Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кстати!!!






Всем, кто работает с детьми определенного возраста, знакомо: " Я не хочу репетировать с ним, я хочу со своим приятелем! ", " Я не буду иг­рать с девчонкой...", " Я не хочу сидеть с мальчишкой...". Так вот, выше­приведенное упражнение практически избавляет вас от необходи­мости вникать в тысячу и одну причину субъективной несовмести­мости.

Скажем, для следующего упражнения вам необходимо, чтобы вме­сте работали четыре участника. Назовите цифру " четыре", (проследи­те за скоростью, спонтанным делением на группы!), и вы получите необходимые для работы четверки. Теперь можете начинать объяс­нение задания: все актеры воспримут деление как неизбежную дан­ность, не вызывающую споров.

С той же логичностью и тем же успехом вы решите проблему рас­пределения большой группы на определенное количество подгрупп. Предположим, вам необходимо продолжить репетицию в четырех


подгруппах. Вы знаете, что на площадке находится двадцать человек Назвав в последнем раунде цифру " четыре", вы получите четыре под­группы по пять человек...

№ 32. " Отвечай за себя.'"

- Нередко нам приходится встречаться с людьми, кото­рые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как про­явить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда зна­ют, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и за­боты " мир непременно погибнет".

Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к " ведо­мым", либо к " лидерам", либо к какой-то смешанной -между тем и другим типом - группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным " активистам" и крайним " пас-сивистам", потому что никто и никем не будет руково­дить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справить­ся с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возму­щенного шипения, ничего] Работаем молча, максимум -взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг! (...) Каждый слы­шит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа мак­симально быстро и точно встала в круг.


Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некото­рых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь по­управлять. А немалая часть из вас стояла в полной расте­рянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Про­должим тренировать личную ответственность. Выстрой­тесь, пожалуйста, в:

- колонну по росту;

- два круга;

- треугольник;

- живую скульптуру " Звезда", " Медуза", " Черепаха"...(...)
После выполнения всех заданий под постоянным же­
стким контролем ведущего - обсуждение.

- Кто из вас лидер по натуре? Легко ли было отказать­
ся от руководящего стиля поведения? Что вы чувствова­
ли? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках
самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на това­
рищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес
свою лепту в общую победу! Каковы были ощущения лю­
дей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остать­
ся вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указа­
ний? Как вы понимали, верны ваши действия или оши­
бочны? Понравилось ли отвечать за себя и самостоятель­
но принимать решения?..

№ 33. " Сад скульптур"

Участники разбиваются на пары. Первый номер -скульптор, второй - глина, принимающая под рукой ма­стера причудливую форму.

После пяти - семи минут работы скульпторы отходят от своих творений и " изваяния" застывают. Наступает время для " прогулки по саду скульптур" - приглашаем всех ваятелей полюбоваться работами коллег. Хорошо, если вы сможете дать скульптуре имя и ваша догадка сов­падет с замыслом автора - ваятеля!

Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку смена ролей - бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становит­ся податливой глиной.


№ 34. " Болтуны"

Это упражнение эффективно тренирует взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быст­роте реакций.

В каждом раунде будут участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает кон­кретное задание (об этом - дальше).

Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игрок садят­ся на стулья друг против друга с небольшим интервалом. Третий и четвертый игрок располагаются вначале за сту-



лом второго участника. (Это - их стартовая позиция, по­том по ходу игры они смогут передвигаться по комнате.)

Правила игры таковы. В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому игро­ку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третье­го и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в де­ло немедленно включается второй.

Обратите внимание, что в игре участвуют и Судьи. С большой буквы, потому что они самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движе­ний партнера и повторял каждое из них. За каждый про­пуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием всякой связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала внятная реакция первого игрока на вопросы двух ассис­тентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запре­щенными предложениями: " ДА! ", " НЕТ! ", " НЕ ЗНАЮ! "

Использование каждого запрещенного ответа также приносит штрафное очко.

Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве зарабо­танных игроком штрафных очков. Результат записыва­ется. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок (...) Вновь подведение итогов, запись и сме­на ролей: на этот раз игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.(...)

Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона - то­го, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.


35. " По одному! "

Здесь предложено два варианта упражнения, которое потребует от участников координации действий, макси­мальной сосредоточенности и терпения.

ВАРИАНТ 1

Группа садится в круг.

Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, на­зывая цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. На­оборот, любой намек на установление игроками порядка вхождения в игру немедленно пресекается ведущим. По­этому, как правило, несколько игроков, не зная о намере­ниях друг друга, одновременно вступают в игру и назы­вают следующую по порядку цифру. В этом случае воз­вращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.

Партнеры должны проявить максимум собранности, чтобы предугадать действия партнеров и не назвать ци­фру одновременно с другими игроками.

ВАРИАНТ 2

Итак, прошло немало времени, пока вы тренирова­лись в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоя­тельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!

Теперь попробуем выполнить сходное задание в дру­гой форме. Прошу выйти на площадку десять - двенад­цать добровольцев. (Упражнение эффективно при 8-15 участниках. При большем количестве затрудняется кон­троль, при меньшем - задание становится достаточно легко выполнимым.)

Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находиться в дви­жении, совершая короткие сольные переходы, то зами-


рать на месте... Что здесь сложного? Сложность заключа­ется в том, что, как и в варианте со счетом, в этой моди­фикации задания существуют жесткие и не столь про­стые для выполнения правила:

- начинать движение по площадке и совершать пере­ход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участ­ников приводят к их проигрышу и выходу из игры;

- каждый сольный переход продолжается не более десяти секунд. Каждый из игроков в ходе игры может со­вершить любое количество переходов;

- только когда предыдущий игрок остановился, сле­дующий может начать движение (опять-таки не дольше 10 секунд!);

- паузы между переходами не могут превышать трех секунд. То есть, если по счету " три" ведущего ни один из участников не начал движение, вся команда считается проигравшей.

Есть вопросы? Всем понятны правила? Желаю успе-ха! (...)

№36. " Спор песнями"

Упражнение начинается с того, что каждый из участни­ков выбирает для себя какую-то строку из песни.

Многократно про себя и вслух проговаривает ее, пы­таясь " присвоить" текст, интонацию, смысл строки.

Затем режиссер приглашает участников разделиться на пары и выйти на площадку. Все получают одно и то же задание: побеседовать друг с другом, используя в качест­ве текста только избранные песенные строки.

Режиссер обходит пары одну за другой, следит за их работой, определяет для каждой темы сцены, которые актерам придется исполнить.

Скажем, начальник отчитывает подчиненного за про­валенный проект. Текст у начальника: " Я другой такой страны не знаю...". У подчиненного: " Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново..."


Добавлять или выбрасывать слова из строчки, менять их расположение нельзя. Можно произносить одно и то же слово на его же месте несколько раз, можно делить строку на сегменты и в каждой реплике использовать та­ким образом не весь текст, а лишь часть его...

Обращаем внимание актеров на то, как скудность тек­ста заставляет быть более выразительными в интонации, в жестикуляции и мимике. Напоминаем о том, что сила голоса, скорость, темп разговора - это характеризую­щие компоненты речи. Об этих " мелочах" мы как-то за­бываем, работая над образом. Участие в упражнении " Спор песнями" напоминает о важности невербальной выразительности.

№37. " Диалог"

В этом упражнении тренируем умение работать с текс­том, продолжаем занятия по актуализации жеста и ми­мики.

Несколько пар получают один и тот же фрагмент тек­ста. К примеру, короткий диалог:

—Здравствуйте

—Здравствуйте

—Что слышно

—Все по-старому

Я не забыл про существование в письменном языке знаков препинания, а намеренно не воспользовался ими. Каждая из пар, выходя на площадку, должна будет пред­ставить свой вариант текста, наполнить его собствен­ным содержанием, а значит, собственной интонацией и знаками препинания, собственным толкованием обра­зов героев...

№ 38. " Джибриш"

Джибриш - это некая абракадабра, тарабарщина, отда­ленно напоминающая собой язык В принципе, джибри-шу по желанию можно придать мелодику и фонетичес­кие особенности любого языка. Можно попытаться " го-


ворить" " по-итальянски", " по-французски", " по-немец­ки"... А можно не оставлять языку ни его географическую, ни национальную особенности, а ограничиться лишь эмоциональной окраской речи. Тогда на джибрише мож­но и ссориться, и объясняться в любви, и читать доклады, и декламировать стихи...

