Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью






Ситуации Отношение клиента к проблеме
Кризисная ситуация • не знают как поступить в данной ситуа ции • знают как решить проблему, но ищут поддержки
«Хронический» тяжелый период • не знают как поступить в данной ситуа ции • знают как решить проблему, но ищут поддержки • исчерпаны ресурсы для самостоятель ного решения проблемы
Состояние эмоционального срыва («последняя капля») • не знают как поступить в данной ситуации
Психологическое одиночество • стремление к общению • любопытство • «бросить вывоз»

P.S. Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет, исходя из профессиональной этики, консультант должен оказывать помощь всем нуждающимся.

Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

1) изучение личности клиента;

2) изучение сути проблемы;

3) определение ресурсов клиента для решения проблемы;

4) определение цели (как клиент поймет, что проблема решена);

5) определение алгоритма достижения цели;

6) осознание клиентом причин возникновения данной проблемы;

7) обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;

8) предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.

1.2. Подготовка консультанта

Консультант должен иметь законченное высшее психологическое образование и, желательно, специализацию по психологическому консультированию.

Если исходить из определения психологического консультирования в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Карвасарского Б.Д. [32], то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.

К теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов, личности; этапы развития личности и специфику кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов; особенности психологической поддержки на каждом из данных этапов.

Кроме того, желательно, чтобы студент к началу самостоятельной трудовой деятельности имел определенные профессиональные навыки, которые обычно в рамках высших учебных заведений отрабатываются во время практических занятий супервизорства или во время посещения по личной инициативе будущим специалистом обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо также прохождение «чистилища» в виде тренингов личностного роста с целью разрешения собственных психологических проблем, поскольку прежде, чем «лечить» других, необходимо излечиться самому.

Другим словами, консультант должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В результате синтеза этих двух областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Когда мы говорим о выборе направления, то имеем в виду не отказ от техник, принадлежащим иным направлениям, но присоединение их, в качестве дополнительных, подобно как в полноводную реку впадают разнообразные речки, речушечки, ручеечки. Это необходимо постольку, поскольку, чем шире спектр техник, которыми владеет специалист, тем большему числу клиентов он сможет оказать помощь. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах и членство в профессиональном сообществе, например, в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ).

1.3. Личностные качества консультанта

Безусловно, кроме того, что специалист должен быть специалистом, но, в дополнение к этому, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если вы сейчас на некоторое время отвлечетесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то, может быть, вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помог- ' ли, спасли в сложной ситуации. Чем же обладал этот замечательный «значимый человек»?

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [37, с. 784]. Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при психолого-консультативном процессе, сделало бы более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который данное качество воспримет как слабость.

Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, — «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из. необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом-консультантом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность — это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви» Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенством. И это вполне справедливо. Вспомните, как не раз оно, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях. Человечество погибнет, когда перестанет смеяться.

Чувство трагичности бытия. Испанский философ Мигель де Унамуно в 1954 году писал о «трагическом чувстве жизни», которое, с его точки зрения, необходимо человеку для более полного ощущении бытия.

«Красиво жить» — не просто звук пустой. Лишь тот, кто в мире красоту умножил Трудом, борьбою, —тот красиво прожил, Воистину увенчан красотой! И. Бехер

Конкретность. Под конкретностью в психотерапевтическом смысле понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека, не интерпретируя сказанное, но проясняя его.

Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)» [41, с^ 403]. Рефлексия — «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле — «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного» [41, с. 394]. Именно через синтез данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но высокий технический уровень не освященный духовностью — ничто, поскольку главный терапевтический инструмент — вы сами, а ваш терапевтический стиль — уникальность вас как личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.