Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное своеобразие социально-психологического романа Ф.Стендаля «Красное и черное».






1830 г. В названии загадка, мистификация. Стендаль не комментировал заглавие – гипотезы в литведе: 1)красное – карьера военного, военный мундир (но у французов форма другого цвета), черное – карьера священника.

2)красное – цвет французской революции, черное – цвет королевской власти, роялитов.

3) красное и черное – игра в рулетку. Красное – выигрыш, черное – проигрыш. В романе нет образа рулетки, но образ игры сопровождает Жульена Сореля.

4) красное и черное – контраст в душе Сореля. Красное – неосуществимые мечты о славе, о счастье, огонь его энергии, страсть. Черное – мрак эпохи, лицеиерия Жульена, его преступления.

5) красное – символ страсти, крови, черное – символ смерти, безнадежной трагичной любви.

Подзаголовок – хроника 19 века. Указание на жанр. Хроника как лит.жанр – пр-е, содержащее исторически достопримечательные события в их временной последовательности.

Организационная сила сюжета – ход времени. От эпохи зависит судьба героев. Сюжет взят в одной из судебных хроник. Прототип СЖ – Антуан Бертье. Частный случая обретает черты типичного для эпохи 19 века. В церкви ЖС видит красные отблески заката и случайно взгляд падает на обрывок газеты, где говорится о казни человека Ральера (?). Все действие неуклонно стремится к трагической развязке. Своеобразная фатальная зависимость судьбы человека от случайного обстоятельства.

Авантюрный прием – перепетия. (от несчастия к счастью и наоборот)

Образ ЖС необычен для литературы 19 века. (Ум, удивительная память, сила воли, целеустремленность) Сын плотника, но природа наградила его способностями, природные качества помогают ему подняться. (гувернер – семинария – париж).

Пространство вокруг героя расширяется, каждая ступень карьеры связана с психологическими изменениями. Природные качества и причина его крушения.

Судьба связана с исторической эпохой. Его кумир – наполеон (из неизвестного итальянца в маршала и императора). Но времена изменились. Героизм утратил значение. Другие качества: расчет и умение приспосабливаться.

Стендаль изображает противоречивый характер: жажда славы, подвига и желания пробиться в обществе, соед. пылкость души и расчетливость, искренность и лицемерие. ЖС не только жертва эпохи, но и собственных иллюзий. Когда иллюзии разрешаются перед лицом смерти, ЖС проходит своеобразное возрождение. Понимает, что любил только Луизу.

Особенности поэтики:

1. Зеркальное отражение – эпизоды повторяют друг друга.

2. Почти все главы имеют эпиграфы, которые кратко передают основную мысль, не всегда подписаны подлинными именами.

С образом ЖС связано сравнение образа ястреба с Наполеоном в сознании ЖС. Этот образ подсказывает ЖС способ достижения цели – подняться над миром и диктовать ему свои законы.

В финале ощущает одиночество и чуждость обществу.

Стендаль говорит о том, что ум и талант опасен для человека 3го сословия.

Бинарный психологизм: восприятие внутреннего мира через борьбу 2х противополож. установок. Жульен ведет внутренний диалог с самим собобй. Большая часть текста состовляет внутренний монолог и авторский психологизированный комментарий к нему.

У Стендаля доминирует внутренняя интроспективная характеристика героя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.