Объяснив особенности джибриша, просим актеров группами по два-три человека выходить на площадку. Каждая группа получает свой сюжет, некую конфликт­ную ситуацию или место, где разворачивается действие. Задание дается на карточке - зрители не должны знать заранее о содержании сцены. После этого актеры без подготовки играют сцену на джибрише, а зрители пыта­ются догадаться, в чем был смысл задания и справились ли с ним участники.

В обсуждении обращаем внимание на то, что именно мимика, жест, интонационная выразительность оказа­лись в этом упражнении единственными смыслообразу-ющими элементами. Звуковой образ текста наполнился " сыгранным" актерами смыслом.

№ 39. " Рассказ-зигзаг"

Делим группу на две шеренги, стоящие друг против друга.

Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, " на глазах изумленной публики". Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает вто­рой номер первой шеренги, затем - второй номер вто­рой и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.

Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстраивать композицию.

У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести это упражнение можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один уча-


стник говорит слово, бросает мяч следующему, тот до­бавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше.

Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложно­сти, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточи­вается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит пер­вое предложение рассказа и бросает мяч любому из уча­стников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку... Упражнение продолжает­ся до логического завершения текста.

№ 40. " Рассказ - эстафета"

На сцене 3-5 участников. Режиссер предлагает одному из игроков остаться, остальные участники выходят за дверь.

Оставшийся в комнате актер получает от режиссера пословицу (название песни, сказки...). В комнату пригла­шается очередной игрок, которому первый участник должен передать жестами и мимикой полученную от ве­дущего фразу. Затем второй игрок в своем " показе" пыта­ется объяснить смысл пословицы третьему участнику и так далее. Группа выигрывает, если последний вошедший в комнату игрок команды безошибочно называет зага­данную изначально фразу.

Одна из разновидностей упражнения - не выводя участников групп за дверь, выстроить их в колонну спи­ной к ведущему. Ведущий разворачивает к себе лицом первого игрока и сообщает ему задание. Тот, коснувшись следующего участника, дает ему команду развернуться и передает мимикой и жестом полученную фразу. Поняв смысл " показа", второй игрок разворачивает третьего, и так - до последнего участника в колонне...

№41. " Кто есть кто"

У этого задания тоже есть несколько вариантов.

Первый. Вызывается пара актеров. Им дается от трид­цати секунд до минуты, чтобы решить:

- кто они, что за образы представляют?


- в чем суть конфликта между ними?

- где и когда происходит действие?

Когда выделенное на подготовку время закончится, пара представляет свою импровизационную сцену. Зада­ние для зрителей: суметь разобраться в происходящем и правильно ответить на приведенные выше вопросы.

Второй. Приглашается пара актеров. Один из них должен начать некое импровизационное действие по своему выбору. Второй участник упражнения в течение полуминуты пытается понять, что происходит (ответить на приведенные выше вопросы). По хлопку ведущего он выходит на площадку с целью включиться в сцену и стать партнером своего товарища по импровизации.

№42. " Реклама"

Одно из очень эффективных упражнений в создании ат­мосферы доверия, сотрудничества, совместного творче­ства.

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее зна­комые друг с другом. Ведущий объясняет задание.

- Представьте, что каждый из вас - член закрытого
элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми
его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в
году двери клуба открываются для всех. В этот день вы
можете попытаться ввести в круг членов клуба своего
друга. Для этого вам предстоит подготовиться и дать сво­
ему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из
старожилов клуба не смог проголосовать против приема
новичка. Это нелегко, но возможно.

Как практически будет проходить прием? Вы разби­лись на пары. Каждый из участников пары подумает не­сколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.

Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает мнение партнера о том качестве, которое выделяет его среди


других людей и позволяет претендовать на прием в чле­ны клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, как в театрализован­ной форме представить перед старожилами клуба досто­инства товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффективным способом. Например:

- " интервью", представляющее героя в теле- или ра­диостудии;

- рисунок, комикс, шарж с последующим театрализо­ванным комментарием;

 

- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;

- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляют­ся его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли),

- репортаж с выставки, концерта, конкурса (при ус­ловии, что достижения вашего героя проявляются имен­но в этой сфере деятельности)...

Нет ограничений в выборе жанра рекламного вы­ступления. Все, чем богата ваша фантазия, может ока­заться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избран­ная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!

Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары присту­пили к работе! (...)

- Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните по­
следние детали и приступайте к подготовке своей рек­
ламной пятиминутки. Через двадцать минут объявляется
общее собрание членов клуба для обсуждения кандида­
тов. (...)

Эти двадцать минут ведущий проводит в работе с уча­стниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу


над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая фор­ма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхва­лении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и под­держка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодо­го актера: " А я не знаю, какие у меня положительные чер­ты! " Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, ко­торыми человек вправе гордиться. Иногда черты харак­тера подменяются названием достижений: " Я - лучший в классе ученик", " У меня - первое место в городе по плава­нию! "... В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык что помогло мне добиться такого яркого результата? Упорство? Сила воли? Стремление довести дело до конца? (...)

- Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонии при­ема новых участников!

Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кан­дидатами. Если рекомендация, представленная вам, ува­жаемые члены клуба, покажется достаточной и убеди­тельной, прошу своими аплодисментами утвердить ре­шение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! (...)

После того, как все пары представили друг друга, вы­ясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмеча­ем оригинальные идеи и удачные выступления, друже­ственность атмосферы и важность поддержки. Доброе слово и кошке приятно!

№43. " Действенное зеркало"

Упражнение " Зеркало" давно и хорошо известно, успеш­но применяется в театрально-педагогической практике. Точное повторение движений, мимики партнера - это,


кроме всего, и отличная тренировка в понимании его психофизического состояния, диалогичности, совмес­тимости, человеческой и профессиональной " подст­ройки".

" Действенное зеркало" - это задание, воспитывающее в каждом актере умение видеть, слышать и восприни­мать партнера здесь и сейчас. Реакция " вживую" на изме­нения конфликта, ситуации на сцене, а не игра результа­та - это основа сценической правды, которую мы пыта­емся воспитать у актеров.

Чтобы добиться органического взаимодействия, да­дим двум участникам задание, где истинные намерения каждого остаются секретом для другого. Это потребует постоянного контроля за партнером, создаст, если можно так выразиться, предпосылки для " творческой слежки".

Пара получает общее задание. Но у каждого участни­ка есть еще и отдельная инструкция, уточняющая его собственную актерскую задачу.

Например: конфликт матери и дочери.

Дочь уходит на вечеринку, оставляя мать одну в празд­ничный вечер.

Между девушкой и матерью происходит эмоцио­нальное объяснение. Мать пеняет дочери на равноду­шие: " Даже в такой день ты оставляешь меня! Ты подума­ла о том, каково мне будет праздновать одной в пустой квартире!?! "

Комментарий для матери: она сознательно манипу­лирует чувствами дочери, чтобы услышать от нее: " Мама, ты нужна мне! Я с тобой! " На самом деле при всем оди­ночестве, чувстве ревности мать счастлива: дочь пригла­сил молодой человек, может быть, начнутся какие-то се­рьезные отношения, и, кто знает, она влюбится. Выйдет замуж...

Комментарий для дочери: она стесняется незнако­мой компании, вообще не любит шумных сборищ. Да и


парень, пригласивший ее, не особенно приятен... В об­щем-то она согласилась уйти только под материнским напором: всегда та плачет и жалуется: " С такой разборчи­востью до старости проходишь в девках, а я внуков хочу нянчить! " Так что разговор, затеянный матерью у порога, как раз кстати - теперь с чистой совестью можно остать­ся дома и провести праздничный вечер вместе.

Другая ситуация. Двое друзей. Какое-то время назад один из них занял у товарища немалую сумму денег и сейчас пришел, чтобы вернуть долг.

Комментарий для давшего взаймы: судя по виду ва­шего друга, по тому, что вы слышали о его положении, деньги ему по-прежнему необходимы, даже еще больше, чем раньше! Вы обязаны поддержать товарища и решае­те не принимать денег, вам они не к спеху, а для него -спасательный круг!

Комментарий для должника: ваша отличительная черта - гордость. Вы никогда не позволите себе просро­чить возврат долга, даже если для этого придется переза­нимать деньги у других и влезать в еще большую кабалу. Долг платежом красен! Нужно безоговорочно распла­титься с приятелем.

Итак, оба актера получили задания противоположно­го характера. Кто из них сможет добиться своего, остава­ясь при этом органичным и достоверным? (...)

Кстати!!!

На принципе " действенного зеркала" построена целая игра - упраж­нение " Детектив".

