Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые числа пазов короткозамкнутых асинхронных двигателей






2 р Число пазов статора Число пазов ротора
Пазы без скоса Пазы со скосом
    9*, 15* -
  11*, 12*, 15*, 21*, 22* 14*, (18), 19*, 22*, 26, 28*, (30), 31, 33, 34, 35
  15*, (16*), 17*, 19, 32, 18, 20, 26, 31, 33, 34, 35
  22, 38 (18), 20, 21, 23, 24, 37, 39, 40
  26, 28, 44, 46 25, 27, 29, 43, 45, 47
  32, 33, 34, 50, 52 -
  38, 40, 56, 58 37, 39, 41, 55, 57, 59
    9* 15*
  10*, 14* 18*, 22*
  15*, 16*, 17, (32) 16, 18, (20), 30, 33, 34, 35, 36
  26, 44, 46 (24), 27, 28, 30, (32), 34, 45, 48
  (34), (50), 52, 54 (33), 34, (38), (51), 53
  34, 38, 56, 58, 62, 64 (36), (38), (39), 40, (44), 57, 59
  50, 52, 68, 70, 74 48, 49, 51, 56, 64, 69, 71
  62, 64, 80, 82, 86 61, 63, 68, 76, 81, 83
    26, 46, (48) 28*, 33, 47, 49, 50
  44, 64, 66, 68 42, 43, 51, 65, 67
  56, 58, 62, 82, 84, 86, 88 57, 59, 60, 81, 83, 85, 87, 90
  74, 76, 78, 80, 100, 102, 104 75, 77, 79, 101, 103, 105
    (34), 36, 44, 62, 64 35, 44, 61, 63, 65
  56, 58, 86, 88, 90 56, 57, 59, 85, 87, 89
  66, (68), 70, 98, 100, 102, 104 (68), (69), (71), (97), (99), (101),
  78, 82, 110, 112, 114 79, 80, 81, 83, 109, 111, 113
    44, 46, 74, 76 57, 69, 77, 78, 79
  68, 72, 74, 76, 104, 106, 108, 110, 112, 114 70, 71, 73, 87, 93, 107, 109
  86, 88, 93, 94, 96, 98, 102, 104, 106, 134, 136, 138, 140, 142, 144, 146 99, 101, 103, 117, 123, 137, 139
    56, 64, 80, 88 69, 75, 80, 89, 91, 92
  68, 70, 74, 88, 98, 106, 108, 110 (71), (73), 86, 87, 93, 94, (107), (109)
  86, 88, 92, 100, 116, 124, 128, 130, 132 84, 89, 91, 104, 105, 111, 112, 125, 127
  124, 128, 136, 152, 160, 164, 166, 168, 170, 172 125, 127, 141, 147, 161, 163
    84, 86, 106, 108, 116, 118 90, 102
  120, 122, 124, 132, 134, 154, 156, 164, 166, 168, 170, 172 138, 150

 

Примечания:

1. В скобках взяты числа пазов, при которых возможно повышение вибра­ции двигателей.

2. Звездочкой отмечены числа пазов, приме­няемые в основном в машинах малой мощности.

 

В поле зазора присутствуют так­же высшие гармоники, порядок ко­торых определенным образом связан с числами пазов и полюсов машины. Это так называемые зубцовые гар­моники, которые вызывают шум и вибрацию при работе двигателя при нормальном режиме. Появление зубцовых гармоник особенно заметно при малых воздушных зазорах, ха­рактерных для асинхронных двига­телей небольшой мощности.

Исследования, проведенные для изучения влияния соотношений чи­сел зубцов на статоре и роторе на кривую момента, а также на шумы и вибрации, позволили определить наилучшие сочетания Z 1 и Z 2 для короткозамкнутых двигателей с различными числами 2 р. Рекомендации по выбору Z 2 при известных Z 1 и 2 р сведены в табл. 15, в которой предлагается несколько возможных вариантов чисел пазов ротора при данных Z 1 и 2 р. В двигателях малой мощности обычно выполняют Z 2< Z 1. Это объясняется рядом причин технологического характера, а так­же тем, что с увеличением Z 2 ток в стержнях ротора уменьшается и в двигателях небольшой мощности их сечения становятся очень малыми. В более крупных двигателях иногда выполняют Z 2> Z 1, с тем чтобы ограничить чрезмерно большой ток в стержнях ротора и увеличить рав­номерность распределения провод­ников обмотки по длине расточки.

