Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция мира и человека в «Человеческой комедии» О. Бальзака. Шекспировские аллюзии в романах О. Бальзака.






1840 г Навеяно «Божественной комедией Данте» Главный мотив — мир -театр. Некоторые разделы названы сценами.

Состоит из 3 частей, осталась незауонченной.

1часть - «этюды о нравах»

этюд — это аналитическое произведение, похоже на физиологический очерк.

Делятся на 6 частей: 1) сцены частной жизни (Гобсек, Отец Горио, Обедня безбожника)

2)сцены провинциальной жизни (Евгения Гранде, Утраченные иллюзии, Музей древностей)

3)сцены парижской жизни (Блеск и нищета куртизанок)

4)сцены воинской жизни «Шуаны»

5)сцены политической жизни «Темное дело», «Депутат от Арси»

6)сцены сельской жизни «Крестьянин», «Сельский священник»

 

2 часть «философские этюды»

«Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта»

3 часть Аналитические этюды

«Физиология брака», «»Патология соц жизни»

В предисловии называет себя секретарем французского общества. Описывает и классифицирует все профессии Пврижа, типы и характеры, сословия. Много действующих лиц 2-3 тысячи.

Все тексты соединены приемом повторяющихся персонажей.

Художественная структура делает Человеческую комедию целостным произведением. Бальзака интересует психология личности в меняющемся мире. В литературе он предлагает сделать то же, что и в науке, классифицировать все типы. Страсти — разрушительное начало, символ - «»шагреневая кожа. Противоположность — умеренная, спокойная жизнь. Бальзак не ограничивается «центральной картиной», вокруг нее он группирует всю историю французского общества 1816–1848 гг. Бальзак задумал «Человеческую комедию» как цельное про­изведение. На основе разработанных им принципов реалистиче­ской типизации он сознательно ставил перед собой задачу соз­дать грандиозный аналог современной ему Франции. В «Пре­дисловии» к «Человеческой комедии» эта задача формулируется следующим образом: «Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, по­литиков и денди, свою армию — словом, весь мир» В " Человеческой комедии" Бальзака кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это - деньги. Сохранить в чистоте свой духовный мир значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в " Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото.

В 20-е гг. жанр исторического романа доминировал. Но Бальзак нашел особую форму: соединил описательность В.Скотта и драматизм Шекспира. /***Шекспировские аллюзии. В ром. «Отец Горио» Бальзака можно соотнести с трагедией Шекспира «Король Лир». Поведение старших дочерей Лира неестественно, чудовищно, оно шокирует и осуждается. В отличие от них, дочери Горио - не монстры, их поведение хотя и бессовестно, но вполне объяснимо. Зло коренится не в них, а в самом устройстве современного мира, которое анализирует Бальзак. Шекспир говорил, что между родителями и детьми рушится семейная связь. В XIX же веке родство перестает быть основой привязанности между родителями и детьми. Деньги - вот на чем основывается теперь любовь или нелюбовь. «За деньги купишь все, даже дочерей», - сокрушается несчастный Горио. +(У Лира – 3 дочери, а у бальзаковского Горио – 2).

10) Философский и социальный смысл романа Бальзака «Шагреневая кожа»

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что " действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». " Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами,, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

Ярчайшим примером философских повестей является «Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней «миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как «шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя. Именно поэтому Бальзак заставил разбогатевшего банкира Тайфера, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэля де Валантена словами: «Вы наш. «Французы равны перед законом» - теперь для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчинятся законам, а законы – ему». В этих словах действительно заключена формула жизни Франции 19 века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создаёт почти фантастическую картину существования человека, ставшего слугой среди богатства, превратившегося в автомат. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В «Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.

Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами «желать», «мочь» и «Знать». «Желать – сжигает нас, - говорит он, - а мочь – разрушает, но знать даёт нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все честолюбцы, учёные и поэты – Растиньяк, Сешар и Валантен. Состояния «мочь» достигают лишь те, кто умеет приспосабливаться к обществу, где всё продаётся и покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром и женится на наследнице миллионов. Рафаэль же получает шагрень, которая действует не хуже каторжника Вотрена. В состоянии «знать» находятся те, кто презирая чужие страдания, сумел приобрести миллионы, - это сам антиквар и Гобсек. Однако, на деле и они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, подобных автоматам (антиквару 102 года!). Если же они, подобно Нусинжену, вдруг оказываются одержимы желаниями, не связанными с накоплением денег (увлечение куртизанкой Эстер), то они сами становятся фигурами, одновременно зловещими и комическими, ибо выходят из свойственной им социальной роли.

Эпиграф графичен:

Графически передает подъемы и падения личности на пути жизни.

Композиция 2х-частна, контрастна. Две половины жизни главного героя: до получения ШК и после. Рафаэль случайно становится обладателем кожи, случай – величайший романист мира.

Эпиграф, название и структура подчинены главное идее, которую формирует антиквар. Всю человеческую жизнь определяет тремя словами: желать, мочь, знать. ГГ – молод и ему не нужна старческая мудрость (знать) – берет ШК (желать и мочь). Хочет жить не зная меры, но после ШК избегает желаний. Получив возможность мочь, утрачивает внутреннее желание.

5 героев, воплощающих определенную идею:

Антиквар – воплощение мудрости, которая больше не интересуется окружающим миром.

Банкир Тайфер – символ воплощ.денег и изх всемогущества.

Полина – сивол милосердия и любящей души

Феодора – эгоизм и пустота существования. Ценит только внешнюю форму.

Рафаэль – молодость, попавшая в ловушку своей эпохи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.