Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мать-1926 4 страница







61. Анализ фильма «Калина красная»

Фильму присущи черты, характерные для режиссуры 70-х годов. Это яркое, свободное раздумье о жизни, окрашенной очивидной и яркой самобытностью. Это простая картина, рассчитанная на широкого зрителя, но она сложна тем, что в ней много пластов. Здесь главный вопрос – «что?», а не «как?». Видно, что режиссер чувствует себя свободно в выборе материала, средств, в монтаже.

Одни критики усматривали сочциально-психологический конфликт преступника со своей средой, другие – «преступление и наказание», третьи – нравственный смысл вины перед брошенной матери (Он – одинокий изгой, который становится преступником, чтобы заполнить свою душу). Одни писали, что это фильм – песня, другие обвиняли в антипесенной композиции. И все эти оценки впрямую характеризуют картину.

По структуре фильм представляет собой тром (буквальное и переносное значение образа). Есть фабула, а есть еще много слоев (как раз то, что усматривают критики).

«Калина красная» - это трагедия вины и расплаты. Цельность повествования с точки зрения Шукшина придает не фабула, а воплощенная в ней человечность. Несколько ярких образов в этом фильме. Например, образ «березовый лес» – светлый, чистый мир, человеческой чистоты в том числе. Или образ «белая церковь» - несколько раз проходит через фильм, которая появляется несколько раз. Можно сказать, что картина очень метафорична, все в ней спаяно с природой. Пейзаж в ней – поэтический лейтмотив.

  1. изуродованная как сама жизнь Прокудина
  2. после встречи с матерью
  3. после смерти его. Прямая метафора – его жизнь как поруганная церковь.

Катарсис происходит в осознании Егором своей вины, стремление к очищению и любовь Любы к Егору.

Образ Егора Прокудина очень противоречив. Он ищет праздник и хочет его прямо сейчас, в то же время он стремиться к гармонии. В связи с этим картина складывается из контрастных эпизодов – постепенно нарастающей контрастностью.

Неизбежность развязки (смерти Прокудина) показана в деталях. Эпизод, когда Прокудин здоровается с березами и сталкивается с вороньей, затем монтаж с затопленной церковью.

СССР, МОСФИЛЬМ, 1973, цв., 108 мин.

Трагическая мелодрама.

Эта картина Василия Шукшина — крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были быть непременно «оптимистическими». Это рассказ о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места».

В " Калине красной" балагурство Колокольникова превращается в юродивое провоцирование бывшим уголовником, беспутным крестьянским сыном Егором Прокудиным среды его странствий - будь то " воровская малина", унылое пространство районного городка или даже генетически близкий ему дом крестьянской семьи Байкаловых. Таков жанровый диапозон странствий героя Шукшина: от легкого балагурства, карнавальной комедийности через юродивые провокации, которые просматриваются и в простодушных выступлениях героя его экцентрического произведения. Ибо в «Калине красной» угадан сквозной, хотя чаще всего скрытый мотив советского кино — «свой среди чужих, чужой среди своих», который решался преимущественно в социальной плоскости, когда чуть ли не вся нация принадлежала, если не к прошедшим лагеря или к родственникам тех, кто сидел, так обязательно к разнообразным «перемещенным лицам», завербованным, мигрантам и «лимитчикам». Почти все переезжали вынужденно или по зову сердца с места на места по большой, необъятной стране, оказывались в положении перекати-поля, пытающихся приспособиться, прижиться в чужой среде. До «Калины красной» творчество Шукшина в литературе и кино нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, урбанистической безликости, бездуховности, оторванности от корней — и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей.

И только в «Калине красной» этот конфликт понят на трагическом общенациональном, «всесоюзном уровне» — дело отнюдь не в том, что несостоявшийся крестьянин стал вором-рецидивистом, покинув свой дом, предав мать, существуя без семьи, один-одинешенек, гол как сокол. Словно вся страна, составлявшая тогда шестую часть Земли, оказалась в ситуации «вечного неприкаянного странника», не зная, где прибиться, с кем породниться, как найти успокоение своей мятущейся души, которая вряд ли хочет только лишь загула, «забега в ширину», но в большей степени страждет припасть к утраченным основам бытия.