Ток в стержне определяется по (60). При этом с учетом принятых для короткозамкнутой обмотки чи­сел фаз и витков в фазе коэффици­ент приведениятоков

. (68)

Сечение стержней, м2,

. (69)

Плотность тока в стержнях рото­ра машин закрытого обдуваемого исполнения при заливке пазов алю­минием выбирается в пределах J 2=(2, 5 – 3, 5)106 А/м2, а при защи­щенном исполнении на 10 – 15% выше, причем для машин больших мощностей следует брать меньшие значения плотности тока. В обмотке ротора, выполненной из медных стержней, плотность тока принимают несколько большей: J 2=(4, 0 – 8, 0)106 А/м2 (большие зна­чения соответствуют машинам мень­шей мощности).

Ток в короткозамкнутых кольцах находят, исходя из следующих со­ображений.

Примем направления токов в стержнях ротора , , ... и на участках замыкающих колец, сое­диняющих эти стержни, , , , как показано на рис. 25, а.

Тогда для узлов а, b, с и т. д. можно записать:

(70)

Токи в стержнях сдвинуты отно­сительно друг друга на угол . Начертив многоугольник токов в стержнях (рис. 25, б), сто­роны которого являются векторами токов стержней, сдвинутых по фазе на угол , убеждаемся, что систе­ме уравнений (70) будут соответ­ствовать направления токов на уча­стках колец, показанные на рис. 25, б. Угол между их векторами тоже равен . Найдем соотношение между токами в стержнях и в участ­ках колец, для чего рассмотрим один из треугольников векторной диаг­раммы, образованный, например, векторами токов , , . Из этого треугольника имеем:

.

Так как это соотношение спра­ведливо для любого из элементов диаграммы токов, то, обозначив токи в кольце , а токи в стержнях , можем записать:

, (71)

. (72)

Выражение (71) является рас­четной формулой для определения тока в замыкающих кольцах корот­козамкнутых роторов.

Плотность тока в замыкающих кольцах выбирают в среднем на 15 – 20% меньше, чем в стержнях. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, замыкающие кольца, имея лучшие условия охлаждения по сравнению со стержнями, явля­ются своего рода радиаторами, ко­торые отводят тепло стержней, уси­ливая их охлаждение. Во-вторых, в машинах, в которых для улучшения пусковых характеристик используют эффект вытеснения тока, большое сопротивление замыкающих колец снижает кратность увеличения об­щего сопротивления обмотки ротора при пуске.

Площадь поперечного сечения замыкающих колец, м2,

. (73)

Сечение колец в роторах со вставными стержнями представляет собой прямоугольник, размеры ко­торого выбирают таким образом, чтобы (рис. 26).

 

 

Рис. 25. К расчету тока в замыкающих кольцах короткозамкнутой обмотки ротора.

Замыкающие кольца литойобмотки обычно выполняют с попереч­ным сечением в виде неправильной трапеции, прилегающей одним из оснований к торцу сердечника ротора. Средняя высота кольца выбира­ется из условия .

Одновременно с заливкой стерж­ней и колец на замыкающих коль­цах отливаются вентиляционные лопатки длиной несколько меньшей, чем длина вылета лобовых частей обмотки статора. Количество венти­ляционных лопаток выбирают рав­ным простому числу, приблизитель­но в 2 – 3 раза меньшему, чем число пазов ротора.

Расчетное сечение замыкающих колец литой обмотки, м2, принимают , не учитывая утолщения в местах примыкания вентиляцион­ных лопаток.

Форма паза короткозамкнутого ротора определяется требованиями к пусковым характеристикам двига­теля, его мощностью и числом полю­сов. В роторах современных асин­хронных двигателей применяют гру­шевидные, прямоугольные или фи­гурные пазы. Фигур­ные пазы могут быть лопаточными, колбообразными и трапецеидальны­ми. Довольно большое распростра­нение, особенно в двигателях зару­бежных фирм, получили двухклеточ­ные роторы. Встречаются также двигатели с более сложной конст­рукцией зубцовой зоны ротора, например с чередующимися пазами различной конфигурации.

