Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрационный журнал






Примерная структура регистрационного журнала

Дата Ф.И.О. клиента Образование (выс/среднее) (гум/технич). Проблема (как ее определяет сам клиент) Время ПК Ф.И.О. психолога Дополнит, сведения
13.3.4 Сидоров В.П. Высшее техническое развод 13.00 Петров Н.Н. Голос слабый, слегка заикается

На усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как порядковый номер записи, что впоследствии облегчит составление отчетной документации в вышестоящие организации, и «регулярность обращения за психологической помощью». Последняя из названных граф будет иметь двойное значение: поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обращается за консультацией, и понять, способен и желает ли данный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни (если он регулярно посещает разнообразные психологические службы, искренность его намерения представляется маловероятной).

Особое внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «дополнительные сведения». Данная графа предназначена для записи реальных характеристик клиента, а не интерпретаций или оценочных суждений лица, осуществляющего предварительную запись. Например: «одежда грязная, волосы взлохмачены» -это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, поскольку, с одной стороны, не понятно, в чем конкретно проявляется неопрятность, с другой, что именно подразумевается под данным понятием и, с третьей, несет эмоционально-субъективное отношение лица, давшего подобную характеристику.

 

В индивидуальной карточке клиента разумно предусмотреть следующие графы:

■ «Фамилия, имя, отчество клиента»;

■ «год рождения», а не «возраст», поскольку у некоторых женщин данный вопрос вызывает замешательство и смущение;

■ «пол» (некоторые фамилии не склоняются, а имена могут принадлежать как мужчине, так и женщине);

■ «образование»;

■ «кто и когда проводил последнюю консультацию» (это позволит или направить клиента к тому же консультанту или получить у бывшего консультанта дополнительную информацию);

■ «проблема в интерпретации клиента»,

■ «заключение консультанта»;

■ «алгоритм разрешения проблемы»;

■ «дополнительные рекомендации»;

■ «примечания».

В графе «примечания» записывается важная, с точки зрения консультанта, информация. Это может быть характеристика психологического состояние клиента «до» и «после» проведения сессии, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомендаций? ~

Оформлять учетную карточку клиента можно и в виде таблицы и в виде обычных построчных записей.

Пример. «Сидоров Петр Игнатьевич, мужчина, 1956 года рождения. Первое обращение в консультацию 13.03.2003. Образование высшее техническое. В настоящее время работает заместителем директора строительной фирмы.

Проблема в интерпретации клиента: «женас жиру бесится, требует развод, надо бы ее успокоить, да как, не знаю». Заключение консультанта: «Нарушение структуры взаимодействия, выражающееся в «битве» за иерархию. Рекомендовано: супружеское консультирование. Назначена дата консультирования. Клиенты на консультацию не явились».

2. После того, как психолог собрал необходимую предварительную информацию, он может перейти ко второму этапу подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, проконсультироваться с коллегами, ознакомиться с новыми исследованиями.

3. Этап — разработка плана проведения консультации. К данному пункту необходимо относиться осторожно. Поскольку наличие плана может иметь и положительную, и отрицательную стороны. Имея четкий план, можно подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны, достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, вы можете не заметить рифы, не нанесенные на карту. Вероятно, наиболее полезной будет, как всегда, золотая середина: имея предварительный план, внимательно следить за тем, что происходит вокруг, меняя его, в зависимости от меняющихся условий.

4. Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования.

Если рассматривать в процентном соотношении, то при подготовке к консультации, так же, как и при ее проведении, основная часть времени специалиста должна быть посвящена сбору информации.

 

4.2. Этапы психологического консультирования

Исследователи в области психологического консультирования, как правило, представляют консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.

Ю.Е. Алешина [4] выделяет четыре этапа консультирования:

1) знакомство с клиентом,

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

В.Ю. Кеновщиков (Введение в психологическое консультирование. М., 2000.) соотносит этапы консультирования со стадиями основного метода психологического консультирования — интервью.

Интервью — от английского interview — беседа, встреча. Данный термин многозначен. Значение, в котором он применяется в психологической практике, — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Стадии интервью:

1) установление контакта;

2) сбор информации («В чем проблема?);

3) осознание желаемого результата («Чего именно Вы хотите?»);

4) выработка альтернативных решений («Что еще можно сделать по данному поводу?»);

5) обобщение результатов.

Р. Мей [24] не дает четкого деления процесса консультирования на этапы. В его работе «Искусство психологического консультирования» оно дано достаточно условно и осмысливается как «шаги»:

1. «Чтение характера» - установление контакта, достижение раппорта.

2. «Главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность выговориться» [24а., с. 79].

3. «Трансформация» (исцеление) - «завершение и цель всего процесса».

Немое Р.С. [26] предлагает следующую периодизацию.

1. Подготовительный этап - 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.

2. Настроечный этап - 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта.

3. Диагностический этап - 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличие у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающие ресурсы. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.

4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40—60 минут.

5. Контрольный этап - 20-30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.

Таким образом, общий временной отрезок встречи займет от двух-трех до десяти-двенадцати часов.

Филипп Бурнард [7] предлагает следующую структуру.

1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы, как: частота встреч; время, в которое будут проходить встречи; время завершения отношений; вопрос конфиденциальности.

2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте.

3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах.

4. Принятие эмоций. Когда клиент в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных переживаний. В частности, многочисленные межкультуральные эксперименты доказали существование семи универсальных эмоциональных проявлений на лице: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение. К основным видам негативных эмоций, которые обычно подавляются или скрываются, можно отнести гнев, страх, печаль, смущение, агрессию. Задача консультанта на данном этапе — дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции. Это произойдет, если консультант продемонстрирует клиенту безоценочное приятие его переживаний. Подобные переживания, освобождая подавляемые эмоции, являются важным психотерапевтическим фактором. Чтобы убить дракона — надо посмотреть ему в глаза.

 

5. Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы. Большинство исследователей в области консультирования отводят активную роль на данном этапе именно клиенту, предполагая, что именно клиент должен заниматься определением возможных решений своей проблемы. Безусловно, что прежде чем будет выработан алгоритм, необходимо инициировать клиента на поиск наибольшего числа возможных решений ситуаций.

6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели. Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остается у консультанта, другой передается клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.

7. Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности клиента, с ним может быть достигнута договоренность о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчета о полученных результатах.

Если интегрировать структурные компоненты, то ход психологического консультирования возможно представить следующим образом:

Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.

Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

Каждому этапу консультирования соответствуют определенные процедуры и техники, применение которых способствует максимальному достижению успеха психологической консультации. Процедуры и техники будут рассмотрены в соответствующих главах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.