«Калина красная», поставленная режиссером в возрасте 44 лет, самый исповедальный и художнически автобиографичный фильм Шукшина, никак не вписывающийся в рамки удушающего застоя.

Не случайно картина начинается со сцены выступления тюремной самодеятельности — хор заключенных задумчиво и сосредоточенно выводит песню о том, как «много дум наводит» вечерний звон. Легче всего посчитать, что бывший уголовник Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, хочет замолить прежние грехи и начать новую жизнь в «краю родном», прикипев душой к хорошей женщине Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке, а вот прежние дружки упорно не отпускают его и назло устраивают бандитскую поножовщину. Но ведь это не «криминальная драма» и даже не мелодрама, сдобренная неожиданно комическими сценами.

В ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Ванин, Иван Рыжов, Мария Скворцова, Мария Виноградова, Офимия Быстрова, Жанна Прохоренко, Лев Дуров, Николай Погодин, Георгий Бурков, Татьяна Гаврилова, Артур Макаров, Олег Корчиков.Режиссер: Василий Шукшин.Автор сценария: Василий Шукшин.Оператор: Анатолий Заболоцкий.Художник-постановщик: Ипполит Новодережкин.Композитор: Павел Чекалов.Звукорежиссер: Виктор Беляров.

62. Анализ фильма «Жил певчий дрозд» «ЖИЛ ПЕВЧИЙ ДРОЗД», СССР, ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ, 1971, ч/б, 83 мин.

Киноновелла.

Название фильма пошло от слов народной песни «Жил да был певчий дрозд». И в нем грусть, нежность, легкая ирония, обращенные автором — Отаром Иоселиани — к герою и, почему-то кажется, к самому себе и, конечно, к исполнителю главной роли литавриста оркестра оперного театра, режиссеру-документалисту Геле Канделаки. Его лицо истинного тбилисца то растворяется в роскошной уличной толпе этого города, то выходит на первый план. Его импульсивные, на первый взгляд, лишенные смысла и целеполагания, поступки, то тонут в потоке жизни, то, точно борясь с ним, выбиваются на поверхность.

Вот он в последнее мгновение, под уничтожающим взглядом режиссера, успевает к своим барабанам в оркестре театра, чтобы вписать свои ударные в общую музыку финала. Вот он один лежит в траве у водопада, точно в райских кущах, вслушиваясь в рождающуюся в нем мелодию, в его музыку. Режиссер щедро и лукаво подарил своему герою несколько тактов из «Страстей по Матфею» Баха. «Кого люблю — того дарю»...

Музыка, шумы, звуки, соркестрованные режиссером в законченную симфонию, этот фильм в фильме, который нужно смотреть-слушать. Есть в нем предсказание — в визге автомобильных тормозов. Есть предостережение — в неумолимом стуке часов, этих посланцев вечности в нашу повседневность. А в изобразительном ряде, праздничном и бестревожном, — встречи, застолья, уличные мимолетные контакты, краткое пребывание в отчем доме — суматоха, как станет ясно в финале, последних в жизни героя утра, дня, вечера. Черно-белая хроника или житие?!

Герой раздарил себя другим или растратил себя? Разлил по каплям вино своего дарования, самой своей жизни или утолил чью-то жажду общения человеческого участия? Он добр, щедр, любвеобилен или безответственен, разбросан, ленив?.. Так тогда, по выходе фильма в 1971 году, спорили о герое, о смысле фильма критики, зрители. И не находили у автора ответов, не потому, что он знал, но утаил их. А потому, что он талантливый, свободный, жил в иной системе ценностей. Не в той, где есть «верх» и «низ», «лучше» и «хуже», а в той, где вместо иерархии — рядоположенность, только выбирай, где сам процесс выбора личностен и бесконечен, равен жизненному пути.

Отар Иоселиани и нам, людям глухих 70-х, подавленным, стандартизированным, иерархиезированным, предлагал — выбирайте... если можете.

Фильм вышел в ограниченном прокате (320 копий).