Большинство фигурных пазов применяют только при литых ротор­ных обмотках. С медными вставны­ми стержнями могут быть изготов­лены лишь роторы с простейшими по конфигурации пазами (круглы­ми, прямоугольными, трапецеидаль­ными, колбообразными) и двухклеточные роторы, верхние и нижние стержни которых имеют прямо­угольное или круглое сечения.

Медные шины трапецеидального и в особенности колбообразного се­чения имеют строго ограниченный сортамент, поэтому двигатели с та­кими роторами не нашли широкого применения.

В последние годы в крупных асинхронных машинах короткозамкнутую обмотку иногда выполняют из прямоугольных алюминиевых шин, как, например, в двигателях серии АН-2. Стержни устанавлива­ют в открытые пазы ротора и за­крепляют, расчеканивая их верхнюю часть.

В двигателях с высотами оси вращения до 400 мм наиболее широ­ко распространены роторы с литыми обмотками, при которых возможно выполнение любых требующихся по расчету конфигураций и размерных соотношений стержней с учетом воз­можности качественной заливки.

 

 

Рис. 26. Размеры замыкающих колец ко-роткозамкнутого ротора.

а – со сварной обмоткой; б – с литой обмоткой.

 

Рис. 27. Грушевидные пазы короткозамкнутого ротора.

а – полузакрытые; б – закрытые.

 

 

Выполняют также двухклеточные роторы с литой обмоткой. Они, как правило, имеют фигурные стержни рабочей обмотки и общие замыкаю­щие кольца.

Выбирая ту или иную конструкцию клетки, форму и размерные со­отношения стержней, следует исхо­дить из требований к пусковым ха­рактеристикам двигателей и воз­можности размещения паза на зубцовом делении ротора, при котором обеспечивается нормальный уровень индукции в зубцах и ярме. Кроме того, необходимо учитывать влияние размерных соотношений пазов на ин­дуктивное сопротивление обмотки ротора. При любой конфигурации паза уменьшение ширины верхней части стержней и увеличение их высоты приводят к увеличению пу­скового момента, но одновременно увеличивается коэффициент магнитной проводимости паза и растет ин­дуктивное сопротивление обмотки ротора. Это в некоторых случаях может играть положительную роль – как фактор, ограничивающий пусковые токи, но в то же время увеличение индуктивного сопротив­ления ротора приводит к ухудшению коэффициента мощности при номинальном режиме работы и к сниже­нию .

То же характерно для двигателей с двухклеточными роторами, имею­щими большие пусковые моменты, но низкие коэффициенты мощности при номинальном режиме, так как поток пазового рассеяния в перемычке между стержнями рабочей и пусковой клеток достигает больших значений. Поэтому для обеспечения высоких энергетических показате­лей номинального режима следует прежде всего ориентироваться на пазы ротора с широкой верхней ча­стью – грушевидные. Пазы других форм (прямоугольные, фигурные) или двойную клетку при­меняют только в тех случаях, когда пусковые характеристики двигателя с ротором, имеющим грушевидные пазы, не удовлетворяют требовани­ям, поставленным в техническом за­дании.

В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором серии 4А с высотой оси вращения мм выполняют грушевидные пазы и ли­тую обмотку на роторе (рис. 27, а). В двигателях с мм пазы име­ют узкую прорезь со следующими размерами: мм и мм при высоте оси вращения мм; мм и мм при вы­соте вращения мм. В двигателях с мм вы­полняют грушевидные закрытые пазы (рис. 26, б) с размерами шлица мм и мм. Высота перемычки над пазом в дви­гателях с выполняется равной мм, в двухполюсных двига­телях мм.

Размеры паза , и (рис. 27) рассчитывают, исходя из сече­ния стержня с и из условия посто­янства ширины зубцов ротора:

; (74)

; (75)

. (76)

Ширина зубцов ротора определя­ется по допустимой индукции (см. табл. 10):

. (77)

После расчета размеры паза сле­дует округлить до десятых долей миллиметра и уточнить площадь се­чения стержня :

. (78)

Условия высококачественной за­ливки пазов алюминием требуют, чтобы диаметр закругления нижней части паза в двигателях с мм был не менее 1, 5 – 2 мм, а двигате­лях с мм – не менее 2, 5 – 3 мм.