№44. " Детектив"

Приблизительно половина или даже две трети участни­ков группы получают записки с единственным словом " СЛЕДОВАТЕЛЬ". Остальные получают записку со словом " ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ" и с определенным заданием, кото­рое связано с конкретной изучаемой темой. Скажем, ес­ли сейчас актеры работают над походкой персонажа,


тогда задания будут: " косолапить", " идти маршевым ша­гом", " шаркать", " пружинистый шаг", " твоя обычная по­ходка"... Дня темы " Эмоции" подойдут задания: " груст­ный", " озабоченный", " тревожный", " удивленный", " вос­торженный"...

Понятно, что никто из участников не раскрывает дру­гим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что " следователи" должны определить " подозреваемых" и от­гадать их тайное задание. Каждый же из " подпольщиков" выполняет свою личную задачу так, чтобы не быть опо­знанным " следователями" и, в свою очередь, определить, кто среди участников " свой", а кто - " противник".

В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, " следователи" могут попытаться вте­реться в доверие к " подозреваемым", подражая их движе­ниям и так далее...

№45. " Я вхожу в..."

Это, без сомнения, одно из сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако, как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр - искус­ство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным.

Из группы приглашается один доброволец. Его зада­ние - определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк..). Уп­ражнение начнется по сигналу режиссера с того, что ак­тер-доброволец " входит" в выбранное им место и начи­нает импровизировать с текстом или без него. Он не на­зывает место действия впрямую, но дает остальным уча­стникам - зрителям внятные намеки. Скажем, войдя в " банк", он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в " библиоте­ке" - поинтересоваться новинками литературы в читаль-



 

ном зале; в " магазине одежды" посоветоваться с продав­цом при выборе покупки... Через полминуты после нача­ла сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к дейст­вию. Желательно заранее определить возможное коли­чество участников, иначе вы рискуете увидеть на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, учас­тие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив количество действующих лиц, проще про­контролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах...

Задача выходящих на площадку актеров - сыграть об­разы людей, которые могли бы находиться в данном ме­сте и быть при этом либо частными лицами (пассажира­ми, покупателями, читателями, посетителями...) либо ис­полнять определенные профессиональные функции. Скажем, если местом действия избран банк, то для новых участников сцены открываются возможности сыграть роли кассира, охранника, заведующего отделом, инкас­сатора, посетителей банка, уборщицы и т.д. Среди героев сцены " В супермаркете" могут оказаться продавцы, кас­сиры, грузчики, представители фирмы, рекламирующие новую продукцию, покупатели.

После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще три-пять минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бы­товая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы на­ходимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда закан­чивается дракой или инфарктом... Найти детали обытов-ленного действия, присвоить себе внятную роль и сде­лать выбранный образ частью многофигурной импро­визации - вот чем определяется успех или провал в дан-


ном задании. Режиссер на правах одного из участников тоже может подключиться к сцене, чтобы проверить сте­пень веры актеров. Он может начать спорить с " касси­ром", ссорясь, хватать за руку " директора супермаркета", зайти в " читальный зал библиотеки" плачущим, потеряв­шим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность теат­ральной игры.

№46. " Машина"

Упражнение тренирует разнообразные актерские уме­ния: спонтанность, работу с партнером, ощущение рит­ма сцены, пластичность, выразительность тела...

Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам выходить на упражнение из строя по очереди либо по желанию в за­висимости от готовности. Но так или иначе оговариваем темп упражнения: пауза между участниками не должна превышать трех-пяти секунд.

Смысл задания в выполнении простого алгоритмизи­рованного действия. К движению можно добавлять и звук

Первый участник начинает свое действие. Второй по­сле секундного раздумья выходит на площадку и подст­раивается к движению первого. Желательно, чтобы меж­ду действиями возникала какая-то взаимосвязь: причин­но-следственная или эмоционально-действенная оцен­ка происшедшего. Третий актер, оценив за короткую па­узу, что происходит с уже действующими частями меха­низма, добавляет к существующему свое новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвра­щаться к избранному действию вновь и вновь, как завод­ная кукла... Так от актера к актеру работа " машины" стано­вится все более и более многоуровневой. Возникают ло­гические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к уп­ражнению.


Если " машина" работала ритмично, слаженно, беспе­ребойно, если была достигнута логическая согласован­ность действий каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену.