В ролях: Гела Канделаки, Гоги Чхеидзе, Джансуг Кахидзе, Ирина Джандиери, Марина Карцивадзе, И. Мдивани, Нугзар Эркомаишвили, Дея Иванидзе, Тамара Гедеванишвили, Мака Махарадзе, Реваз Барамидзе, Георгий Маргвелашвили, Т. Мтацминдели, Вахтанг Ерамашвили, О. Цомая, Кахи Кавсадзе.

Режиссер: Отар Иоселиани.

Авторы сценария: Отар Иоселиани, Дмитрий Эристави, Отар Мехришвили, Илья Нусинов, Ш. Какичашвили, Семен Лунгин.

Оператор: Абесалом Майсурадзе.

Художник-постановщик: Дмитрий Эристави.

Композитор: Теймураз Бакурадзе.

Звукорежиссеры: Тенгиз Нанобашвили, Михаил Нижарадзе, Отар Гегечкори.

Монтаж: нет.

Лучший зарубежный фильм 1972 года в прокате Италии.


63. Анализ фильма «Проверка на дорогах»


64. Анализ фильма «Комиссар»


65. Анализ фильма «Зеркало»

Драма, 102 мин.

Режиссер(ы): Андрей Тарковский

В ролях: Маргарита Терехова, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Игнат Данильцев, Олег Янковский, Алла Демидова, Лариса Тарковская, Юрий Назаров

Части 1-2.

Авторы сценария: Александр Мишарин, Андрей Тарковский, текст читает: Иннокентий Смоктуновский, в фильме звучат стихи Арсения Тарковского в исполнении автора.

 

" В свое время был написан литературный сценарий " Белый, белый день" Мишариным и мною. Я еще не знал о чем будет картина, не знал, как сценарно это будет оформлено и какую роль займет там образ, даже не образ, линия - это точнее - линия матери. Но я знал только одно, что мне все время снился один и тот же сон про место, где я родился. Снился дом. И или будто я туда вхожу или, вернее, не вхожу, а все время кручусь вокруг него. Эти сны всегда были страшно реальны." - Андрей Тарковский. " В " Зеркале" мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга. Для нас герой картины - Автор, Некто, рассказчик, может быть монтажер, может быть человек, произносящий дикторский текст... Эпизоды, которые он вспоминает перед смертью, до сих пор причиняют ему страдания, рождают в нем тоску и беспокойство..." - Андрей Тарковский.

 

Приз " Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм, показанный в Италии в 1980 году.

 

Еще в начале 60-х годов у Тарковского родился замысел фильма, основанного на свойствах памяти. Логика событий, поступков и поведения героя будет внешне нарушена, – писал режиссер. – Это будет рассказ о мыслях героя, его воспоминаниях, мечтах. И тогда, даже не показывая его самого, вернее, не показывая его так, как это принято в фильмах с традиционной драматургией, можно достигнуть выражения огромного смысла, изображения своеобразного характера и раскрытия внутреннего мира героя. В " Зеркале" перед нами поток сознания героя, которому режиссер отдал и некоторые из своих личных воспоминаний.Герой, как можно понять из фильма, тяжело болен, неходится на пороге смерти, Собирая, складывая из осколков воспо-минаний свою жизнь, он старается понять: кто он? зачем лла? в чем его вина перед близкими – матерью, женой, сыном? Самосознание, по Тарковскому, неотделимо от суда над собой, от нравственного покаяния. В фильме нет хронологической последовательности событий, эпизоды-воспоминания возникают как бы непроизвольно, не подчиняясь внешней логике событий. Но они связаны между собой внутренней логикой поэтических ассоциаций. Можно проследить несколько поэтических тем, вокруг которых группируются воспоминания героя: темы детства, отчего дома, огня, налетающей летнейгрозы, ожидания отца, присутствия матери.

Образ матери – он проходит через весь фильм. Она то молодая, то старая, иногда с образом жены героя. Так же и образ героя в детстве сливается с образом Игната. Относительно законченную сюжетную форму можно наблюдать в некоторых сценах: в типографии, где мать героя работает корреспондентом, в эвакуации во время войны и некоторые другие.В графическое время воспоминаний врываются исторические катаклизмы: гражданская война, Отечественная война, взрыв атомной бомбы... Сплетаются темы личной и исторической судьбы отдельного человека и судьбы народной.

.

