Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснение сущности предстоящей работы






Психолог-консультант может проинформировать клиента:

а) об особенностях психологического консультирования как формы психологической помощи. Психолог может сказать клиен-


ту об используемой модели консультирования. При этом нужно соблюдать этические границы. Например, неуместным будет такое высказывание: «Я — сертифицированный гештальт-терапевт, со вторника мы можем начать терапию». Информация предоставля­ется в необходимом для клиента объеме (учитывается возраст клиента, наличие (отсутствие) опыта предыдущих контактов с психологами, интеллект и другие параметры). Клиент, как потен­циальный потребитель услуг психолога-консультанта, имеет пра­во знать, на что он может рассчитывать;

б) о существующих ограничениях в его работе. Длительность
существования проблемы, текущее положение вещей, личностные
особенности клиента могут явиться серьезными барьерами, пре­
пятствующими желаемым изменениям. На основании тщательной
оценки клиента и ситуации психолог может проинформировать
клиента об имеющихся сложностях, не вводя его в заблуждение и
не давая несбыточных обещаний;

в) о значении психотерапевтических отношений (возможность
переноса проблем из «там-и-тогда» в «здесь-и-теперь» в отноше­
ния с психологом). Необходимо объяснить клиенту, что происхо­
дящее в рамках его отношений с психологом может быть связано
с его моделями поведения вне пространства консультирования,
которым уделяется особое внимание.

Ограничение времени консультирования. Начинающим пси­хологам особенно сложно работать в случае неструктурированно­го во времени консультирования, срок завершения которого не устанавливается заранее. Поэтому следует уделить особое значе­ние четкому структурированию процесса консультирования. Не­обходимо обосновать примерное количество сессий. Психолог объясняет, что обычно проводится 15—20 сессий, но иногда воз­можно увеличение или уменьшение их количества. Ограничен­ность времени консультирования активизирует работу клиента по поиску решения своих проблем. Сознательное установление опре­деленных сроков также способствует более реалистическому отно­шению пациента и психолога к происходящему. Ограничение кон­сультирования 15—20 сессиями имеет то преимущество, что весь консультативный процесс занимает обозримый период времени. Тем самым становится возможным структурировать консульта­тивный процесс: начинать консультирование, строить и поддер­живать конструктивные психотерапевтические отношения, а так­же завершать процесс.


Если у психолога возникают сомнения в эффективности ис­пользования именно психологического консультирования как формы помощи, можно договориться о проведении нескольких (3—5) сессий для наблюдения за динамикой изменений клиента. По их истечении психолог должен принять окончательное реше­ние — работать с клиентом или предложить ему обратиться за по­мощью к другому специалисту (психотерапевту, психиатру, вра­чу) либо к другому психологу (например, специалисту в области системной семейной терапии).

Формальные аспекты. Оговариваются переносы сессий, не­явки и опоздания, ситуации в случае болезни клиента или психо­лога. В заключение обсуждается вопрос оплаты. Клиент должен быть проинформирован о средних ценах на услуги психолога в данном регионе. В Беларуси рынок консультативных услуг нахо­дится в стадии формирования, поэтому цена на услугу складыва­ется исходя из опыта психолога, его востребованности, статуса и др. Психолог может сообщить: «Цена одной сессии колеблется в пределах от 5 до 25 дол. (российских рублей, белорусских рублей и т.д.). Я обычно работаю за 15 дол. за сессию. Вас устраивает та­кая стоимость?» Клиент может соглашаться или торговаться с психологом. Каждый раз стоимость услуг психолога и их оплата клиентом является предметом договоренности между данными лицами. Если психолог работает частным образом и клиент не мо­жет оплатить его услуги, психолог должен взвесить все обстоя­тельства жизни клиента и принять решение, которое не унизит достоинства другого человека и поможет получить ему необходи­мую помощь.

В нашей республике обычно заключается устный психотера­певтический контракт, но возможен вариант письменного согла­шения. В этом случае составляются два идентичных экземпляра контракта, один из которых храниться у клиента, другой — у консультанта. По структуре письменная форма контракта может содержать следующие пункты:

1. Название контракта.

2. Место и время заключения.

3. Наименования сторон.

4. Определения и толкования (консультативная сессия, кон­сультационная услуга, консультант, клиент, длительность работы и др.).

5. Предмет договора (цели и задачи работы, желаемые резуль­таты, подход и методы работы консультанта).

6. Обязанности консультанта.


7. Обязанности клиента.

8. Оценка промежуточных и конечных результатов.

9. Порядок расчета (согласование стоимости услуг, оплата
каждый раз за одну сессию, предоплата, способ платежей).

10. Штрафные санкции при нарушении контракта (основания для его расторжения или для штрафных санкций по вине кон­сультанта, клиента).

11. Форс-мажорные обстоятельства.

12. Срок действия договора (определяются временные рамки с момента его подписания обеими сторонами).

Заключение письменного контракта — достаточно редкое явление. При этом консультант должен соблюдать осторожность, тактичность и обсудить все пункты контракта с надлежащей глу­биной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.