Вот, к примеру, " машина", созданная на одной из ре­петиций. Первый актер дает пощечину пока что отсутст­вующему на сцене партнеру, Второй, оценив ситуацию, выскочил на сцену " под удар" и с криком " Ой! " хватается за щеку. Затем он поворачивается в сторону, прося жеста­ми о помощи. Третий актер подстраивается ко второму, как бы воспринимая его жалобу. Он грозит первому уча­стнику - " обидчику" - кулаком. Четвертый решил встать за спиной второго, он гладит его по голове и успокаива­ет-. " Ну не плачь! ". Пятый выходит на площадку и, уперев руки в бока, явно издевается над всеми участниками про­исходящей сцены. Шестой с равнодушным видом смот­рит на дерущихся, поворачивается к зрителям и отсутст­вующим голосом произносит фразу: " Вот так всегда! ".

№47. " Сказка в шесть кадров"

Упражнение это поможет отработать с группой сразу не­сколько умений: игра с партнером, структурирование текста, основы мизансценирования, использование ми­мики и жеста.

Суть задания такова. Берется известная сказка, и опре­деляются ее " сюжетные узлы", то есть те места действия, которые наиболее важны в сюжете. Возьмем, к примеру, " Красную Шапочку". В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!).

Итак, " Красная Шапочка"...

1. Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.

2. Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.

3. Волк попадает к дому Бабушки.


4. Волк съедает бедную Бабушку.

5. Волк пожирает Красную Шапочку.

6. Торжество справедливости - Охотники убивают Волка и освобождают съеденных персонажей!

Теперь мы должны будем сыграть сказку. (Если группа большая, имеет смысл разделить ее на несколько под­групп по 4 - 7 человек в каждой.) Но играть ее мы будем особенным способом: без движения и без слов. Предста­вим сказку как серию рисунков к ней или фотографий. То есть каждая иллюстрация - это застывшая сцена, ос­тановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за одной по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала и до конца.

- Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в
движении? - обращаюсь к молодым актерам.

-Нет!

- Вы сможете общаться между собой, разговаривать,
спорить? - продолжаю проверку понимания упражне­
ния.

-Нет!

- А как же зритель сможет разобраться в том, что про­
исходит на сцене, каковы взаимоотношения между геро­
ями?

Тут-то и начинается наше совместное размышление, и мы выясняем следующее:

1. Даже в стоп-кадре мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамич­ными - как будто еще секунду назад персонажи двига­лись и застыли на пике действия! Все позы, жесты долж­ны быть максимально выразительными.

2. Мимика - вот второй ваш помощник Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю никакой информации. Эмоции героя, его отношение к происхо­дящему мы обязаны выразить лицом — маской.

3. Картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда помните о зрителе,



СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ЗАГОРА­ЖИВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все прост­ранство сцены, не скучиваясь в одном месте и не остав­ляя пустыми края сцены.

Прежде чем начать работу над постановкой сцен, предлагаем участникам следующий порядок работы.

1. Обсудить количество сюжетных узлов - картинок в сказке.

2. Определить количество действующих лиц. (Выяс­няем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из актеров будет играть несколько различ­ных ролей в разных сценах.)

3. Те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в стоп-кадрах. Они исполняют роли зверей, предметов, де­ревьев и т. д.

4. Выстраиваем стоп-кадры по очереди, один за дру­гим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жест. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.

После двадцати - тридцати минут репетиций пригла­шаем группу (или группы) на сцену. По команде " стоп! " актеры застывают в первом кадре - сцене. Вместе со зри­телями обсуждаем картинку. Пытаемся определить, ка­кую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем вни­мание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда " стоп! " и разбор. Хлопок - тре­тий кадр - " стоп! " - Разбор...

Когда показ закончен, аплодисментами благодарим актеров за спектакль и приглашаем на площадку следую­щую группу с ее вариантом " сказки без слов".(...)

В конце обсуждаем, чему научилась группа в ходе ре­петиций и спектакля. Как складывались отношения меж­ду актерами в период подготовки? Кто был лидером? Кто


взял на себя функции сценариста, режиссера? Легко ли определились сюжетные узлы, можно ли увеличить (уменьшить) их количество? Возвращаемся к важности языка тела, мимики актера. Объясняем, что мизансцена -это не просто " место, где я стою во время спектакля", а язык режиссера. Каждая мизансцена - определенный знак, наполненный смыслом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.