Центральный фильм величайшего российского кинорежиссера второй половины XX века: до «Зеркала» Тарковский снял 3 полнометражных картины и после него 3. В сюжете фильма причудливо смешаны эпизоды разных периодов жизни героя — раннего детства, отрочества, зрелости. Из-за калейдоскопичности повествования критики порой называли фильм «осколками разбитого зеркала». Режиссер говорил, что перепробовал 20 вариантов монтажа — «сработал» лишь 21-й вариант, тогда фильм начал выстраиваться, т. е. для Тарковского он целен. В первом же эпизоде становится известно, что из семьи ушел Отец; позже Алексей, герой ленты, сожалеет, что рос среди женщин, а умирая, с горечью бросает: «я хотел быть счастливым». Цельность «Зеркала» предопределена мыслью о расколотости мира, в котором разрушена гармония мужского и женского начал, — герой, столкнувшийся с этим разломом, несчастен и трагичен. Главную мысль выражает не только содержание фильма, но и композиция, где перемежаются «мужские» эпизоды (приезд Отца с фронта) и чисто «женские» (работающей корректором Матери кажется, что она пропустила идеологически двусмысленную опечатку в какой-то публикации). Тарковский писал, что все сюжетные события картины — автобиографичны: каждое случилось с ним и родными. По словам режиссера, ему «хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга». Происходившее отражалось в герое, как в зеркале, но случалось с Автором, т. е. с самим Тарковским, потому Алексей — его двойник. В мировом кино много автобиографических фильмов («Амаркорд» или «Интервью» Ф. Феллини, «Фанни и Александр» И. Бергмана). Их герои тоже служили зеркалами, запечатлевавшими в душах то, что пережили авторы лент. «Зеркало» уникально на фоне таких картин — благодаря глубине воплощенной тут мысли о дисгармонии мира. Лента вышла в глухую пору застоя, когда размышлять о мире следовало в соответствии с решениями ЦК КПСС и резолюциями партийных съездов. Тарковский в «Зеркале» и других картинах, как небо от земли, далек от подобных установок, потому фильм подвергся нападкам в официальной прессе, а в прокат был выпущен ограниченным тиражом (84 копии вместо обычных нескольких сотен). Режим, подавлявший Художника, отошел в прошлое, «Зеркало» же волнует зрительские души до сих пор и долго будет волновать.


66. Анализ фильма «В огне брода нет»

дебют режиссёра Глеба Панфилова

Краткое содержание

Действие фильма происходит во времена Гражданской войны, в санитарном поезде, который перевозит раненых с фронта. Таня Тёткина — невзрачная и неуклюжая девушка, медсестра поезда, у которой неожиданно открывается талант художницы. В этом путешествии она находит свою первую, робкую любовь и переносит свои затаённые чувства на бумагу.


67. Анализ фильма «Восхождение»

Действие фильма происходит во время Великой отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети.. Их настигают фашисты. В ходе ночной стычки с полицаями Сотников был ранен и пытается покончить с собой, но Рыбаку удаётся спасти его. Он на себе выносит раненого из леса и прячет в родной деревне, захваченной фашистами. Рыбак встаёт перед тяжёлым моральным выбором: спастись самому или попытаться оставить в живых своего товарища… Физически немощный Сотников выстоял против пыток и принял казнь, а Рыбак, на коленях моливший о пощаде, согласился стать полицаем.


68. Анализ фильма «Асино счастье»

«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ» («Асино счастье»), СССР, Мосфильм, 1967, ч/б, 99 мин.Мелодрама. В ролях: Ия Саввина, Александр Сурин, Любовь Соколова, Геннадий Егорычев, Иван Петров, Л. Зайцева, Н. Назаров, Борис Парфенов, С. Парфенов, Н. Серова, Е. Ассесорова, Коля Погодин.Режиссер: Андрей Кончаловский. Автор сценария: Юрий Клепиков. Оператор: Георгий Рерберг.

" 24 июня 1968 года " Мосфильм" представил изуродованный - иначе не назовешь - вариант фильма, переименованный по указанию Госкино СССР в " Асино счастье". Официальных документов о запрете не было, как и не было разрешений на прокат. О картине не принято было писать. Фильм вышел на экраны в 1988 году. Сюжет изложен - в названии фильма" (Фомин В. Н.// Полка. М., 1992).

