие речи образного мышления в начальной школе создаёт прочную основу для языковой практики в последующих классах.

Проводя исследование развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного, можно сделать вывод, что изучение темы «Имя прилагательное представляет неограниченные возможности для развития речи учащихся: обогащение словарного запаса младших школьников, воспитание у них внимательного отношения к слову, обучение детей совершенствованию устной и письменной речи. Развитие речи на уроках русского языка осуществляется по трём направлениям: 1. овладение нормами русского литературного языка;

2. обогащение словарного запаса учащихся; 3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Имя прилагательное – часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме грамматической зависимости от имени существительного. Под признаком имеется ввиду широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов. Эти качества классифицируются следующим образом: 1. внешние качества людей и животных; 2. внутренние; 3.пространственные отношения; 4.цвет; 5. разнообразие свойства вещей;

6.отношение к коллективу; 7.отношение между предметами; 8.характеристика предметов по действию.

Делая вывод можно сказать, что «грамматическим значением признака» объединяются слова, обозначающие: 1) качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств;

2) внешние или физические качества людей и животных;

3) пространственные и временные свойства;

4) общие оценки;

5) отношение предмета к лицу, животному, отвлечённому понятию;

6) принадлежность предмета.

Большие возможности для развития речи детей даёт изучение имени прилагательного.

Уже с первого класса я включаю задания на составление предложений и небольших текстов по предметным картинкам; учу распространять связной текст, вписывая в него пропущенные прилагательные, предлагаю задания на подбор к словам, обозначающим предмет, слов обозначающих признак; провожу работу над загадками, включающими прилагательное, показывающее признаки предмета, служащего отгадкой; учу образовывать прилагательные от существительных и записывать словосочетания с этими прилагательными.

Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей.

Тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане обогащения словарного запаса учащихся. Обогащение речи именами прилагательными является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, то есть изобразительной. Важное значение в выразительности и богатстве языка играет синонимия. Психологической наукой доказано, что «наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст». Исходя из этого, работу над синонимами следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах.

Во-первых, следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в индивидуальной речи каждого ребёнка.

Во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений.

Обогащение словаря ребёнка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребёнок выделяет в предметах, лицах, явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями. Формирование речи у младших школьников одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Развитая речь даёт ребёнку возможность лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. Работу по развитию речи я начинаю с первого класса. Это совершенствование всех сторон речи: произношение в соответствии с нормами языка, грамматическая правильность, связность и последовательность высказываний, выразительность. Речь наших детей должна быть правильной без ошибок при произношении, склонении и спряжении слов (одно пальто, но много пальто, я могу, но мы можем). Чтобы образец воспринимался осознанно, сопровождаю его объяснением. (Шоссе – это асфальтированная автомобильная дорога; байка – короткая сказочка). Обучая правильному произношению звуков, использую такие художественные произведения, как «Игра в слова» А. Барто, провожу игры «Эхо», «Телефон», «Докончи звук».

Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Чем лучше будет поставлена работа над словом, тем богаче будет язык учащегося

Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного». Сообщаю детям любопытные и занимательные сведения из жизни людей, животных, растений, о природных явлениях, о редких случаях

Естественной формой общения учителя с детьми является рассказывание сказок. Очень любят наши малыши сказки. Сказки вызывают у детей большое эстетическое наслаждение и радость, пробуждают у них любовь к слову, они служат для них образцом живой связной речь.

А как обогащают речь ребёнка различные поговорки, пословицы! Ими сегодня так бедна речь не только маленьких, но и взрослых. Включая задания вида: «Прочитай начало пословицы и вспомни конец», «Подумай какую (пословицу) поговорку можно соотнести с прочитанным произведением» я развиваю не только речь, но и мыслительную деятельность, воображение детей.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Задача учителя на первой ступени обучения: дать определённые знания о речи, на этой основе научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний; создать основу для осознания учащимися таких идей мировоззренческого характера, как связь языка и действительности, языка и мышления, значения речи в жизни; заложить основы культуры речевого поведения, развивая в детях чувство коммуникативной целесообразности высказывания; развивать в детях литературно – творческое начало. Конечной целью работы по развитию речи в школе является умение детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, умение создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. На уроках я добиваюсь связной, образной, яркой, эмоциональной речи посредством разнообразия и совершенствования форм обучения и введения новых методик развития речи. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.