В связи с округлениями резуль­татов расчета необходимо просчи­тать ширину зубцов в двух сечени­ях и по окончательно при­нятым размерам паза:

; (79)

. (80)

При небольшом расхождении размеров и в расчете маг­нитного напряжения зубцов ротора используется средняя ширина зубца . При заметных расхождениях – расчет проводят так же, как для трапецеидальных зубцов ротора.

Расчетная высота зубца прини­мается равной:

. (81)

В двигателях с высотой оси вра­щения мм выполняют закрытые пазы ротора: при – трапецеидальные, сужающиеся в верхней части (рис. 28) и при – лопаточные (рис. 29).

 

 

 

       
 
Рис. 28. Трапецеидальные пазы короткозамкнутого ротора.
 
Рис. 29. Лопаточные пазы короткозамкнутого ротора.

 


Для расчета размеров трапецеи­дальных сужающихся в верхней части пазов целесообразно исполь­зовать графоаналитический метод, аналогичный описанному в § 5 для пазов всыпной обмотки статора. На­именьшая допустимая ширина зуб­ца находится по (см. табл. 10). На построенном в доста­точно большом масштабе эскизе зубцового деления ротора, изменяя и , графически определяют размеры паза по заданной площади сечения стержня , при которых остается в допустимых пре­делах. Высота перемычки над пазом принимается равной мм. Ди­аметр закругления верхней части паза должен быть не менее мм. После построения оп­ределяется ширина зубца ротора:

; (82)

(83)

Расчетная высота зубца

. (84)

В лопаточных пазах (рис. 29) высота верхней части паза для получения наибольшего эффекта вы­теснения тока во время пуска при литой алюминиевой обмотке выпол­няется равной 15 – 16 мм. Размеры нижней части лопаточных стержней рассчитывают исходя из сечения стержня и постоянства ширины зубцов ротора:

, (85)

где

– ширина зубца на нижнем участке, определяемая по допустимой индукции в зубцах ротора (см. табл. 10);

– высота перемычки над пазом. Для двигателей с принимают мм.

Требуемое сечение нижней части стержня

, (86)

где сечение верхней части стержня

. (87)

Ширина верхней части стержня

.

Диаметр закругления нижней ча­сти стержня

. (88)

Наименьший допустимый размер мм.

Если по (88) мм, следу­ет или уменьшить сечение стержня (увеличить плотность тока в нем), или несколько увеличить индукцию в зубцах ротора.

Расстояние между центрами за­круглений нижней части стержня

. (89)

После округления полученных размеров до десятых долей милли­метра уточняется площадь сечения стержня ротора: по (87) и

; (90)

(91)

Размеры зубцов в верхних и ниж­них частях рассчитывают раздельно.

Размеры верхней части зубца:

; (92)

, (93)

где .

Размеры нижней части зубца:

; (94)

. (95)

Расчетная высота участков зубца:

верхнего

; (96)

нижнего

. (97)

В короткозамкнутых роторах с обмоткой из вставных алюминиевых шин выполняют открытые прямо­угольные пазы (рис. 30). Размеры паза находятся исходя из допусти­мой ширины зубца , определенной по допустимой (табл. 10). Ширина паза

, (98)

где – полная площадь попереч­ного сечения паза, которую предва­рительно берут равной:

. (99)

Из двух возможных значений , полученных по (98), следует вы­брать удовлетворяющее требованиям конструкции. Ширина алюминие­вой шины должна быть меньше ши­рины паза в штампе на припуск при сборке сердечника . Размеры паза окончательно опреде­ляют после выбора стандартного сечения и размеров алюминиевой шины (табл. П-8). Высота паза

, (100)

где – по табл. 12;

– высота шлица, в роторах такой конструкции выполняется равной 4

мм.

Наибольшая и наименьшая ши­рина зубцов при прямоугольных па­зах ротора определяется по (63) и (65). Расчетная высота зубца при­нимается равной высоте паза:

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.