А. Михалков-Кончаловский о фильме: «Когда я начинал " Асю Клячину", подумалось: " А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере? " Что и получилось. Мое подсознательное желание зафиксировать в " Асе Клячиной" правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи. Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию. Потому Смоктуновский на премьере в ленинградском доме кино прямо на сцене стал передо мной на колени. Потому со Шкловским на просмотре в момент сцены похорон деда случился сердечный приступ. Потому же картину и запретили».

«Асино счастье» — так нелепо и цинично назывался оскопленный цензурой вариант 1966 года. Из него изъяли несколько краеугольных фрагментов (попытку самоубийства Аси, роды, исповедь прошедшего ГУЛАГ). Но и его нужно сохранить как документ репрессий в культуре. А первый, авторский — документ искусства и жизни 60-х в великолепном единстве этих двух стихий. По-моему это лучший фильм Андрона Кончаловского.

Стихия жизни — это село Безводное Горьковской области, его дома, полевой стан, природа вокруг. И его люди, ставшие не массовкой, а многоликим собирательным героем фильма. Несколько фигур из этого реального живого множества выдвинуты на крупный план действия. Колхозная повариха Ася Клячина; молодой шофер Степан, которого любит она, чьего ребенка носит под сердцем; пришлый человек из города, который любит ее.

В большом многолюдном фильме всего три профессиональных исполнителя: Ия Саввина (Ася), кинорежиссер Александр Сурин (Степан), Любовь Соколова. Остальные просто люди (электромонтер из Владимира, председатель местного колхоза, селяне). О них Кончаловский скажет так: «не актеры, но артисты», «удивительные натуры». Они вошли в фильм со своей судьбой, историей жизни, личностью и главное было не помешать им существовать в его художественном пространстве.

Интерес к человеку, доверие реальности — эти позиции искусства 60-х определяли все в эстетике фильма. Черно-белое изображение; импровизация на площадке; синхронная запись звука; съемка сразу двумя-тремя камерами; не покадровая, а поэпизодная съемка, предельно хранящая естественное течение действия.

Современное и вечное на равных жили на экране. Пока шли съемки фильма, убирали урожай года 1966. Голос неумолкающего радио фиксировал события текущего момента: землетрясение в Ташкенте, де Голль в Москве. А в кадре похороны сменялись родами, праздники — печалью, дождь — солнцем.

Три больших монолога-жития были крепко впаяны в действие фильма, а за ними три истории, три судьбы, три характера. Реальные люди, участвующие в съемках, просто рассказывали Кончаловскому о себе. Просто от души, искренно, не замечая камеры: жизнь, смерть, любовь, война, лагеря, — как все это переплелось. Талантливейший драматург не выстроил бы такой пьесы.

Авторы фильма: сценарист Юрий Клепиков, оператор Георгий Рерберг, сам режиссер — все люди городские. Снимая, они открывали для себя жизни деревни, жизнь народа. И им в этом помогала великая русская литература, дыхание которой так ощутимо в фильме: Л. Толстой, И. Тургенев, И. Бунин. От святых, блаженных героинь Ф. Достоевского вела свою родословную Ася Клячина. Как это поняла и тонко обозначила в своей современной героине Ия Саввина.

Этот фильм о терпении, верности, любви, о том, что ныне называется словом менталитет, а лучше назвать народной душой, справедливо отнести к лучшим образцам русского кино. Когда завершенный фильм привезли показать в Безводное, тем, кто в нем снимался, они встретили его с обидой. И одеты бедно, и жизнь некрасивая… Не хватало «возвышающего обмана». Не узнали себя люди в этом зеркале. Не тогда ли в душе режиссера Кончаловского зародились чувства, которыми вскормлен фильм «Курочка-Ряба»? Он не предложение, он отрицание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Главный приз ВКФ—88 в Баку; Приз Киноакадемии «Ника—88» за лучшую режиссерскую работу; Специальный приз итальянского проката МКФ в Пезаро—88; Премия ФИПРЕССИ для внеконкурсных фильмов МКФ в Зап. Берлине—88.

 


69. Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.